Прикрылись цифровизацией
Обновленный план восстановления экономики помог отложить на год резкое сокращение бюджетных расходов. Решить проблему бедности, безработицы и сокращения малого бизнеса он вряд ли способен
Правительство утвердило «Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике». Это ответ на падение спроса, доходов граждан, безработицу и все прочие проблемы, которые навалились на нашу и так не слишком активную экономику в 2020 году.
Многие входящие в план меры были приняты еще весной как оперативный ответ на пандемию. Сделать системный документ о том, как страна будет выходить из кризиса и возвращаться на траекторию экономического роста выше 3% годовых, поручил президент в конце весны. План восстановления экономики был представлен в начале июня и отправлен на доработку. Предварительная версия предполагала расходы в размере 5 трлн рублей на 2020–2021 годы. Тогда эксперты усомнились, что денег хватит. Расходы на реализацию новой версии плана оцениваются в 6,4 трлн рублей. Однако в эту сумму включаются и недополученные доходы бюджета, так что говорить о «вливании» в экономику 6,4 трлн рублей не вполне корректно.
Перераспределили силы
Действительно новых инициатив в плане мало, во многом это систематизация уже принимаемых и запланированных ранее мер по стимулированию роста экономики и борьбе с коронакризисом.
Среди задач, которые призван выполнить план, есть такие: рост реальной заработной платы на уровне не менее 2,0% (2,5% в версии плана от 31.05.2020); снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2021 году по отношению к предыдущему, то есть 2020 году (ранее сравнение было с 2019-м); рост розничного товарооборота на уровне не менее 2,5% (ранее 3%); рост объема платных услуг населению на уровне не менее 3,0% (ранее 2,5%). Как видим, многие целевые показатели были скорректированы в сторону понижения, что неудивительно с учетом ухудшающихся прогнозов по мировой экономике в целом и зависимости России от экспорта.
Дефицит федерального бюджета будет серьезно снижаться
К концу 2021 года число занятых в МСП и индивидуальных предпринимателей должна будет восстановиться до уровня первого квартала 2020 года; темпы роста оборота МСП должны быть выше темпов роста экономики в целом, а ежегодный рост числа малых и средних высокотехнологических компаний должен достигнуть 10% в год. Уровень же безработицы на конец 2021 года не должен превышать 5%.
Именно авторы плана, похоже, не дали Минфину резко сократить расходы в 2021 году: внесенный в Думу на прошлой неделе бюджет предусматривает, что 2021-й также будет закрыт с дефицитом, правда, вполовину меньше дефицита этого года (см. график), на уровне 2,4% ВВП. Однако план в 6,4 трлн рублей вовсе не означает, что расходы вырастут именно на эти 6,4 трлн рублей. Во-первых, как уже указывалось выше, значительная часть этих денег — недополученные доходы (например, на снижение страховых взносов). Во-вторых, некоторая часть денег взята из нацпроектов, которые, соответственно, денег недополучат. 11 млрд рублей за три года отрежут от федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»; 12,5 млрд — от переоснащения медицинским оборудованием федеральных медицинских организаций, имеющих в своей структуре онкологические подразделения; миллиард, предназначавшийся развитию детского здравоохранения, уйдет на строительство Камчатской краевой больницы. Доходит до смешного: ради плана поддержки населения и малого бизнеса урежут бюджетные ассигнования на поддержку кредитования МСП, в том числе производящего инновационную продукцию. Деньги со строительства железнодорожного Северного широтного хода Обская — Салехард — Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево и железнодорожных подходов к нему направят на субсидию ГК «Автодор» на строительство нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-7 «Волга».
Увеличение расходной части плана на 1,4 трлн рублей выглядит чисто техническим, потому что речь, скорее, идет о продолжении финансирования тех мер, которые были запущены ранее, а не о разработке новых механизмов помощи, сказала «Эксперту» старший аналитик Альфа-банка Наталия Орлова. Кроме того, из первоначальной цифры в пять триллионов рублей около двух триллионов приходилось на два нацпроекта: «Инфраструктурное строительство» и «Поддержка импортозамещения», — то есть эти средств и до карантина были забюджетированы и их включение в план помощи экономики носил скорее технический характер
«Чистых» же антикризисных расходов — 875 млрд рублей, именно на столько выросли расходы 2021 года «в целях продолжения реализации отдельных антикризисных мер».
Этапы восстановления экономики согласно плану правительства
1. Стадия адаптации
Июнь — сентябрь 2020 г.
Прекращение падения экономики относительно низшей точки 2-го квартала 2020 г.
2. Стадия восстановления
Октябрь 2020 г. — июнь 2021 г.
Снижение уровня безработицы по сравнению с низшей точкой падения экономики, квартальные показатели ненефтегазового ВВП, реальные денежные доходы населения не ниже уровня 2019 г.
3. Стадия активного роста
Июль — декабрь 2021 г.
Выход на устойчивые темпы экономического роста не менее 3%; устойчивый рост реальных денежных доходов населения; снижение безработицы до уровня не более 5%; восстановление числа занятых в МСП и ИП до уровня 2-го квартала 2020 г.; рост инвестиций в основной капитал на уровне не менее 4,5%
Цифровизация социалки
Вызывают вопросы и конкретные меры поддержки спроса, борьбы с бедностью и безработицей. Так, в качестве основных инициатив, обеспечивающих рост реальных доходов граждан, восстановление эффективной занятости и платежеспособного спроса, в плане значатся: адресные денежные выплаты, создание «Социального казначейства» (единой цифровой платформы для всех организаций и органов власти на всех уровнях), помощь потерявшим работу и оптимизация регулирования рынка труда. Расходы на социальные выплаты увеличены: так, расходы на единовременную выплату 10 тыс. рублей на каждого ребенка с трех до 16 лет увеличены с 197,2 млрд рублей до 234,1 млрд рублей, а расходы на ежемесячные выплаты нуждающимся семьям на детей в возрасте от трех до семи лет увеличены с 104,8 до 169,7 млрд рублей на 2020 год и с 125,1 до 199,1 млрд рублей — на 2021-й.
В целом очень большое внимание уделяется цифровизации всех процессов. «Дистанционный труд в связке с дистанционной системой переподготовки персонала может стать основой решения проблемы эффективной занятости населения в целом по стране», — пишут авторы плана.
«Множество пунктов плана касаются либо изменений технологии оценки нуждаемости граждан в социальной поддержке, либо системы учета всех видов оказываемой помощи, либо совершенствования работы службы занятости. Главный рефрен — использование цифровых платформ. Да, это может изменить механизм оказания услуг, но реально изменить ситуацию с доходами и занятостью — нет, — отмечает проректор Финансового университета Александр Сафонов. — Падение реальных доходов населения в первую очередь связано с безработицей и падением объема производства. Для восстановления докризисного уровня занятости необходимо создать не менее 2,7 миллиона рабочих мест. Но в программе таких цифр нет. А это очень важно для реальной эффективности политики занятости».
Конечно, возможность получать социальные пособия автоматически, без сбора целого вороха документов (этому будет способствовать система «Социального казначейства»), трудно переоценить. Вложения в инфраструктуру дистанционного переобучения для людей, потерявших работу, тоже чрезвычайно важны. В то же время, как отмечает Александр Сафонов, непонятно, как развитие срочных трудовых договоров поможет решить задачу создания новых рабочих мест. «Да, это поможет работодателям снизить уровень гарантий при увольнениях работников, что для первых благо, а для вторых — ухудшение условий найма, — поясняет он — Законодательное закрепление удаленной формы занятости — это про инструменты регулирования трудовых отношениях, но не про новые рабочие места».
Не стоит также забывать, что в России заработная плата составляет основу доходов населения. «Занятость — это не только ключевая задача для борьбы с безработицей это и ключевая задача для роста доходов населения, поскольку 70 процентов доходов населения формируется именно за счет этого источника, — рассказывает Александр Сафонов. — Но вопрос роста доходов от трудовой деятельности в программе вообще не обсуждается».
Есть и еще один неприятный момент. «Адресная социальная поддержка полностью обходит вопрос о помощи тем, кому “65 плюс”, то есть самым уязвимым в пандемию. Мнения экспертов здесь не учтены», — дополняет картину заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН, член правления Вольного экономического общества России Яков Миркин.
Малый и средний: ничего нового
В плане также уделяется большое внимание поддержке индивидуального, малого и среднего предпринимательства. Основные инициативы в этой области — сокращение налоговой нагрузки и прямая государственная поддержка, некоторые виды налогового стимулирования, в первую очередь для сокращения теневого сектора, а также опять цифровизация и попытка сократить количество проверок за счет внедрения риск-ориентированного подхода.
Нужно отметить, что большая часть «расходов» в рамках этой части плана — это как раз выпадающие доходы бюджета. Например, предоставление отсрочки по уплате налогов (за исключением НДС) и страховых взносов МСП из наиболее пострадавших отраслей обойдется государству в 96,62 млрд рублей в квартал (предоставляется за первый и второй кварталы). Несколько странно, что отсрочка полученных доходов оформлена в виде расходов, но, видимо, так было удобнее.
Что интересно, ежегодный рост числа малых и средних высокотехнологических компаний на 10% в год выделен в отдельную подзадачу в рамках задачи ускорения технологического развития экономики. При этом конкретная поддержка проектов на ранних стадиях предусмотрена только в рамках нового венчурного фонда Дальневосточного федерального округа (0,5 млрд рублей на 2020 год), и в одном пункте упоминается создание инновационной технологической инфраструктуры следующего поколения с участием РВК.
Наиболее яркой среди мер реальной помощи в плане Яков Миркин выделяет резкое снижение для МСП тарифов страховых взносов на зарплату. «Это для них крупная экономия. Хороший шаг к прекращению размывания корпуса МСП, к предотвращению дальнейшего ухода в ИП (там налоговая нагрузка гораздо меньше)», — уверен он.
Сами представители МСП высказываются о плане в положительном ключе. «Выработка мер поддержки происходила в тесном взаимодействии власти и бизнеса. Поэтому многие предложения бизнес-сообщества были обсуждены на различных площадках и включены в нацплан, в том числе самого высокого уровня, и в дальнейшем реализованы», — рассказывает президент «Опоры России» Александр Калинин. Он особо выделяет снижение ставки страховых взносов с 30 до 15 (охват — 6 млн МСП); освобождение от уплаты налоговых платежей, страховых взносов за второй квартал 2020 года; снижение для ИП взносов в ПФ РФ в 2020 году на 12 130 рублей (охват — 3,4 млн ИП); прямые субсидии предприятиям в наиболее пострадавших отраслях (по 12 130 рублей в месяц на каждого работника, было выдано 2,2 млн субсидий на общую сумму более 90 млрд рублей); отсрочку по уплате тела кредита и реструктуризацию кредитов по льготной ставке (охват — 1,8 млн МСП). Среди новых мер он выделил только доработку патентной системы налогообложения и отказ от индексации на 2021 год страховых взносов, уплачиваемых ИП.
«Обеспечит ли план восстановление занятости и доходов населения, рост экономики, так называемые целевые показатели — неизвестно. Слишком много переменных. Это может произойти само собой, если начнут восстанавливаться мировой спрос и цены на российское сырье. В 2020 году падение ВВП в ЕС – основном клиенте России — на 14 процентов, цены на нефть ниже прошлогодних примерно на 40 процентов, на газ — до 50 процентов, физические объемы поставок ниже. Если все это выправится само собой, мы услышим рапорты об успешном выполнении плана», — уверен Яков Миркин.
В то же время многие страны делали совершенно другие акценты при разработке своих антикризисных планов. «Если общенациональный план действий в первую очередь ориентирован на прямую поддержку — субсидии, то большинство других стран полагались в первую очередь на системные макроэкономические меры и изменение режимов для предприятий», — говорит директор Институт экономики роста имени П. А. Столыпина Анастасия Алехнович.
«План — это бюджет, налоги. А что будет с кредитом, процентом, валютным курсом, инфляцией? Будут ли они стимулировать рост? Станут ли нейтральны? Или, наоборот, как это было долгое время, останутся ограничительным барьером? — спрашивает Яков Миркин. — Процент по кредитам по-прежнему слишком велик для тех, кто собирается расти и строиться. Финансовые рынки и курс рубля, как и раньше, демонстрируют дикую волатильность».
Самые затратные статьи плана восстановления экономики на текущий момент
Копаете? Мы поддержим
В плане говорится, что необходим запуск нового инвестиционного цикла и комплекс мер, стимулирующий инвестиции. И в пятом его разделе, содержащем инициативы по запуску нового инвестиционного цикла и улучшению делового климата, на первом месте стоит создание механизма поддержки крупных инвестиционных проектов, в том числе на основе соглашений о защите и поощрении капитальных вложений (СЗПК).
Соответствующий закон был подписан президентом 1 апреля этого года и должен гарантировать инвесторам, что государство не будет применять в их отношении нормативно-правовые акты, которые могут ухудшить реализацию крупных инвестиционных проектов.
Несмотря на то что закон, запускающий процесс заключения этих соглашений, действует уже почти полгода, в плане содержится пункт о завершении создания нормативно-правовой базы СЗПК.
В частности, Минэкономики и Минфин уже в сентябре должны определиться с порядком заключения, изменения, учета, мониторинга и прекращения действия соглашений. А начиная с октября им предложено заняться развитием «механизмов реализации крупных частных инвестиционных проектов, в том числе расширение механизмов и круга лиц, которые смогут заключать СЗПК». В марте следующего года эта работа должна быть завершена, Минэкономики с декабря текущего года должен предоставить возможность компенсировать инвестору расходы на инфраструктуру и затраты на уплату части процентов по кредитам и займам, взятым для реализации инвестпроектов, в объеме поступающих налогов. И к декабрю же должен быть сформирован «стартовый» портфель инвестиционных проектов в рамках СЗПК в количестве не менее 15 штук.
О каких именно проектах может идти речь, в самом документе ничего не сказано. Ранее Минфин в ответ на запрос РБК сообщал, что «сейчас уже можно говорить о привлечении инвестиций на условиях СЗПК в объеме до 10 трлн руб.». По данным ведомства, обсуждаются проекты комплексного развития общественного транспорта в городах-миллионниках общей стоимостью около 500 млрд рублей, создание нефтегазохимических производств, в том числе по выпуску полиэтилена и моноэтиленгликоля, а также проекты в сфере лесопереработки.
Еще до принятия закона о защите и поощрении капиталовложений тогда еще действующий губернатор Иркутской области Сергей Левченко говорил, что под действие разрабатываемого закона могут попасть два региональных проекта: строительство целлюлозно-картонного комбината в Усть-Илимске группой «Илим» и создание газохимического комплекса по выпуску полиэтилена и моноэтиленгликоля Иркутской нефтяной компанией.
Группа «Илим» два года назад начала инвестиционный проект «Большой Усть-Илимск», который предполагает модернизацию действующих целлюлозных производств на комбинатах компании в Братске и Усть-Илимске, а также строительство нового целлюлозно-картонного комбината. Общий объем инвестиций — порядка 200 млрд рублей, а строительство нового комбината обойдется в 67 млрд рублей. Он будет производить более 600 тыс. тонн картона в год. После его запуска в 2022 году группа «Илим» станет одним из крупнейших в мире производителей небеленых упаковочных материалов. Общий объем их производства составит 1,5 млн тонн.
Основное технологическое оборудование для нового комбината уже закуплено. В числе прочего — сделанная по индивидуальному проекту самая мощная на сегодня в мире картоноделательная машина от немецкого концерна Voith. Сейчас на площадке идет строительство основных зданий и сооружений. Ввод комбината запланирован на 2022 год, выпускаемая продукция практически полностью пойдет на экспорт, прежде всего в Китай.
Что касается Иркутского завода полимеров, который строит Иркутская нефтяная компания, то он тоже в активной фазе: недавно ИНК сообщила, что на площадку доставлено необходимое технологическое оборудование, изготовленное в Японии, Корее и Китае. Завод планируется запустить в 2024 году, объем инвестиций — 168 млрд рублей, ежегодный выпуск товарной продукции — 650 тыс. тонн. Основной потребитель — Китай.
Таким образом, оба масштабных проекта были запланированы и даже начали реализовываться до того, как власти приступили к разработке законодательства, способствующего защите инвесторов. Иными словами, последние были готовы вкладывать деньги и при существующих на тот момент условиях, хотя вход под зонтик СЗПК, безусловно, улучшит перспективы реализации этих проектов.
Еще один механизм, призванный обеспечить прирост крупных инвестпроектов, — СПИК 2.0. В конце сентября был заключен последний спецконтракт по старым правилам: Минпромторг подписал СПИК с китайским автопроизводителем Haval, который обязался инвестировать 42,4 млрд рублей. Концерн, в частности, к 2022 году построит завод по производству двигателей, что на 90% закроет потребности в них российского предприятия Haval.
Что же касается самого СПИК 2.0, то он до сих пор еще не заработал. Известны случаи, когда на поданные в Минпромторг заявки на заключение спецконтракта в установленный срок не поступает никакого ответа — нет ни отказов, ни положительного решения. Вместе с тем в «Общенациональном плане…» указано, что запуск СПИК 2.0 должен состояться в августе этого года.
План содержит перечисление ряда крупнейших инфраструктурных проектов, также призванных способствовать запуску нового инвестиционного цикла. Среди них увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба, строительство ЦКАД, скоростной автодороги Москва — Нижний Новгород — Казань, модернизация нескольких региональных аэродромных комплексов и ряд других, которые уже находятся в стадии реализации.
Часть проектов, стартующих в этом году и позже, также были заранее намечены. Это, например, модернизация тепловой генерации, программу которой утвердил еще Дмитрий Медведев в начале прошлого года, а также создание и реконструкция морских портов, что предусмотрено ранее принятым федеральным проектом «Развитие морских портов», рассчитанным до 2024 года.
Недавно Минтранс подготовил корректировки в этот проект, которые предполагают его продление до 2030 года, и направил их в правительство. Но в плане пока по-прежнему 2024 год обозначен как срок окончания реализации проектов по морской портовой инфраструктуре.
Впрочем, есть большая вероятность, что число СЗПК будет быстро расти за счет сырьевых проектов. На днях Дума приняла поправки в Налоговый кодекс, повышающие НДПИ для руд. Прежним размер НДПИ остался лишь для полезных ископаемых, добытых в рамках СЗПК для новых месторождений (подробнее см. «Вспомнили про недра» на стр. 38). Так что новый инструмент по факту может стимулировать лишь добывающие проекты, что вряд ли соответствует цели развития российской промышленности.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl