Протесты детских колясок: как британские женщины боролись за равные права в XX веке
Профессор Университета Линкольна Кристи Кауман вспоминает историю женского протеста в Великобритании: от бунта против автомобилей в начале прошлого века и борьбы за право безопасно выходить на улицы ночью до сегодняшних протестов против оскорблений женщин-парламентариев в соцсетях
С 22 по 28 октября посольство Великобритании в России провело онлайн-фестиваль Different Ever After. Идея фестиваля заключалась в том, чтобы показать Соединенное Королевство вне рамок привычных стереотипов. Программа включала в себя несколько лекций, одну из которых прочитала профессор Университета Линкольна Кристи Кауман. Она подробно рассказала об истории женских движениях в Великобритании — от начала движения суфражисток до наших дней. Forbes Woman публикует фрагмент из выступления профессора Кауман о женских движениях начиная с 30-х годов XX века.
Баррикады против автомобилей
Появление автомобиля в значительной степени изменило британские города XX века. Некоторые историки называют автомобили фактором, который положительно повлиял на жизнь женщин и дал им небывалый уровень автономии и независимости. Это, возможно, было справедливо для более состоятельных людей, которые могли позволить себе машины, но у большинства женщин было совсем другое отношение к развитию автомобилей. В рабочих районах увеличение числа автомобилей на дорогах угрожает традиционному использованию улиц как преимущественно женских пространств: вы можете это видеть на фотографиях 1940-1970-х годов. Улицы в рабочих районах давно считались местом для общения женщин. Еще одна функция, которую часто выполняют улицы, — это безопасное пространство для детей.
Дороги на улицах в рабочих районах первоначально предназначались для обслуживающих автомобилей (мусоровозов или фургонов доставки), а не для проезда жителей.
Между делом (а в действительности большую часть дня) улицы становились пространствами, где играли дети, пока их матери по очереди за ними присматривали и сплетничали с соседями. Смертоносный потенциал машин стал очевиден до Второй мировой войны, когда в Британии резко выросло число несчастных случаев. Дети были не только меньше и с большей вероятностью могли пострадать от серьезных травм, но еще и чаще оказывались на улице, поэтому были затронуты непропорционально сильно. С 1927 по 1937 год под колесами автомобилей погибли 14 000 детей. Поначалу власти пытались решить эту проблему, отделяя детей от машин с помощью перил и пешеходных переходов. Но незадолго до войны главный констебль Салфорда, небольшого города неподалеку от Манчестера, опробовал новый подход, основанный на опыте Нью-Йорка. Ряд улиц Салфорда был временно закрыт для автомобилей в определенные часы, чтобы дети получили к ним свободный доступ. Эксперимент сократил число несчастных случаев в два раза и привел к принятию новых законов об улицах для игр.
Закон вступил в силу в 1938 году, незадолго до войны, и предоставил местным властям право выделять улицы для игр. Однако во многих городах муниципальные власти не спешили действовать, поскольку они часто сталкивались с возражениями со стороны местных жителей, которые не имели детей, неверно понимали цель изменений и боялись, что дети заполонят улицы. Другое, более влиятельное лобби новых автомобилистов, зачастую связанное с более состоятельными людьми или с деловым сообществом города, настаивало на свободе передвижения. С другой стороны, многие муниципалитеты сталкивались с возмущением матерей, которые намеревались принудить местные власти к действию.