Санкции привели к серьезным препятствиям в научном общении

ЭкспертНаука

Отключение от научной сети

Санкции привели к серьезным, но пока преодолимым препятствиям в научном общении и в доступе к научной информации. И все же необходимы усилия, соразмерные вызовам

Виталий Лейбин

Международное сотрудничество для создания термоядерного реактора ИТЭР продолжается. AP/TASS

На прошлой неделе стало известно, что международная база научной информации Web of Science перестала быть доступной в России. Ранее она позволяла российским ученым знакомиться с результатами работы коллег (без чего невозможно работать на современном уровне), а эксперты и управленцы оценивали рейтинги цитируемости отдельных исследователей, научных институтов и университетов. Блокировка Web of Science не приведет к коллапсу российской науки, благо есть другие базы данных. Имеется, в конце концов, «пиратская» система Sci-Hub, созданная еще в 2011 году российской активисткой Александрой Элбакян. Тем не менее доступ к научной информации — вещь настолько серьезная, что требуется масштабное реагирование на уровне страны.

Ответа нет

Вице-президент Российский академии наук Алексей Хохлов, комментируя закрытие Web of Science для российских ученых, заявил, что для отечественной науки необходимо создать собственный поисковик научной информации, который восполнит потери:

«1. Я сожалею. Сервис был удобный. Я так понимаю, что на компанию Clarivate Analytics, которая ведет Web of Science, было оказано давление.

2. Разумеется, ни о какой блокировке доступа российских ученых к мировой научной информации речи не идет. В современном мире это невозможно. Кто ищет, тот всегда найдет.

3. Очень актуальной становится задача создания российского поисковика в море научной информации. Мне кажется, что ближе всего к решению этой задачи сейчас находится Научная электронная библиотека elibrary.

4. Определенные надежды можно связывать и с Российским центром научной информации (преемником РФФИ). Это для них реальная и полезная для научного сообщества задача (а не то, что они написали в недавно вывешенном на regulation проекте устава)».

Вице-президент РАН Алексей Хохлов. Николай Галкин/ТАСС

Вопрос о создании Российского центра научной информации (РЦНИ) в конце апреля стал предметом публичного конфликта между РАН и Министерством науки и высшего образования. РЦНИ создается на базе Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) — старейшего грантового фонда, который в начале прошлого года перестал объявлять новые конкурсы и его проекты попытались заместить проектами Российского научного фонда (РНФ). Еще тогда сворачивание программ РФФИ не вызвало понимания в научной среде: непонятно, зачем уничтожать то, что давно и хорошо работает, и глупо терять накопленные в РФФИ компетенции.

«Исходно было понимание, что РФФИ, который был полезен и нужен, будет преобразовываться в Российский центр научной информации, — пояснил в интервью “Эксперту” Алексей Хохлов. — Есть чем заниматься — например, доступом к научной информации, реферативными базами, созданием платформы российских журналов в открытом доступе».

Однако в опубликованный проект устава РЦНИ не попали всем понятные задачи организации доступа к научной информации и частичного импортозамещения научной прессы. Зато попал почти весь функционал РАН. На это в ходе консультаций с Министерством науки и образования обратили внимание академики и вроде бы нашли понимание в министерстве — документ поначалу даже решили доработать. Однако проект, который РАН не согласовала, все же был опубликован без изменений. «Экспертная деятельность, которую сможет осуществлять РЦНИ, будет лишь дополнительной по отношению к экспертизе научно-технических программ и проектов, осуществляемой РАН», — успокаивают в Минобрнауки.

«Пока мало что поменялось в управлении наукой после 24 февраля», — заявил Хохлов «Эксперту». Еще в начале апреля он рассказывал, что между учеными и правительством проходят консультации и по теме участия Академии в решении срочных задач технологического импортозамещения, и по теме дебюрократизации управления наукой (см. «Дать науке свободу», «Эксперт» № 14 за 2022 год). Задолго до объявления западных санкций российская наука находилась в условиях искусственной бюрократической самоизоляции; из-за этого, например, реактивы и расходные материалы для научных исследований, которые западные ученые получали в течение суток после заказа, отечественные лаборатории ждали месяцами. Одно только это, без учета прочих факторов, уже программирует отставание в экспериментальных отраслях науки. Была надежда, что санкции вынудят пойти на радикальное упрощение как минимум закупок и отчетности в науке.

«Масштабной дебюрократизации пока не произошло, — говорит Алексей Хохлов. — Единственное принятое на сегодняшний день решение связано с тем, что для оценки научных результатов не обязательны публикации, которые индексируются в международных базах Web of Science и Scopus. Но, с моей точки зрения, это было не самое срочное решение, поскольку статьи, написанные российскими авторами, пока принимаются в высокорейтинговые иностранные журналы».

Будет ли бойкот

Тем временем блокада российской науки усиливается.

«На личном уровне все всё понимают, но попытки реально что-то сделать встречают препятствия, — сетует профессор “Сколково”, химик-кристаллограф Артем Оганов. — Пока реального бойкота российской науки нет, наши статьи выходят в международных журналах; официально отказали только второсортные журналы (журналы открытого доступа, за публикацию в которых авторы должны заплатить, что сейчас технически невозможно, и которые как раз имеет смысл заменить российскими аналогами. — “Эксперт”). Но чувствуется, что бойкот становится все более возможным».

Профессор Сколтеха Артем Оганов. Николай Галкин/Фотохост-агентство ТАСС

На сегодняшний момент все западные страны прекратили контакты с российскими научными организациями. Для наших ученых, в частности, закрыт доступ на международные экспериментальные установки, в числе прочего и те, в которые россияне внесли существенный научный и финансовый вклад — например, в Европейский центр ядерных исследований (ЦЕРН). Разорвано партнерство в крупных космических проектах — европейском «ЭкзоМарс-2022» и российском «Спектр-РГ». Сотрудничество в создании термоядерного реактора ИТЭР во Франции пока продолжается, но это, возможно, последний крупный научный проект, где российские ученые и инженеры все еще работают вместе с западными.

Прерываются даже личные контакты. «Хочется верить, что это слухи или отдельные эксцессы, но поступают сообщения, что ученым в Финляндии запрещают даже писать электронные письма российским коллегам, — рассказывает Артем Оганов. — Британское Королевское химическое общество, в котором я состою, не может мне прислать экземпляры моей же книги, выпущенной издательством общества, не может перечислить мне гонорары. Правда, довольно благородно с их стороны, что они смогли зачесть мне членский взнос, который в этом году я по понятным причинам внести не могу».

Российские и западные ученые на личном уровне пытаются сохранить былые взаимоотношения, но успехи на этом пути крайне скромны. Большинство попыток наталкивается на бетонную стену, возводимую политиками.

Артем Оганов вместе с известным биологом, профессором Университета Осло (Норвегия) Нильсом Стенсетом написали письмо в редакцию авторитетного научного журнала Nature с призывом не скатываться до полного бойкота российской науки западными коллегами: «В трудные времена, которые мы сейчас переживаем, ученые должны продолжать поддерживать контакты друг с другом и держать двери открытыми даже тогда, когда дипломаты уже попытались их закрыть»…

В редакции Nature ученым ответили, что публикация подобного письма их не интересует — посоветовали другое издание, которое, по словам Оганова, и вовсе не отвечает.

Десятилетие науки

Указом президента от 25 апреля ближайшие десять лет в России объявлены десятилетием науки и технологий. Несмотря на геополитический кризис, руководство страны показывает, что думает о технологическом будущем страны.

«Объявлено десятилетие науки и технологий. Наверное, это неплохо — главное, чтобы что-то делалось, — говорит Артем Оганов. — Объявлен курс на импортозамещение, и это важно. Но на недавно состоявшейся встрече руководителей государства с учеными прозвучал довольно тревожный сигнал. Было объявлено, что абсолютным приоритетом является решение текущих задач страны, а фундаментальные проблемы становятся второстепенными. На коротком этапе это допустимо, но в среднесрочной и долгосрочной перспективе, конечно, без фундаментальной науки решение каких бы то ни было практических задач невозможно. Я надеюсь, руководство страны это понимает. И конечно, хотелось бы верить, что определенная либерализация и дебюрократизация в управлении наукой все же произойдут».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Русский фастфуд быстро не накормит Русский фастфуд быстро не накормит

Фастфуд уверенно теснит рестораны на рынке общественного питания

Эксперт
ЗОЖ, эмоции, экономия и патриотизм ЗОЖ, эмоции, экономия и патриотизм

Какие новые ценности молодых потребителей повлияют на рынки в будущем

Монокль
Реформа армии Реформа армии

Петр I провел радикальную реформу армии по европейскому образцу

Дилетант
Тепло Африки Тепло Африки

Панорамные виды, террасы и единение с природой — сам ландшафт стал соавтором

SALON-Interior
«У нас все сделано для того, чтобы производить здесь» «У нас все сделано для того, чтобы производить здесь»

Глава OSQ Group Евгений Токаренко — о том, что делать, когда впереди вся жизнь

Эксперт
Читаем Читаем

Книги о мечтателях, бунтарях, романтиках, о тех, кто не сдается и меняет правила

СНОБ
«Без общества потребления научно-техническое отставание СССР было неизбежным» «Без общества потребления научно-техническое отставание СССР было неизбежным»

В 1970-е СССР начал отставать от Запада, однако в развале это не сыграло роли

Эксперт
Зачем вам секс? Зачем вам секс?

16 основных мотивов для секса

Men Today
Чем опасна «редкоземельная лихорадка» Чем опасна «редкоземельная лихорадка»

Причины резко возникшего интереса к редкоземельным металлам

Ведомости
«Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю» «Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю»

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Две выдающиеся личности

OK!
Вечный двигатель Вечный двигатель

Белла Филатова о том, как «чужое» место может стать «своим»

Seasons of life
Токсичная любовь Токсичная любовь

Почему мы не замечаем тревожные сигналы в отношениях?

Лиза
Денис Власенко. Наш киношный Сигма-Бой Денис Власенко. Наш киношный Сигма-Бой

Денис Власенко уверен — творчество должно рождаться из счастья, а не из горя

Караван историй
Что едят в космосе Что едят в космосе

Рассказываем про пищу для космонавтов и по каким принципам она подбирается

Maxim
Философия Паддингтона: «Откройте свой разум, и ноги последуют за ним» Философия Паддингтона: «Откройте свой разум, и ноги последуют за ним»

Как простой медведь из дремучего Перу оказался на обложках Esquire и Time Out

СНОБ
Прогулка по Казани Прогулка по Казани

«Третья столица» – одно из популярных направлений для короткого путешествия

Лиза
Базовый элемент Базовый элемент

История Джо Ди Маджо – легендарного игрока «Янкиз»

Ведомости
«Семья» – это главное «Семья» – это главное

Самым «дорогим» национальным проектом до 2030 г. станет «Семья»

Ведомости
Опасный архипелаг в Сердитом море Опасный архипелаг в Сердитом море

Как открывали «Острова Россиян», которые стали французской колонией

Вокруг света
Как выбрать школу для первоклассника Как выбрать школу для первоклассника

Почему готовность ребенка к обучению – это не про чтение и письмо

Здоровье
Петр Тодоровский: Изменить жизнь можно, а вот изменить себя крайне трудно Петр Тодоровский: Изменить жизнь можно, а вот изменить себя крайне трудно

Петр Тодоровский о непростом пути в кинематограф

Ведомости
Наталья Селезнева: «Перехожу в разряд антиквариата, и это мне нравится!» Наталья Селезнева: «Перехожу в разряд антиквариата, и это мне нравится!»

Судьба играет человеком, а человек играет на трубе

Караван историй
Сила – в музыке транзисторов. Асинхронный привод Сила – в музыке транзисторов. Асинхронный привод

Что помешало поставить асинхронные двигатели на ВЛ80К в роли тяговых?

Наука и техника
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
Кейс Кейнса Кейс Кейнса

Как теория британского экономиста покоряла мир

Деньги
Фитнес-геометрия Фитнес-геометрия

Уникальная методика тренировок от фитнес-редакторов Ксении Ruff и Олега Майами

ЖАРА Magazine
Я никогда не ждала принца на белом коне Я никогда не ждала принца на белом коне

Актриса Валентина Ляпина размышляет о героине сказки «Царевна-лягушка»

Новый очаг
Мечты вредят вашему здоровью Мечты вредят вашему здоровью

Говорят, мечтать не вредно. А что, если наоборот?

СНОБ
Сапог — оружие богатыря Сапог — оружие богатыря

Cвязаны ли в действительности Илия Печерский и легендарный герой Илья Муромец?

Дилетант
У бонобо нашли вокальные диалекты У бонобо нашли вокальные диалекты

Ученые сравнили вокализации бонобо из трех разных зоопарков

N+1
Открыть в приложении