Глава OSQ Group Евгений Токаренко — о том, что делать, когда впереди вся жизнь

ЭкспертБизнес

«У нас все сделано для того, чтобы производить здесь»

Годовой рост на 50%, инвестиции в разработку новых продуктов и производств, поставки в десятки стран мира и планы глобальной экспансии: глава OSQ Group Евгений Токаренко — о том, что делать, когда впереди вся жизнь

Николай Ульянов

Евгений Токаренко: практически всю прибыль мы реинвестируем в производство

«Упаковка погубит этот мир» — расхожий тезис защитников окружающей среды. И с ними трудно не согласиться, ведь именно упаковка составляет львиную долю в бытовых отходах. А ее «сложносочиненность», смешение различных материалов в одном продукте, зачастую делает упаковку непригодной для разделения на составляющие и исключает их дальнейшее использование в качестве вторичных материальных ресурсов.

И здесь нам показался интересным опыт компании — производителя картонной упаковки для пищевых продуктов, которая пытается разрешить эту проблему — сделать технологичную упаковку с хорошими потребительскими качествами и при этом безопасную для окружающей среды.

Генеральный директор группы компаний OSQ Евгений Токаренко рассказал «Эксперту» о том, как начинался бизнес, как на него повлияли санкции и почему производством лучше заниматься в России.

— Это был 2009 год, весна. Нас трое было, тех, кто организовал эту компанию, все из разных сфер. Я пятнадцать лет отработал в HoReCа. В разных ресторанах. «Макдональдс», KFC, «Кофе Хауз», у Новикова. Путешествуя много по миру, в том числе по работе, ты смотришь на то, что делают другие. Для нас европейский рынок был неким бенчем, потому что с точки зрения технологий, потребления он самый высокоразвитый. Все, кто крутится в ресторанном бизнесе, за идеями едут в Европу. И мы увидели там тренд на потребление еды навынос и на упаковывание ее не в традиционный пластик, а в картонную упаковку. На нашем рынке этого вообще не было, кроме стаканов, наверное. Их здесь финская Huhtamaki производила с девяностых годов, один из немногих иностранных производителей, которые есть в России. А все остальное никто не делал.

Мы посмотрели, какие есть производители на европейском рынке, что они делают. Мы не с нуля придумали коробку для сэндвича. Мы просто взяли, посмотрели, как там это происходит, попробовали у себя адаптировать. Начиналось у нас производство с 300 квадратных метров. Попробовали попроизводить. И у нас получилось. Попробовали попродавать. И у нас опять получилось. Конечно, это было тяжело — пытаться людей «переобуть» с того же самого пластика, потому что разница в цене была почти в два раза. Но основной посыл у нас был в том, что в нашей упаковке их продукт может продаваться дороже. На фоне общей стоимости стоимость упаковки была не очень большая. Условно, упаковка пластиковая стоила четыре рубля, наша — восемь. А сэндвич стоил 150. Возьми сэндвич и продавай по 170, потому что он уже по-другому смотрится, у него даже некая премиальность появляется, и потребитель на эту историю лучше идет. И ты здесь заработаешь 20 рублей, а дополнительно потратишь четыре. А 16 рублей ты получишь, потому что у продукта совсем другой вид. Вот так мы начали формировать рынок потребления нашей упаковки. И ее ассортимент: кому-то нужно упаковывать салаты, кому-то — лапшу, третьему — пирожные, еще кому-то — сэндвичи, пятому — еще что-то.

— Прежде чем начать производить, вы уже договорились с кем-то о сбыте?

— Учитывая, что мы достаточно плотно знали HoReCa, а это такое сообщество… Вот я возьму телефон, у меня там три с половиной тысячи контактов, и при желании я через вторую, третью руку могу найти собственника любого ресторана. Конечно, мы предварительно сели, поговорили, прежде чем инвестировать. Мы достигли фундаментальных договоренностей. Так, вслепую, просто открыть производство и ходить кому-то что-то предлагать — риски очень высокие.

— Деньги для старта где взяли?

— Собственный капитал. Так как начало было не очень большое, и деньги были не очень большие — тысяч по 600–700 скинулись. Рублей, конечно. Вход был копеечный на рынок. Купили маленький станочек. Эти станочки были недорогие.

— Где покупали?

— В Китае.

— Станки из Китая, а производство смотрели в Европе…

— Смотрели, какой есть продукт в Европе. А оборудование уже смотрели в Китае.

— А почему не купили то оборудование, которое используют европейские производители?

— Мы не могли его купить, потому что оно дорогое было для нас тогда.

— И вы купили аналогичное в Китае.

— Да. У китайского низкая производительность, да, они чаще ломаются, да, есть сложность с поставками запчастей. Но есть некий плюс: к нему, условно говоря, запчасти от КамАЗа подходили.

— Позже произошла замена китайского оборудования на европейское?

— Конечно. Но мы все равно в процессе своего развития покупали китайское оборудование. Для того чтобы развиваться большими темпами, нужен больший объем инвестиций. Но когда ты маленькая компания, тебе никто ничего не дает.

— Не подо что давать, нет залога…

— Да. А когда ты начинаешь становиться большим, ты и банкам становишься интересным. Но когда ты становишься большим, то начинаешь выбирать. Это, кстати, проблема нашего государства в те времена была: на старте маленьким компаниям, которые только начинают расти, у которых отсутствует собственный капитал, нужно было помогать с финансированием. А у нас раньше помогали только там, где есть гарантия возврата. Сейчас, конечно, очень много программ. В Калининградской области Фонд развития промышленности финансирует даже ипэшников. Если у тебя что-то получается, можно пойти к государству, получить деньги на льготных условиях. Но это только сейчас происходит. Тогда этого вообще ничего не было.

Так что поначалу мы пополняли парк оборудования китайскими станками, но уже теми, что получше. Сейчас дошли до того, что технологически перевооружаем старую площадку, меняем оборудование. А в Калининграде, где мы недавно открыли завод, полностью новое оборудование: где-то процентов 60 — это европейцы: швейцарские высечки, немецкие склеечные машины. Есть там и китайское оборудование, но китайское дорогое. Оно по цене от европейских аналогов не сильно отличается. Например, можно купить самую бюджетную машину для склейки стаканов — уложиться в полтора миллиона рублей. Аналогичная американская стоит 25 миллионов рублей. Немецкая есть по 20. Мы купили Китай по 15. Это современный качественный Китай.

— Пока вы росли, китайцы тоже росли.

— Да. Они молодцы, они очень хорошо копируют, вперед идут очень сильно.

— К российским производителям не пробовали обращаться?

— А нет, во всяком случае в нашей области, российского станкостроения вообще. И в советское время тоже не было. Мы, по сути, близки к типографии, только без печати. Но и там все машины, даже купленные в советское время, производились в Чехии и Германии. В основном в Восточной Германии. Рынка этого оборудования у нас не существует.

— Может, вы плохо смотрели?

— Нет, мы смотрели, мониторили рынок. Я вам даже больше скажу. Мы приехали в один из московских технических университетов лет пять назад и сказали: «Ребят, слушайте, у нас есть запрос вот на это оборудование. Вы для нас разработаете? Мы готовы оплатить научно-исследовательские разработки и сделать это оборудование». Они сказали: «Вы нам неинтересны». Всё.

— Как быстро вы росли?

— Среднегодовой прирост до 2021 года, когда произошло снижение из-за ковида, а сейчас из-за новых санкций, у нас составлял около 50 процентов. Вообще, амбициозные планы были на 2021 год, мы хотели вырасти на 65 процентов. Но не получилось. Получилось в районе 30.

В первом квартале 2022 года прирост в годовом исчислении был порядка 37 процентов, хорошо начинали и шли по нарастающей. А потом, когда все началось, потребители по инерции еще сначала закупались, а затем пошел плавненький спад. Рост по итогам года будет, но не больше десяти процентов.

OSQ Group — производитель картонной упаковки для предприятий из сфер HoReCa, «ретейл» и «пищевое производство». OSQ Group создана в 2021 году на базе компании DOECO, история которой насчитывала более 12 лет. К OSQ Group перешли все производственные мощности, активы, технологические наработки и другие ресурсы DOECO. В настоящее время часть команды DOECO производит картонную упаковку под новым брендом. Конечные бенефициары OSQ Group — Евгений Токаренко и Антон Греков. В продуктовый портфель OSQ Group входят контейнеры для салатов и лапши, одноразовые ланч-боксы, упаковка для фастфуда и сэндвичей, суши и роллов, упаковка для кондитерских изделий, а также круглые формы и многое другое. В составе компании две производственные площадки: в г. Видное (Московская область) и в Калининграде. Потенциальный объем производства при максимальной загрузке обеих площадок — 80 млн единиц упаковки в месяц. Уровень локализации производства — 95%. В 2021 году произведено 384 млн единиц упаковки. По итогам 2022 года планируется достичь показателя 432 млн единиц. Рост в натуральном выражении — 10%. Компания поставляет свою продукцию более чем в 60 стран мира, имеет филиалы в крупных городах России, несколько зарубежных филиалов. Число сотрудников — 510 человек. Выручка по итогам 2021 года — 4 млрд рублей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Яндекс»: умножение делением «Яндекс»: умножение делением

Главная IT-компания России «Яндекс» разделилась на две части

Эксперт
Магия слова Магия слова

Аффирмации, которые помогут приблизить осуществление заветной мечты

Лиза
Невозможный гость из нашей галактики Невозможный гость из нашей галактики

В Баксанской обсерватории зарегистрирован мощный след космической катастрофы

Эксперт
«Жил-был Анри Четвёртый…» «Жил-был Анри Четвёртый…»

Почему Генрих IV получил прозвище «добрый король»

Дилетант
Сдержанное чудо Сдержанное чудо

Российское инвестиционное чудо: существует ли оно

Эксперт
Как поздний прием пищи влияет на организм и лишний вес: последние исследования Как поздний прием пищи влияет на организм и лишний вес: последние исследования

Ночные перекусы не приводят ни к чему хорошему

TechInsider
Непостижимый мир Непостижимый мир

Как вести бизнес при зашкаливающей неопределенности и непрогнозируемых рисках

Forbes
Обратная сторона праздников: почему они радуют далеко не всех Обратная сторона праздников: почему они радуют далеко не всех

Почему все больше тех, кто признается, что праздники для них — грустное время?

Psychologies
Пять осей на службе промышленности Пять осей на службе промышленности

Российская компания разработала и серийно производит пятиосевой 3D-принтер

Эксперт
Помогает ли организму витамин С в борьбе против простуды? Помогает ли организму витамин С в борьбе против простуды?

Разбираемся, что стоит за теорией о пользе огромных доз витамина С

TechInsider
Модель для доллара: чему крипторынок может научить классических финансистов Модель для доллара: чему крипторынок может научить классических финансистов

Криптовалюты помогают моделировать критические ситуации на финансовом рынке

Forbes
Ришельё на дамбе Ла-Рошели Ришельё на дамбе Ла-Рошели

Картина французского художника Анри-Поля Мотта, посвященная дамбе Ла-Рошель

Дилетант
Шутки в сторону: как стендап помогает женщинам говорить о своих правах Шутки в сторону: как стендап помогает женщинам говорить о своих правах

Как женщины по всему миру доказывают, что они умеют шутить

Forbes
Хромая шпионка: как английские разведчицы работали в оккупированной Франции Хромая шпионка: как английские разведчицы работали в оккупированной Франции

Женщины-агенты, выполняющие секретные поручения

Forbes
На изящном: как итальянский монах-иезуит Джузеппе Кастильоне стал придворным художником в Китае На изящном: как итальянский монах-иезуит Джузеппе Кастильоне стал придворным художником в Китае

Монах Джузеппе Кастильоне создал при китайском дворе около двухсот картин

Правила жизни
Пеле, Артемьев, Вествуд: нормально ли оплакивать знаменитостей? Пеле, Артемьев, Вествуд: нормально ли оплакивать знаменитостей?

Что думают психологи о скорби по знаменитостям?

Psychologies
«Мы видим перспективы в каждом регионе» «Мы видим перспективы в каждом регионе»

Azimut Hotels активно наращивает присутствие на российском гостиничном рынке

Эксперт
Как избавиться от тревоги и жить спокойно Как избавиться от тревоги и жить спокойно

Отрывок из книги «Тревога не то, чем кажется»

Psychologies
Как распознать инсульт Как распознать инсульт

Как понять, что у человека инсульт и что делать, чтобы не потерять время

Лиза
Как не стыдно: все забыли настоящее имя медведя, и почему его жилище называется берлога, а не медвелога? Как не стыдно: все забыли настоящее имя медведя, и почему его жилище называется берлога, а не медвелога?

Какое настоящее имя у косолапого сладкоешки?

TechInsider
«Свобода жутко энергозатратна»: Александра Маринина о темных временах и новом романе «Свобода жутко энергозатратна»: Александра Маринина о темных временах и новом романе

Александра Маринина — о том, как современные детективы раздвигают жанровые рамки

Forbes
Актриса Софья Лебедева: «Съемки для Netflix — это четкий отработанный механизм, функционирующий без накладок» Актриса Софья Лебедева: «Съемки для Netflix — это четкий отработанный механизм, функционирующий без накладок»

«Сноб» поговорил с актрисой Софьей Лебедевой об опыте съемок в сериалах

СНОБ
Светлaя стоpoнa Светлaя стоpoнa

Где проходит граница между искусством и коммерцией?

Цифровой океан
8 поводов, из-за которых вы ссоритесь и 8 способов быстро помириться: это работает! 8 поводов, из-за которых вы ссоритесь и 8 способов быстро помириться: это работает!

Советы для всех, кто хочет найти способ быстро помириться с любимым

VOICE
Дрожь земли Дрожь земли

В 2023 году 90 лет исполняется Уралмашзаводу

Men Today
Откуда у людей появляется кариес, что происходит при этом заболевании и насколько оно опасно? Откуда у людей появляется кариес, что происходит при этом заболевании и насколько оно опасно?

Вот почему появляется кариес и как не допустить его образования

TechInsider
Территория стиля Территория стиля

Креативный и модный интерьер арт–пространства Biart

SALON-Interior
Отмазочные материалы: самый полный гид по мужским оправданиям (от автора оправданий!) Отмазочные материалы: самый полный гид по мужским оправданиям (от автора оправданий!)

Женщина говорит загадками, а мужчина — отмазками

VOICE
Не романтика, а пытка: 4 причины, по которым ты бы убежала в ужасе с бала в Зимнем дворце Не романтика, а пытка: 4 причины, по которым ты бы убежала в ужасе с бала в Зимнем дворце

Думаешь, русские аристократки мечтали о балах?

VOICE
Как распознать бабника: 10 признаков — проверьте вашего партнера Как распознать бабника: 10 признаков — проверьте вашего партнера

Как распознать бабника и что делать, если он встретился вам на пути?

Psychologies
Открыть в приложении