Альянс Stellantis намерен попасть в тройку лидеров мирового автопрома

ЭкспертАвто

Освещенные звездами и грядущей оптимизацией

Новый международный автомобильный альянс Stellantis намерен попасть в тройку лидеров мирового автопрома. В условиях трансформации спроса новый концерн планирует делать ставку на развитие электромобилей и оптимизацию издержек путем унификации производства. Впрочем, в эту сторону двигаются и другие ведущие игроки авторынка

Алексей Грамматчиков

До конца года Stellantis намерен представить десять новых моделей электромобилей, а к 2030 году довести долю их продаж до 35% (на фото: новый электрокар альянса Citroën Ami)

Начало года ознаменовалось для мирового автопрома рядом важных событий. Самое громкое из них — слияние группы Fiat-Chrysler (FCA) и Peugeot-Citroën (PSA), в результате чего появился международный альянс, получивший название Stellantis (слово происходит от латинского stello и романтически переводится как «освещенный звездами»). Объятия американских, итальянских и французских автопроизводителей не стали неожиданностью: о создании концерна было официально объявлено еще в октябре 2019 года, сейчас же завершены все формальности, штаб-квартира нового трансатлантического автогиганта получила прописку в Амстердаме, акции Stellantis начали торговаться на Нью-Йоркской и других фондовых биржах.

Сложный маршрут

Слияния и поглощения крупных компаний, как правило, происходят не от хорошей жизни, вот и участники нового автомобильного альянса двигались к объединению ухабистой дорогой. Концерн Chrysler, один из исторических столпов американского автопрома, член «большой тройки» американской автомобильной промышленности (вместе с GM и Ford) в последние десятилетия переживал периоды сильной турбулентности. Оказавшись на грани разорения в середине 1990-х, компания в 1998 году стала частью немецкого концерна Daimler-Benz. Однако позже альянс Daimler-Chrysler распался, и в 2007 году немцы с большими убытками избавились от заокеанского актива. Подоспевший кризис 2008 года чуть было не добил американскую компанию: в апреле 2009-го Chrysler объявил о техническом банкротстве, но был спасен благодаря щедрым субсидиям правительства США. Тогда же часть акций и оперативное управление были переданы итальянскому Fiat, который позже, в 2014 году, получил полный контроль над американским автопроизводителем.

Не все гладко в последнее время шло и у Fiat, который в 2011 году пережил кардинальную реструктуризацию (концерн был разделен на две дочерние компании, одна занимается легковыми, другая — коммерческими автомобилями). Трудности испытывала и французская группа Peugeot-Citroën, которая за последние десять лет вынуждена была закрыть ряд своих крупных заводов, а в 2014 году в спасении PSA было вынуждено принять участие французское правительство, которое выкупило 14% акций концерна, а другие 14% было решено продать китайскому автопроизводителю Dongfeng Motors.

Впрочем, несмотря на проблемы, участники альянса Stellantis остаются значимыми игроками мирового автобизнеса. FCA по итогам прошлого года заняла восьмое место в общемировом рейтинге крупнейших автопроизводителей с показателем 3,9 млн автомобилей, Fiat остается шестой европейской автомобильной маркой с показателем продаж 330 тыс. автомобилей. Chrysler держит порядка 10% рынка США, где у компании сильны позиции, например, таких брендов, как Jeep и Dodge. Концерн PSA, которые по итогам прошлого года выпустил 2,9 млн автомобилей, уверенно держит девятую строчку в общемировом рейтинге. Peugeot-Citroën до сих пор считается вторым автопроизводителем в Европе, кроме того, у компании неплохо идут дела в Северной Африке и Латинской Америке, купленная группой в 2017 году марка Opel занимает видные позиции на немецком авторынке, а бренд Vauxhall (он был приобретен PSA в том же 2017-м) занимает седьмое место в списке самых продаваемых машин в Великобритании.

Остаться в живых

Помимо внутренних проблем участников альянса создание Stellantis происходит на фоне непростой ситуации на мировых автомобильных рынках. В ушедшем году по продажам автомобилей больно ударила пандемия коронавируса: по данным LMC Automotive, реализация новых машин в 2020 году в мире снизились на 14% (до 77,6 млн штук), это уровень десятилетней давности (см. график 1). Особенно пострадал европейский рынок, который рухнул на 24% (до 12,3 млн единиц), второй по значимости рынок США снизился на 15% (до 14,4 млн), а рынок номер один — китайский — на 4% (до 24,4 млн автомобилей).

И хотя в наступившем году продажи оттаивают после коронавирусной заморозки, все же будущее мирового автопрома туманно. Прежде всего, это связано с продолжающимся ужесточением экологических норм в отношении личного автотранспорта, регуляторы ведущих стран не просто ущемляют в правах традиционные двигатели внутреннего сгорания, но и обещают в течение ближайшего десятилетия их полностью запретить, как минимум в крупных мегаполисах, как максимум — повсеместно в своих государствах.

К тому же традиционный уклад пользования автомобилем трансформируется под влиянием шеринговых схем владения и других модных течений в области индивидуальной мобильности. «В ближайшем будущем транспортное средство постепенно будет терять свою традиционную роль и из объекта собственности все больше становиться объектом аренды или так называемой сервисной подписки, — говорит Дмитрий Мешков, исполнительный директор компании “Соллерс Инжиниринг”. — В перспективе пяти-десяти лет будет также происходить глобальная электрификация транспорта, а в более отдаленной перспективе — развитие транспорта на топливных элементах: очень вероятно использование водорода, менее вероятно — метанола. В рамках глобальной трансформации транспорт будет все больше становиться частью сетевой экосистемы, получая дополнительные потребительские функции на основе синергии с другими ее элементами».

Смогут ли традиционные автомобильные концерны удержаться в новом ландшафте мирового автопрома? Это тревожный для игроков авторынка вопрос, и создание Stellantis — попытка приспособиться к новым реалиям ведения бизнеса. «Формирование новой объединенной компании — результат желания брендов остаться на рынке в любом виде. Тем более что есть пример подобных слияний — Renault-NissanMitsubishi, которые после объединения входят в тройку автогигантов. В одиночку близких результатов не достичь даже большим монокомпаниям», — говорит Ольга Орлова, руководитель направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа.

Альянс Stellantis ставит перед собой цель выпускать как минимум 8,1 млн автомобилей в год и иметь общий оборот более 160 млрд евро

Унификация и электрификация

Всего в активе Stellantis оказалось 14 автомобильных марок: итальянские Fiat, Alfa Romeo, Maserati, Lancia, Abarth, французские Citroën, Peugeot, DS, американские Chrysler, Dodge, Ram, итало-американский Jeep, а также немецкая Opel и британская Vauxhall. На состоявшейся на днях первой официальной пресс-конференции Stellаntis его генеральный директор Карлос Таварес (ранее он возглавлял PSA, сумев вывести французскую компанию из серьезного кризиса) пообещал, что все бренды нового альянса останутся на рынке. При этом в ближайшие три года синергетический эффект от сплочения участников нового альянса составит как минимум пять миллиардов евро. Из них 40% будет достигнуто за счет унификации платформ и агрегатов для модельного ряда марок альянса, 35% — благодаря оптимизации цепочек поставок и производственной унификации, 25% даст экономия за счет применения единых инструментов маркетинга, IT-платформ, логистических цепочек, послепродажного обслуживания.

Безусловно, концерн будет делать особую ставку на выпуск электромобилей: до конца текущего года предполагается представить десять новых моделей электрокаров, к 2025-му в каждой новой модели альянса будет в обязательном порядке присутствовать модификация на электрическом ходу, а к 2030-му электрокары будут занимать более 35% всех продаж Stellantis. Будет развивать альянс и услуги в области мобильности: в состав Stellantis уже входят такие крупные европейские компании в области услуг каршеринга, как Free2move и Leasys. По словам Тавареса, концерн будет также уделять особое внимание развитию технологий подключенности автомобилей и систем автономного вождения.

Щекотливый вопрос для Stellantis — будет ли концерн закрывать свои неэффективные производства. На прессконференции Карлос Таварес пообещал, что закрывать предприятия новый концерн не планирует и что у альянса достаточно ресурсов, чтобы стать «надежным щитом» от нынешних и грядущих потрясений. Впрочем, Таварес признал, что из этого плана могут быть исключения: например, завод Vauxhall в Великобритании. Проблемы с этим предприятием усугубляет брекзит, а также планы британских властей полностью остановить продажи в стране автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2030 году. По словам Тавареса, решение о судьбе британского завода будет принято в ближайшие недели, а руководства Великобритании и других стран должны соизмерить свои планы перехода на «зеленый» транспорт с возможными последствиями того, как подобные решения повлияют на автомобильную промышленность.

Всего по итогам прошлого года участники нового автомобильного альянса выпустили 6,8 млн автомобилей. В планах — довести суммарный выпуск до 8,1 млн штук в год (56% из них будут продаваться в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, 31% — в Северной Америке, 9% — в Латинской Америке и 4% — в Азиатско-Тихоокеанском регионе). Наблюдатели считают, что эти планы не только реалистичны, но могут даже быть перевыполнены. «Промышленный потенциал альянса — до 14 миллионов машин. Мы ожидаем, что объединенная компания с общим штатом сотрудников более 400 тысяч человек сможет уже в 2021 году увеличить продажи до девяти — девяти с половиной миллионов, — считает Евгений Миронюк, аналитик “Фридом Финанс”. — При этом расходы на реструктуризацию будут не столь значительны и дополнительный денежный поток будет генерироваться начиная с первого года существования новой компании. Впрочем, максимальное увеличение прибыли от синергии FCA и PSA планируется лишь на четвертый год работы».

При достижении планки в восемьдевять миллионов автомобилей Stellantis вполне под силу подняться на третью строчку в общем зачете мировых автогигантов после Volkswagen Group и Toyota Group и обогнать таких конкурентов, как альянсы Renault-Nissan, Hyundai-KIA и концерн General Motors (см. график 2). В целом деловое сообщество пока оптимистически воспринимает стратегию нового альянса: на стартовавших на прошлой неделе торгах акции Stellantis сразу поднялись на 10%.

Впрочем, в ближайшем будущем Stellantis ждет ряд серьезных вызовов, например связанных с проблемой сохранения уникальности его продукции при проведении технологической унификации. «Stellantis стремится к унификации платформы, что позволит с наименьшими издержками производить различные модели автомобилей, — комментирует Олег Шамба, операционный директор автомобильной группы “Авилон”. — Но при этом важно сохранить индивидуальность каждого бренда — технические особенности и дизайн автомобилей, иначе действия концерна могут привести к потере целевой аудитории эксклюзивных марок. Как показывает практика, такое возможно. Немаловажным условием развития также является сохранение всех имеющихся на данный момент автомобильных марок. Слияние автогигантов дает альянсу возможность обмена научно-техническими разработками между компаниями, что позволит сократить издержки при создании инновационных продуктов. Таким путем компания придет к полной электрификации модельного ряда всех марок, чего, вероятно, не смогла бы добиться каждая компания по отдельности».

Что касается влияния нового альянса на российский рынок, то до сих пор входящие в альянс марки не имели здесь большого веса, и вряд ли это положение изменится. Хотя концерн Fiat в свое время и сыграл ключевую роль в массовой автомобилизации СССР, выступив партнером строительства АвтоВАЗа в 1960-е годы, в новейшей истории роль итальянской автоиндустрии на российском авторынке почти нулевая. В 2008 году Fiat создал в России совместное производство с компанией «Соллерс», но через три года из партнерства вышел, и сейчас автомобили итальянского бренда продаются только в секторе коммерческого транспорта. Минимальны продажи в России и концерна Chrysler, который, не имея здесь производственных площадок, делает ставку на продажи дорогих внедорожников Jeep — их в прошлом году в РФ было реализовано полторы тысячи штук. Из компаний альянса наиболее заметны позиции французских Citroën и Peugeot, которые с 2010 года в сотрудничестве с Mitsubishi имеют свой завод под Калугой. Однако по итогам прошлого года Citroën продал в России всего 3200 автомобилей, Peugeot — 4500. Пропустив в свое время смещение спроса в сторону доступных кроссоверов, сейчас эти марки пытаются найти себя, в частности, в нише легких коммерческих авто, где продажи у французов идут неплохо. «На данный момент участники альянса Stellantis фактически игнорируют российский рынок, и будет непросто изменить эту ситуацию», — комментирует Андрей Скрипский, региональный директор Fresh Auto.

Новые услуги мобильности Stellantis помогут развивать такие активы, как входящая в альянс крупная каршеринговая компания Free2Move (на фото)

Российскую платформу под нож

Помимо Stellantis об обновлении своих стратегий в начале текущего года заявили и другие ведущие мировые автомобильные концерны. В частности, в середине января акции General Motors единовременно подскочили в цене на 10%, после того как компания представила концепт летающего Cadillac, который может вертикально взлетать и приземляться, а также разработку шаттла, который будет считывать показатели самочувствия пассажиров, чтобы подстраивать под них условия поездки. Впрочем, больше всего инвесторов впечатлил не автомобиль в небесах, а представленные GM серьезные намерения в отношении электромобильности: компания объявила о запуске нового бизнеса, который будет развивать производство электромобилей BrightDrop. В частности, на базе новой флагманской платформы GM под называнием Ultium в продажу выйдет новый электрический фургон, на который уже поступил заказ в количестве 500 единиц от компании FedEx.

«Это достаточно приземленный и вполне реализуемый проект, — комментирует Валерий Емельянов, аналитик “Фридом Финанс”. — Платформа уже есть, заказчик тоже, технические параметры электромобиля лучше, чем у курьерских фургонов от конкурентов. В частности, BrightDrop EV600 на одном заряде держится до 400 километров, это на 15 процентов лучше, чем у Ford Transit, и берет на борт на треть больше полезного груза. Дополнительным преимуществом новинки служит то, что она работает в паре с грузовыми роботами-контейнерами, которые ускоряют погрузку и разгрузку посылок. GM не планирует ограничиваться курьерскими фургонами. Линейка должна составить порядка 30 моделей к 2025 году, плановые объемы продаж — до миллиона единиц в год, что бросает вызов нынешнему лидеру этого сегмента — компании Tesla. Для исполнения этой цели GM до конца 2023 года планирует инвестировать в разработку и сборку электромобилей 37 миллиардов долларов, или свыше 12 миллиардов в год. Для сравнения: Tesla в среднем тратит на инвестиции около двух миллиардов долларов в год».

Для российского же автопрома значимым можно назвать объявленный новый стратегический план развития от альянса Renault-Nissan, куда, как известно, входит российский автопроизводитель АвтоВАЗ. Новый гендиректор концерна итальянец Лука де Мео (он, кстати, в свое время работал в Fiat, потом перешел в Volkswagen, а до назначения возглавлял марку Renault) представил стратегию развития под названием Renaultion, которая ставит во главу угла максимизацию прибыли, рост маржинальности бизнеса (до 5%), а также снижение объема инвестиций (с 10 до 8% выручки). Бизнесмодель концерна будет разворачиваться в сторону электромобилей и каршеринга: к 2025 году группа Renault намерена выпустить 24 новые модели, из которых как минимум десять будут электрическими. Наконец, количество платформ, на которых выпускаются автомобили альянса, будет сокращено, и это непосредственно касается России. В новой стратегии французского концерна «Лада» будет объединена с румынской Dacia в одно бизнес-подразделение Dacia-Lada, а к 2025 году модельные линейки продуктов обоих брендов станут базироваться на единственной платформе CMF-B. Таким образом, российские платформы, на которых сейчас построены такие модели, как «Гранта», «Нива», а также популярная «Веста», прекратят свое существование.

General Motors делает рывок в выпуске электрокаров. На фото: новая модель концерна BrightDrop EV600, 500 единиц уже заказала компания FedEx

Обнародованный план был воспринят неоднозначно. Да, уход российских платформ позволит оптимизировать затраты, но в дальнейшем это снизит роль компетенций российских инженеров. Вполне вероятно, что с переходом на новую, более современную платформу потребительские качества российских автомобилей повысятся, правда, что будет при этом с ценой — неясно. «Планы создания единой платформы Renault для “Лады” продиктованы тем, что машины на базе платформы Renault–Nissan более распространены, хотя сейчас острой необходимости в унификации нет, — комментирует Евгений Миронюк из “Фридом Финанс”. — Автомобили на вазовских шасси стабильно пользуются популярностью в России. Унификация “Лады” и Dacia в рамках плана Renaultion — попытка существенно ускорить трансформацию модельного ряда, сделать Renault передовой компанией, а “Ладу” — полноценным международным брендом. Однако как это скажется на цене отечественных автомобилей, пока можно только гадать».

Альянс Stellantis обещает не закрывать предприятия, но под угрозой остановки находится завод бренда Vauxhall в Великобритании из-за планов правительства страны запретить продажи традиционных автомобилей к 2030 году (на фото)

Фото: предоставлено компанией Stellantis; предоставлено компанией General Motors

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Новые марки, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
Все фильмы Дэвида Линча по порядку от хорошего к лучшему Все фильмы Дэвида Линча по порядку от хорошего к лучшему

Напоминаем кинофильмы Дэвида Линча, а еще то, что их нельзя смотреть по ТВ

Maxim
Арендное жилье: пока для состоятельных и под контролем государства Арендное жилье: пока для состоятельных и под контролем государства

Последнее десятилетие для рынка арендного жилья похоже на день сурка

Эксперт
В ушах и носу млекопитающих нашли новую скелетную ткань — липохрящ В ушах и носу млекопитающих нашли новую скелетную ткань — липохрящ

Группа ученых из десяти стран открыла липохрящ — новую скелетную ткань

N+1
Порт Кавказ: паромная перезагрузка Порт Кавказ: паромная перезагрузка

Паромное сообщение в порту Кавказ сегодня приблизилось к новой поворотной точке

Эксперт
Валерий Фокин: Театр вписан в контекст времени Валерий Фокин: Театр вписан в контекст времени

Режиссер Валерий Фокин — о библейских текстах и вкусах современного зрителя

Ведомости
Пересекай и обогащайся Пересекай и обогащайся

Как проходят поставки табачной контрабанды из ЕАЭС в Россию

Эксперт
Синдром суперженщины: в чем причины выгорания и как выйти из борьбы за медаль идеальности Синдром суперженщины: в чем причины выгорания и как выйти из борьбы за медаль идеальности

Как думаешь, что общего у образа идеальной суперженщины с реальностью?

VOICE
Чернобыльское досье КГБ Чернобыльское досье КГБ

Украинская власть за последние годы рассекретила огромный массив документов КГБ

Дилетант
Кубиты любят тишину Кубиты любят тишину

Чем квантовый компьютер лучше классического?

Наука и жизнь
Драма 1921 года Драма 1921 года

Страшные подробности царь-голода в Советской России 1921 года

Дилетант
Национальный домен: какие приемы мировой практики в сети может применять российский бизнес Национальный домен: какие приемы мировой практики в сети может применять российский бизнес

Почему бизнес в России еще только в начале своего пути в онлайне

Inc.
Холодный букет Холодный букет

Какие цветы будут хорошо смотреться в вазе зимой

Лиза
«Тупой телефон» — зачем люди меняют смартфоны на кнопочные устройства «Тупой телефон» — зачем люди меняют смартфоны на кнопочные устройства

Почему цифровой детокс становится трендом и как он меняет жизнь

СНОБ
Обзор Suzuki SX4: плюсы и минусы, комплектации, вторичка Обзор Suzuki SX4: плюсы и минусы, комплектации, вторичка

Все о Suzuki SX4: поколения, есть ли полный привод, сколько стоит

РБК
Как снег на голову Как снег на голову

Правила зимнего ухода за волосами

Лиза
Миллионы за штопку дырок Миллионы за штопку дырок

За год белые хакеры обнаружили более 6000 уязвимостей в российских IТ-системах

Ведомости
«Осторожно, в небе металлолом» — Что делают со старыми авиалайнерами «Осторожно, в небе металлолом» — Что делают со старыми авиалайнерами

Почему пассажирские авиалайнеры так рано списывают?

ТехИнсайдер
Панацея от старения или вредный миф: что ученые говорят об опасности антиоксидантов Панацея от старения или вредный миф: что ученые говорят об опасности антиоксидантов

Насколько антиоксиданты безопасны и существует ли у них будущее?

Forbes
После вчерашнего После вчерашнего

10 приемов, помогающих избежать похмелья

Лиза
«Они ведь всегда хотят секса». Как в России мужчины становятся жертвами насилия «Они ведь всегда хотят секса». Как в России мужчины становятся жертвами насилия

Как мужчины справляются с травмой насилия

СНОБ
Что делать, если мужчина не держит слово в отношениях Что делать, если мужчина не держит слово в отношениях

Он обещал встретиться в выходные и «слился», сославшись на форс-мажор?

VOICE
Эволюция, создавая жабры рыб, по той же программе создала уши человека Эволюция, создавая жабры рыб, по той же программе создала уши человека

Формирование ушей у млекопитающих следует той же программе, что и у жабр рыб

ТехИнсайдер
3 шага, чтобы из любовного треугольника снова сделать пару 3 шага, чтобы из любовного треугольника снова сделать пару

В каждом любовном треугольнике есть третья сторона — и с ней нужно расстаться

Psychologies
Перекрестье чувств Перекрестье чувств

Разбираемся, что такое синестезия – загадочная способность к смешению чувств

Вокруг света
«Отец врет, берет кредиты и тратит на себя, а мать „сохраняет семью“ и жертвует собой»: треугольник Карпмана в жизни «Отец врет, берет кредиты и тратит на себя, а мать „сохраняет семью“ и жертвует собой»: треугольник Карпмана в жизни

На чем держится семья, если в ней проявляется чистый треугольник Карпмана?

Psychologies
«История Земли в 25 камнях: Геологические тайны и люди, их разгадавшие» «История Земли в 25 камнях: Геологические тайны и люди, их разгадавшие»

Кто разрешил спор о природе лавы

N+1
Игорь Пасечник Игорь Пасечник

Стоит ли восстанавливать давно разрушенное?

Собака.ru
Житница и здравница Кавказа Житница и здравница Кавказа

Обзор АПК Ставропольского края

Агроинвестор
Между войной и Великой депрессией Между войной и Великой депрессией

Мир после Первой мировой войны продолжал меняться с непривычной людям скоростью

Вокруг света
Открыть в приложении