Альянс Stellantis намерен попасть в тройку лидеров мирового автопрома

ЭкспертАвто

Освещенные звездами и грядущей оптимизацией

Новый международный автомобильный альянс Stellantis намерен попасть в тройку лидеров мирового автопрома. В условиях трансформации спроса новый концерн планирует делать ставку на развитие электромобилей и оптимизацию издержек путем унификации производства. Впрочем, в эту сторону двигаются и другие ведущие игроки авторынка

Алексей Грамматчиков

До конца года Stellantis намерен представить десять новых моделей электромобилей, а к 2030 году довести долю их продаж до 35% (на фото: новый электрокар альянса Citroën Ami)

Начало года ознаменовалось для мирового автопрома рядом важных событий. Самое громкое из них — слияние группы Fiat-Chrysler (FCA) и Peugeot-Citroën (PSA), в результате чего появился международный альянс, получивший название Stellantis (слово происходит от латинского stello и романтически переводится как «освещенный звездами»). Объятия американских, итальянских и французских автопроизводителей не стали неожиданностью: о создании концерна было официально объявлено еще в октябре 2019 года, сейчас же завершены все формальности, штаб-квартира нового трансатлантического автогиганта получила прописку в Амстердаме, акции Stellantis начали торговаться на Нью-Йоркской и других фондовых биржах.

Сложный маршрут

Слияния и поглощения крупных компаний, как правило, происходят не от хорошей жизни, вот и участники нового автомобильного альянса двигались к объединению ухабистой дорогой. Концерн Chrysler, один из исторических столпов американского автопрома, член «большой тройки» американской автомобильной промышленности (вместе с GM и Ford) в последние десятилетия переживал периоды сильной турбулентности. Оказавшись на грани разорения в середине 1990-х, компания в 1998 году стала частью немецкого концерна Daimler-Benz. Однако позже альянс Daimler-Chrysler распался, и в 2007 году немцы с большими убытками избавились от заокеанского актива. Подоспевший кризис 2008 года чуть было не добил американскую компанию: в апреле 2009-го Chrysler объявил о техническом банкротстве, но был спасен благодаря щедрым субсидиям правительства США. Тогда же часть акций и оперативное управление были переданы итальянскому Fiat, который позже, в 2014 году, получил полный контроль над американским автопроизводителем.

Не все гладко в последнее время шло и у Fiat, который в 2011 году пережил кардинальную реструктуризацию (концерн был разделен на две дочерние компании, одна занимается легковыми, другая — коммерческими автомобилями). Трудности испытывала и французская группа Peugeot-Citroën, которая за последние десять лет вынуждена была закрыть ряд своих крупных заводов, а в 2014 году в спасении PSA было вынуждено принять участие французское правительство, которое выкупило 14% акций концерна, а другие 14% было решено продать китайскому автопроизводителю Dongfeng Motors.

Впрочем, несмотря на проблемы, участники альянса Stellantis остаются значимыми игроками мирового автобизнеса. FCA по итогам прошлого года заняла восьмое место в общемировом рейтинге крупнейших автопроизводителей с показателем 3,9 млн автомобилей, Fiat остается шестой европейской автомобильной маркой с показателем продаж 330 тыс. автомобилей. Chrysler держит порядка 10% рынка США, где у компании сильны позиции, например, таких брендов, как Jeep и Dodge. Концерн PSA, которые по итогам прошлого года выпустил 2,9 млн автомобилей, уверенно держит девятую строчку в общемировом рейтинге. Peugeot-Citroën до сих пор считается вторым автопроизводителем в Европе, кроме того, у компании неплохо идут дела в Северной Африке и Латинской Америке, купленная группой в 2017 году марка Opel занимает видные позиции на немецком авторынке, а бренд Vauxhall (он был приобретен PSA в том же 2017-м) занимает седьмое место в списке самых продаваемых машин в Великобритании.

Остаться в живых

Помимо внутренних проблем участников альянса создание Stellantis происходит на фоне непростой ситуации на мировых автомобильных рынках. В ушедшем году по продажам автомобилей больно ударила пандемия коронавируса: по данным LMC Automotive, реализация новых машин в 2020 году в мире снизились на 14% (до 77,6 млн штук), это уровень десятилетней давности (см. график 1). Особенно пострадал европейский рынок, который рухнул на 24% (до 12,3 млн единиц), второй по значимости рынок США снизился на 15% (до 14,4 млн), а рынок номер один — китайский — на 4% (до 24,4 млн автомобилей).

И хотя в наступившем году продажи оттаивают после коронавирусной заморозки, все же будущее мирового автопрома туманно. Прежде всего, это связано с продолжающимся ужесточением экологических норм в отношении личного автотранспорта, регуляторы ведущих стран не просто ущемляют в правах традиционные двигатели внутреннего сгорания, но и обещают в течение ближайшего десятилетия их полностью запретить, как минимум в крупных мегаполисах, как максимум — повсеместно в своих государствах.

К тому же традиционный уклад пользования автомобилем трансформируется под влиянием шеринговых схем владения и других модных течений в области индивидуальной мобильности. «В ближайшем будущем транспортное средство постепенно будет терять свою традиционную роль и из объекта собственности все больше становиться объектом аренды или так называемой сервисной подписки, — говорит Дмитрий Мешков, исполнительный директор компании “Соллерс Инжиниринг”. — В перспективе пяти-десяти лет будет также происходить глобальная электрификация транспорта, а в более отдаленной перспективе — развитие транспорта на топливных элементах: очень вероятно использование водорода, менее вероятно — метанола. В рамках глобальной трансформации транспорт будет все больше становиться частью сетевой экосистемы, получая дополнительные потребительские функции на основе синергии с другими ее элементами».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Поезд в революцию Поезд в революцию

О книге Кэтрин Мерридейл «Ленин в поезде»

Эксперт
Сериалы о настоящих мужчинах, которые на самом деле сняты для женщин Сериалы о настоящих мужчинах, которые на самом деле сняты для женщин

Подборка тестостероновых сериалов

Cosmopolitan
Арендное жилье: пока для состоятельных и под контролем государства Арендное жилье: пока для состоятельных и под контролем государства

Последнее десятилетие для рынка арендного жилья похоже на день сурка

Эксперт
Бомбометатели из Doxa. Как власти подчинить поколение Z Бомбометатели из Doxa. Как власти подчинить поколение Z

Что бывает, когда власть разговаривает с молодыми людьми

СНОБ
Меняю автомат на беспилотник Меняю автомат на беспилотник

Первое боестолкновение, где решающую роль сыграли беспилотные дроны

Популярная механика
Данила Козловский: «Цель — стать участником мирового процесса» Данила Козловский: «Цель — стать участником мирового процесса»

Данила Козловский: о новой режиссерской работе и магии на съемочной площадке

Эксперт
За кулисами пуска За кулисами пуска

Старт космической ракеты – зрелище без преувеличения грандиозное

Популярная механика
От безобидных робособак до службы в полиции: какой путь прошли роботы Boston Dynamics и могут ли стать оружием От безобидных робособак до службы в полиции: какой путь прошли роботы Boston Dynamics и могут ли стать оружием

Роботы Boston Dynamics всё ближе к автономным боевым роботам

TJ
Амурские волны Амурские волны

Путешествия и открытия морского офицера Геннадия Невельского

Вокруг света
«О героях помнят, но землю наследуют выжившие» «О героях помнят, но землю наследуют выжившие»

Екатерина Шульман о «Властелине колец» Толкина и Джексона

Weekend
Кузены из Беарна Кузены из Беарна

Атос, Портос и Арамис были беарнцами и дальними родственниками

Дилетант
Что есть, чтобы похудеть: 6 продуктов, которые помогут нормализовать вес Что есть, чтобы похудеть: 6 продуктов, которые помогут нормализовать вес

Список продуктов, которые помогают худеть и контролировать свой вес

РБК
«Родители заботились обо мне. Почему я чувствую себя нежеланным ребенком?» «Родители заботились обо мне. Почему я чувствую себя нежеланным ребенком?»

Чувствовать себя ребенком, которого отвергли — тяжелое испытание

Psychologies
[ знакомьтесь ] [ знакомьтесь ]

Александр Шарапов строит в Санкт-Петербурге крупнейший в мире коливинг

Собака.ru
Девятая планета Солнечной системы может скрываться вовсе не там, где мы думали Девятая планета Солнечной системы может скрываться вовсе не там, где мы думали

Возможно, Девятую планету все это время искали не там, где нужно

Популярная механика
Новая неопределенность: почему «мягкие» санкции США все-таки опасны Новая неопределенность: почему «мягкие» санкции США все-таки опасны

Как новые санкции в долгосрочной перспективе сдерживают развитие страны

Forbes
Рожденная свободной Рожденная свободной

Оперная певица Аида Гарифуллина  — это уже бренд

OK!
Фильмы, в которых последний кадр меняет весь смысл Фильмы, в которых последний кадр меняет весь смысл

Чтобы сделать мощный сюжетный твист, хватит и пары секунд

Maxim
Живая душа дома в Тоскане Живая душа дома в Тоскане

Этому дому восемьсот лет!

Seasons of life
Сити-брейк: когда нужен короткий выходной Сити-брейк: когда нужен короткий выходной

Путешествие на пару дней в другой город – отличный вариант, чтобы развеяться

Лиза
Как улучшить физическую форму, тренируясь 10 минут в день Как улучшить физическую форму, тренируясь 10 минут в день

Журналистка Анна Мейер — о том, как зарядка сделала ее сильнее и счастливее

Reminder
Еще пять известных вещей, которых никогда на самом деле не существовало Еще пять известных вещей, которых никогда на самом деле не существовало

Вещи, которые, по убеждению большинства, существовали, а на самом деле — нет

Maxim
Грандиозный круговорот оленей в Ловозере: видео Грандиозный круговорот оленей в Ловозере: видео

Стадо северных оленей устроило хоровод на северо-западе Мурманской области

National Geographic
Роковые красотки: как изменились Кондулайнен, Сотникова и другие актрисы 90-х Роковые красотки: как изменились Кондулайнен, Сотникова и другие актрисы 90-х

Девяностые запомнились россиянам доступностью ранее недозволенного

Cosmopolitan
Самый страшный человек в Голливуде: почему продюсера Скотта Рудина могут «отменить» за абьюз и агрессию Самый страшный человек в Голливуде: почему продюсера Скотта Рудина могут «отменить» за абьюз и агрессию

Расследование рассказывает об отношениях Скотта Рудина с подчиненными

Forbes
Медики впервые зафиксировали возникновение тройного пениса у человека Медики впервые зафиксировали возникновение тройного пениса у человека

Врачи впервые задокументировали у человека случай трифаллии

N+1
Сами с ушами: звезды, которые не стесняются своих больших ушей Сами с ушами: звезды, которые не стесняются своих больших ушей

Каково было этим знаменитым красоткам в юные годы

Cosmopolitan
Новый вид гадюк обнаружили на Кавказе Новый вид гадюк обнаружили на Кавказе

Змею нарекли гадюкой Туниева.

National Geographic
Данные претендентов на кредиты «Дом.РФ» утекли в интернет Данные претендентов на кредиты «Дом.РФ» утекли в интернет

Более 100 000 записей с данными «Дом.РФ» выставили на продажу в интернете

Forbes
Хотите счастья в отношениях? Начните с правильных ожиданий Хотите счастья в отношениях? Начните с правильных ожиданий

Чего стоит ожидать от отношений, а от каких притязаний лучше отказаться?

Psychologies
Открыть в приложении