«Росатом» решил стать главой и ядром новой отрасли — электромобильной

ЭкспертАвто

Оркестр батареечников

«Росатом» решил не останавливаться на аккумуляторах для электромобилей, а стать главой и ядром новой отрасли — электромобильной. Объединив вокруг себя большой бизнес с большими деньгами, приходящий в электротранспорт на смену «гаражанам»

Александр Астапов

«Атом» (экс-«Кама») разочаровывает внешне, зато обещает большую батарею и неплохую динамику. «В металле» через год, в продаже — не раньше 2025-го

«Перепрыгнуть из феодализма в коммунизм» — так охарактеризовала новую стратегию электромобильного направления госкорпорации Наталья Никипелова, президент ТВЭЛ, дивизиона «Росатома», занятого, среди прочего, «новой энергетикой». Идея ликвидировать технологическое отставание в автомобильных силовых агрегатах от Запада, прекратив догонять его в ДВС и трансмиссиях и сделав ставку на электропривод, не нова (и не оригинальна, ибо позаимствована у китайцев). Но столь дерзко сформулирована официальным лицом впервые.

Формула неоднократно прозвучала на сессии «Электродвижение как новая парадигма развития отрасли», прошедшей в рамках форума «Атомэкспо». В совокупности с выступлениями росатомовцев неделей ранее на форуме «Автонет» это выглядело ни много ни мало боевым разворотом и новой миссией госкорпорации.

Прежняя стратегия предполагала создание «всего лишь» нового глобального игрока на рынке накопителей энергии: компания «Рэнера» из периметра «Росатома» строит гигафабрику с годовым производством ячеек на 4 ГВт·ч в Калининграде (см. «Батареи — огонь!», «Эксперт» № 43 за 2022 год). События 2022 года отменили глобальность и замкнули этот проект на внутренний рынок. Которого нет. В том числе по причине отсутствия адекватного предложения. А для создания предложения нужна инфраструктура компонентов. Которую в «Росатоме» и решили выращивать, в первую очередь опираясь на собственные технологические возможности. В экосистему «Росатома» в последние годы вошло немало «неатомных» производств — композиты, 3D-принтеры, ветрогенераторы.

Теперь и аккумуляторы. Остается лишь добавить, что «Рэнера» обнародовала планы предоставлять батареи в лизинг и разработать систему сменных батарей, а также показала новинку своего московского R&D-центра — батарейные модули.

«Кирпичи» габаритом 355×165×09 мм из осваиваемых компанией элементов формата VDA («плоских») собираются в блоки с собственным термостатированием и BMS (блоком балансировки) и заключаются в пластмассовые корпуса. Производителю автомобиля остается только собрать из 12,3-кг «кирпичей» емкостью 2,66 кВт·ч комплектную батарею, «повесить» на нее BMS верхнего уровня и уложить ее в алюминиевый или карбоновый защитный корпус.

Параметры получатся не рекордные, но очень достойные. А вкупе с заявленным ресурсом в 3000 циклов мы видим превосходный компонент для разработчиков электротранспорта — от «курьерских» скутеров до представительских лимузинов — с достаточным запасом надежности даже при частом использовании «быстрых зарядок». А, например, для легкой мототехники (а один такой блок в 44-вольтовом исполнении — «необходимо и достаточно» для скутера) батарея будет одним из лучших предложений на мировом рынке. И по отношению «масса — емкость», и по совместимости с бытовой сетью 220 В и существующими на рынке бортовыми зарядными устройствами на 3–3,5 кВт. Потребный срок службы батареи на таком транспорте — 1500 циклов максимум, а значит, насиловать данный агрегат большими зарядными токами можно сколько угодно. Кроме того, новый блок может стать достойной основой для отечественного стандарта сменных батарей (о существующих форматах и конкуренции среди них — см. «Забью заряд я в скутер туго», «Эксперт» № 7 за 2022 год).

Но на источниках энергии в «Росатоме» останавливаться не намерены. Они нацелены на производство компонентной базы для электротранспорта — силовой и управляющей электроники, приборов электрооборудования, электромоторов и магнитов для них и, конечно же, полимерных и композитных конструкционных материалов.

Постоянные магниты — один из ключевых компонентов синхронных электродвигателей. Последние почти вытеснили тяжелые и малоэффективные, пусть и дешевые, «асинхронники» из электромобилестроения. Производство постоянных магнитов «дочки» концерна намерены начать в 2026 году по полному циклу, включая добычу редкоземельных металлов.

По расчетам специалистов госкорпорации, в целом внутри «Росатома» можно произвести до 60% компонентов электромобиля. Не указав, правда, в «чистой» себестоимости или с маржинальностью ОЕМ-поставщиков, и если второе, то для каких «тиражей». Но навскидку похоже на правду для второго случая, если это будет электромобиль массмаркетсегмента. Так что у «Росатома» неплохой потенциал для бизнеса: кто бы ни производил в России электромобиль, концерн на этом заработает.

Никипелова заявляет: «Мы не хотим быть автопроизводителем. Но нам точно нужен свой электромобиль, на котором мы смогли бы оттестировать все свои технологические решения, и поэтому у нас будут два своих электромобиля, которые мы делаем в партнерстве».

Тропой «Ё-мобиля»

Первый угадывается сразу: «Кама», недавно переименованная в «Атом». О проекте 3,9-метрового сити-кроссовера с большой батареей и умеренно мощными моторами на выбор — согласно техзаданию 70 кВт•ч и 70–130 кВт соответственно, — а также максимальной гаджетонасыщенностью мы уже писали многократно. Можно смеяться над роем интернет-маркетологов и сторителлеров, задействованных в проекте, но ключевые фигуры в разработке — асы отечественной автоиндустрии Харальд Грюбель и Владимир Глазов. Что не отменяет скепсиса по поводу концепции продукта. Уж больно свежа в памяти ключевая ошибка Михаила Прохорова, инвестора «Ё-мобиля», погубившая проект: делать инновационную машину похожей на обычную внешне, не задумываясь о функциональной и эмоциональной составляющих.

А вот вторая машина, квадрицикл (к таковым относятся микроавтомобили с мотором мощностью до 15 кВт и массой без батарей до 420 кг), пока публике неведома и официально не «светится» (а «Росатомом» и вовсе отрицается). Но, сопоставив официальную и инсайдерскую информацию из разных источников, нетрудно прийти к выводу: это совместная разработка «Автотора» с московским Политехом.

По сути — реинкарнация изначальной идеи «Ё-мобиля»: предельно простой и дешевый в производстве относительно малосерийный микрокар с высокой степенью кастомизации решений по внешнему облику и интерьеру. Оттуда же и каркасно-панельный кузов из профилированных стальных элементов и панелей из полимеров и композитов, и 48-вольтовая «философия» электропривода (для возможности обслуживания машины лицами без сертификата электрика, а также использования узлов и деталей от гибридных автомобилей). Вот только за девять лет, что закрыт проект, мир микрокаров (включая по сей день действующую команду «Ё-мобиля») ушел далеко вперед и технологически, и идеологически. Впрочем, это пока предварительные выводы: в ближайшие месяцы ожидаем официальную выкатку первого прототипа.

И прототип будет предсерийным — благо и технологии, и база позволяют. «Автотор» сейчас строит в Калининграде сразу несколько производств компонентов. В частности, к концу 2023 года заработает завод электродвигателей максимальной мощностью 23–140 кВт, «младший» из которых как раз даст потребные микрокару 15 кВт длительной мощности. И это будут куда более современные моторы, чем китайские. Намного компактнее и эффективнее — что требует принципиально иных технологий, точности обработки и культуры производства, чем у тех агрегатов, что сейчас доступны на рынке. В процессе постройки также литейка и производство пластиковых деталей. А расширение промсборочных мощностей за счет мотоциклов и мотовездеходов даст дополнительные возможности доступа к компонентам и материалам для микрокаров.

Росэлектротранс?

«Мы точно не хотим быть монополистами ни в одном из сегментов. Хотите производить накопители — производите! Кто хочет — приходите, будем помогать, делиться знаниями». Наталья Никипелова предлагает координироваться, чтобы создать полноценную отрасль. Которую, как мы уже выяснили на печальном примере «старого» российского автопрома, образуют не сборочные конвейеры, а производители материалов и компонентов.

И эти заявления, проекты, прототипы и готовые изделия в совокупности — первая по-настоящему серьезная попытка создания автопрома-2. На отдалении от «старого автопрома», не мешающего АвтоВАЗу и «Соллерсу» игнорировать «батарейки» (ну… почти… аккуратно обозначить поляну «гаражными» проектами вроде «электро-Ларгуса» аксакалы все же решились), и продолжать гнуть свою линию. Все-таки электромобиль — это не «та же “Приора”, только на батарейках», а оригинальная машина. От иной компоновки — до высокоресурсного шасси. «Нормальные» автопроизводители давно не делают машины-«полумиллионники», хотя могут» (см. «Машина вне времени», «Эксперт» № 14 за 2021 год), а снизить стоимость владения электромобилем можно, лишь доведя ресурс кузова и шасси до такового у батарей и электродвигателя, чтоб «размазать» выплаты по кредиту не на три, а на пять лет. А это — полная разунификация с ДВС-массмаркетом.

А еще в новой индустрии не останется места нынешним электроэнтузиастаммалосерийщикам, электрифицирующим кто «Газель», кто УАЗ, кто «Гранту». Настает время больших денег и профессионалов.

В первую очередь «Автотора» и КамАЗа, давно вынашивавших планы стать самостоятельными игроками на «легковом» рынке и накопивших солидные компетенции для этого. Кто следующий в альянс? «Моторинвест» со своим Evolute, коему без замены китайской «начинки» на российскую никак? Или концерн «Калашников», где опять реанимировали планы создания «широкой линейки электротранспорта»? Если собрать все бизнес-планы электромобильщиков, то, по подсчетам росатомовцев, выйдет за 300 тысяч штук в год. Что же, конкуренция покажет — в том числе со «старым» автопромом.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тяжелому машиностроению легче не стало Тяжелому машиностроению легче не стало

Наше машиностроение находится не в самом лучшем состоянии

Эксперт
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Лондонская биржа металлов хочет подписать себе приговор Лондонская биржа металлов хочет подписать себе приговор

Запрет на поставки российского металла спровоцирует серьезное сокращение оборота

Эксперт
Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат» Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат»

«Я хочу дать тебе свою фамилию. Никаким женам не давал, а тебе дам»

Караван историй
Будущее маркетплейсов: от навоза до экскаваторов Будущее маркетплейсов: от навоза до экскаваторов

Маркетплейсы станут основным местом продаж практически всех товаров

Эксперт
Не стучись в мою дверь: 5 сериалов-антологий в жанре ужасов Не стучись в мою дверь: 5 сериалов-антологий в жанре ужасов

Хорроры-антологии, которые не позволят вам от себя оторваться

Правила жизни
Плечо для внешней торговли Плечо для внешней торговли

Рост российского несырьевого неэнергетического экспорта — в числе приоритетов

РБК
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Автопром: вопросы национализма Автопром: вопросы национализма

Автопром России развивался собственным, ни на кого не похожим путем

Эксперт
7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров 7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров

Почему кофеварки, латунь и нержавеющую сталь нельзя мыть мылом для мытья посуды

VOICE
Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги

О том, как записывались эти альбомы и об историческом контексте их появления

СНОБ
Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов

Справляться со сложностями и не терять эффективность на удаленке

РБК
Как сохранить любые отношения: мнение психолога Как сохранить любые отношения: мнение психолога

Иногда случается так, что отношения начинают сходить на нет. Но их можно спасти!

Psychologies
Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать

Как легко настроить собственную локальную сеть?

Цифровой океан
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации

Какой леской лучше косить траву триммером? На что обратить внимание при выборе?

CHIP
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
Минэкономразвития повысило прогноз по росту экономики и доходов: что за этим стоит Минэкономразвития повысило прогноз по росту экономики и доходов: что за этим стоит

Минэкономразвития пересмотрело трехлетний прогноз экономического развития

Forbes
«В нашем институте представлены все направления современной астрономии» «В нашем институте представлены все направления современной астрономии»

Директор ГАИШ — об истории института имени П.К. Штернберга МГУ

Зеркало Мира
Какие тайны хранит бирюза Какие тайны хранит бирюза

Полудрагоценный камень бирюза всегда привлекал своей красотой

Зеркало Мира
Вагонотерапия Вагонотерапия

Писатель Дмитрий Данилов — о терапевтической и творческой пользе путешествий

СНОБ
Японцы сделали робоверсию ожившего трехногого стула из аниме Японцы сделали робоверсию ожившего трехногого стула из аниме

Инженеры воспроизвели оживший стул без одной ноги и научили его ходить

N+1
Марс в искусстве. Истории о Красной планете в музыке, литературе и театре Марс в искусстве. Истории о Красной планете в музыке, литературе и театре

Как музыканты, писатели и режиссеры изображали Марс в своих работах

СНОБ
Как избавиться от запаха готовки в доме: 10+ надежных способов Как избавиться от запаха готовки в доме: 10+ надежных способов

Избавиться от запаха готовящейся еды может быть непросто. Несколько лайфхаков

VOICE
10+ неожиданных способов использовать отпариватель для одежды во время уборки: советы клинеров 10+ неожиданных способов использовать отпариватель для одежды во время уборки: советы клинеров

Рассказываем, как использовать отпариватель для одежды во время уборки

VOICE
Как Тамара де Лемпицка принесла образ независимой женщины в искусство Как Тамара де Лемпицка принесла образ независимой женщины в искусство

История художницы Тамары де Лемпицки

Forbes
Краткосрочное ОСАГО: 5 вопросов, которые возникают у каждого водителя Краткосрочное ОСАГО: 5 вопросов, которые возникают у каждого водителя

В каких случаях краткосрочное ОСАГО может быть выгодно?

ТехИнсайдер
«Шестидесятые сейчас на пике»: коллекционер Валерий Дудаков о ярмарке «Арт Москва» «Шестидесятые сейчас на пике»: коллекционер Валерий Дудаков о ярмарке «Арт Москва»

Валерий Дудаков, крупный московский коллекционер и арт-дилер, на «Арт Москва»

Forbes
Лекарство от диабета облегчило симптомы болезни Паркинсона Лекарство от диабета облегчило симптомы болезни Паркинсона

Лекарство от диабета тормозит прогрессирование симптомов болезни Паркинсона

N+1
«Смогу тратить свой заработок»: как женщины в XX веке искали оплачиваемую работу «Смогу тратить свой заработок»: как женщины в XX веке искали оплачиваемую работу

Отрывок из романа Мейв Бинчи «Зажги свечу»

Forbes
Открыть в приложении