«Яндекс»: умножение делением
Главная IT-компания России не выдержала испытания политикой и разделилась на две части. Создатели «Яндекса» предпочли оставить себе очень скромный плацдарм для роста, но сохранить отношения с Западом

«Яндекс» официально объявил о планах разделения компании на две части. Первая, оставив за собой имя и бренд, будет ориентирована на работу внутри РФ. Другая часть компании предположительно сменит название, постарается заретушировать российские корни и выдвинется на освоение международных рынков. Нынешнее высшее руководство «Яндекса», включая основателя компании Аркадия Воложа, планирует управлять зарубежной частью бизнеса. Над российским подразделением предполагается усиление контроля государства: по соглашению сторон его возглавит бывший министр финансов и до недавнего времени глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Какое будущее ждет разделенную таким образом российскую хайтек-корпорацию и как трансформация ее деятельности может отразиться как на отечественном IT-рынке, так и на важных отраслях российской экономики?

Главная российская интернет-компания
«Яндекс» заслуженно называют главной российской интернет-компанией. Основавшие ее предприниматели оказались не просто талантливы в информационных технологиях, но еще умели просчитывать перспективные тренды развития интернет-индустрии, оказываться в нужное время в нужном месте, чтобы занимать прибыльные рыночные ниши, успешно масштабируя сервисы на стыке онлайна и офлайна.
Истоки «Яндекса» лежат еще в эпохе СССР, когда в конце 1980-х основатель компании уроженец Казахстана математик Аркадий Волож с единомышленниками начал развивать идею создания компьютерной системы, которая позволяла бы находить в огромных массивах интернет-данных нужную информацию. Так родилась поисковая система «Яндекс» (название происходит от английского Yet another indexer — «Еще один индексатор»), которая благодаря передовым, настроенным под морфологию русского языка алгоритмам сумела у себя дома дать достойный бой мировым гигантам в сфере интернет-поиска, войдя в первую десятку поисковых систем мира.
Помимо постоянно совершенствующейся системы интернет-поиска и связанного с ней рекламного бизнеса «Яндексу» на протяжении всей истории его развития удается гибко реагировать и предугадывать другие перспективные направления развития IT-рынка. К настоящему времени бизнес «Яндекса» — это более полусотни услуг и сервисов, которые охватывают самый широкий спектр: от прогноза погоды, кинотеатра, музыки, географических карт, афиши, образования до облачных сервисов, платежных систем, рекламы, электронной коммерции, услуг такси, каршеринга.
До сих пор «Яндекс» демонстрирует самые высокие финансовые показатели в российской IT-индустрии. В последнем рейтинге «Эксперт-400» компания занимает 56-е место в общем списке крупнейших российских предприятий с показателем выручки по МСФО за 2021 год 356 млрд рублей (в 2020 году — 246 млрд рублей, рост на 63%), это самый высокий показатель среди российских IT-компаний. «Яндекс» продолжает демонстрировать высокие темпы развития и в текущем году: согласно официальному отчету, в третьем квартале компания получила 133,1 млрд рублей общей выручки, что является для нее историческим рекордом: это, например, в 5,6 раза больше, чем показатели выручки пятилетней давности (см. график 1).

Выйти из интернета
На протяжении всего времени «Яндекс» основную часть своих доходов получал в интернете: локомотивом развития компании была ее знаменитая система поиска и связанная с ней контекстная реклама. Но в последнее время ситуация меняется: у компании стремительно растет доля доходов от различных видов офлайн-бизнеса. Как уже было сказано, согласно официальному отчету «Яндекса», по итогам третьего квартала 2022 года, компания получила 133,1 млрд рублей общей выручки. Из них 60,9 млрд компании принесло направление поиска и контекстной рекламы. Но второе месте в структуре бизнеса (33,8 млрд рублей) уже занимают работающие на стыке онлайна и офлайна услуги электронной коммерции, такие как «Маркет», «Лавка» и прочие, связанные с доставкой готовой еды, продуктов питания, хозяйственных и других товаров, которые компания в своем отчете называет О2О — online-tooffline: «интернет-сервисы, позволяющие совершать покупки онлайн, а получать их в реальном мире».
Далее идут транспортные сервисы: еще в 2011 году «Яндекс» скопировал набирающую на Западе популярность модель агрегаторов услуг такси, позволяющих искать машину не стоя с вытянутой рукой у обочины, а с помощью смартфона. Так появился агрегатор услуг «Яндекс.Такси», которому удалось, агрессивно оттеснив конкурентов, занять на российском рынке почти монопольное положение. Это направление деятельности под названием «райдтех» (помимо такси в него входят услуги каршеринга и аренды самокатов) в третьем квартале принесло компании внушительные 31 млрд рублей.
Замыкает список направление развлекательных сервисов («Плюс») — 7,8 млрд рублей, сервисы объявлений (3,4 млрд рублей), прочие бизнес-подразделения (облачные услуги, устройства, другие инициативы) — 10,2 млрд рублей (см. график 2).

Иностранный резидент
При том что основную часть выручки «Яндекс» всегда получал в России, корпорация старалась позиционировать себя как международная компания и была зарегистрирована за рубежом — изначально на Кипре, позже головная структура Yandex N. V. получила прописку в Нидерландах. «Яндекс» имеет много офисов за границей: помимо стран ближнего зарубежья (Минск, Алма-Ата) представительство у компании есть в Ньюберипорте (США), Люцерне (Швейцария), Берлине (Германия), Амстердаме (Нидерланды), Шанхае (Китай), ТельАвиве (Израиль).
Значимая часть деятельности зарубежных представительств связана с оказанием услуг иностранным компаниям, которые хотят продвигать свои товары в России на ресурсах яндексовской поисковой системы. Другие же виды самостоятельной международной деятельности «Яндекса» пока не демонстрируют внушительных результатов, более 95% выручки компания по-прежнему получает с российского рынка.