Оптом дешевле: как мэрия столицы собирает персональные данные
Новые карантинные меры, введенные в Москве, ставят юристов в тупик, а бизнес-сообщество заставляют нанимать «мертвые души»
Московская мэрия снова в игре. Стоило кривой заболеваемости коронавирусом в столице уверенно пойти вверх, как первопрестольные чиновники вновь расчехлили свою креативность, соорудив новую линейку карантинных мер.
Сначала школьников отправили на внеочередные каникулы. Затем рекомендовали не выходить на улицу горожанам с хроническими заболеваниями и тем, кто старше 65 лет. По сфере услуг начали циркулировать настойчивые предупреждения об ужесточении штрафов за обслуживание клиентов без масок.
А 9 октября было объявлено, что школьникам, пенсионерам, беременным женщинам и больным хроническими заболеваниями на время заблокируют льготные проездные. Правда, тут же оказалось, что карты «по ошибке» заблокировали и некоторым другим гражданам, имеющим право на льготный проезд. Например, многодетным матерям или людям, которые уже вышли на пенсию, но им еще нет 65. Впрочем, несмотря на такие досадные погрешности, в некоторой степени эта мера все же разредила московский трафик. Хотя и обойти запрет оказалось нетрудно: купи новую «Тройку» или одноразовый билет и поезжай куда хочешь.
Однако «вишенкой на торте» в осенней эскалации борьбы с вирусом стал указ № 97 московского мэра, который обязал все столичные предприятия и организации перевести 30% сотрудников на удаленку. Позднее указ был дополнен требованием: с 12 октября и вплоть до особого распоряжения работодатель обязан каждый понедельник предоставлять правительству Москвы специальный отчет о сотрудниках, отправленных «на дистант».
В частности, в таблице, где представлен список этих сотрудников, необходимо записать их имена, номера телефонов, номера карт «Тройка», «Стрелка», социальной карты и временного льготного билета, а также номера автомобилей (все это, конечно, при наличии). За непредоставление сведений предусмотрен штраф. Для ИП — от 30 до 50 тысяч рублей, для ООО — от 100 до 300 тысяч. В случае повторного невыполнения указа организации помимо новой порции штрафа (до миллиона рублей) грозит приостановка деятельности сроком на 90 суток.
Законна ли передача «персональных данных» мэрии
В недавнем интервью телеканалу «Россия 1» Сергей Собянин пояснил, что все веденные мэрией Москвы меры «такой самый лайт-вариант, когда предприятия не закрываются, ни одна из сфер экономики не закрывается». Однако на деле требования, выдвинутые работодателю, оказались совсем не «лайт». Просто потому, что они противоречат существующему законодательству.
«Такое ощущение, что правительство Москвы оторвалось от реальности и не видит персональных данных там, где они есть, полностью игнорируя требования действующего законодательства. Потому что Трудовой кодекс и Закон о персональных данных не позволяют собирать излишний объем информации о работнике и тем более передавать ее третьим лицам без понимания законной цели — то есть того, для чего передача таких данных в принципе необходима», — считает Саркис Дарбинян, сооснователь проекта «Роскомсвобода».
Так, если посмотреть на содержание 152-ФЗ «О персональных данных», то в нем довольно ясно указана его цель: «обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну». Иными словами, персональные данные на то и персональные, что специально ограждаются законом от публичного поля. Вдобавок сам указ мэра обязывает работодателя сделать то, что и в рамках нормативного поля, и с точки зрения сложившейся судебной практики работодатель не может сделать в принципе.
«То, что фамилия, имя, отчество, телефон, номер карты “Тройка” или номер автомобиля являются персональными данными, сомнений быть не может, потому что в совокупности эта информация позволяет идентифицировать гражданина, — рассказывает юрист Александр Ермоленко, партнер “ФБК Legal”. — И, согласно законодательству, работодатель без производственной необходимости не может получить от работника эти данные. У него просто нет для этого полномочий — это можно сделать только добровольно. Поэтому и штрафами за это карать нельзя, потому что здесь нет факта нарушения законодательства».
Известно, что в своеобразной законодательной иерархии указ мэра или губернатора являются актами низкого нормативного уровня: они находятся в «подчиненном положении» по отношению, например, к федеральным законам и содержательно должны исходить из их логики. Правда, если добавить в этот контекст щепотку юридической софистики, то лазейку найти все же можно.
Дело в том, что предоставление персональных данных без согласия их обладателя возможно только в том случае, когда эта информация необходима для решения задач на уровне госуправления. И с учетом того, что мэр Москвы наделен определенными полномочиями по защите населения в период пандемии, требование передачи таких данных при желании можно интерпретировать как меру, необходимую для профилактики ухудшения эпидемиологической ситуации. Хотя и здесь все не так просто, потому что очевидную и прозрачную корреляцию между одним и другим найти не так уж и легко.
Что делать бизнесу, чтобы избежать штрафов
Но этим, однако, удивительный уровень проработанности указа не исчерпывается. Собрав железной рукой данные своих сотрудников, руководитель организации должен еще и заверить их квалифицированной электронной цифровой подписью (ЭЦП). А такая подпись, по оценке Дмитрия Порочкина, омбудсмена по вопросам соблюдения прав предпринимателей, имеется лишь примерно у 20% директоров малых и средних предприятий.
И здесь либо в срочном порядке бежать и оформлять ЭЦП — в условиях, когда сотни тысяч предпринимателей оказались в таком же положении, а значит, и цены на эту услугу взлетят, — либо, если следовать логике указа, платить штраф. Хотя, как отмечает Саркис Дарбинян, опять-таки согласно федеральному закону о предоставлении государственных муниципальных услуг (№ 210-ФЗ), у работодателей нет обязанности получить ЭЦП. Как, впрочем, и не обязан он взаимодействовать с мэрией только через портал mos.ru. Последний, к слову, 12 октября уже успел рухнуть из-за высокой нагрузки на сервис, и многие предприниматели жаловались, что просто не могут отправить через него составленные списки.
Наконец, далеко не все компании в принципе способны принудительно отправить такое количество сотрудников работать домой. Речь идет, например, о салонах красоты, производственных и строительных компаниях, ритейле, общепите, организациях здравоохранения. Более того, владельцы, скажем, ресторанов или парикмахерских, наоборот, были вынуждены в последнее время даже нанимать новых сотрудников, чтобы совместить работу предприятия и соблюдение всех санитарных нормы.
В целом, согласно исследованию SuperJob, не могут «перестроить процессы организации труда в соответствии с указом мэра 4 из 10 работодателей столицы». Выходит, что меру ввели, однако то, как с ней жить бизнесу «на земле», чтобы, с одной стороны, не получить штраф, а с другой — не нарушить закон, не объяснили.
Собственно, и наши попытки получить комментарий по поводу этих мер от представителей мэрии ничем не закончились: пресс-секретарь Гульнара Пенькова направила нас в один из департаментов, а этот департамент отправил нас назад — к пресс-секретарю. На момент сдачи номера в печать мы не получили ответа и от департамента информационных технологий города Москвы.
«Все, что нам сказали, сказали в директивной форме — без объяснений того, как данные будут использоваться. И у меня как у директора компании сразу возникла масса вопросов, — сетует, например, Мария Макушева, гендиректор Центра социального проектирования “Платформа”. — Имею ли я право передать данные, предоставленные мне сотрудниками, в обход подписанных с ними соглашений о персональных данных? Будут ли контролироваться перемещения сотрудников в рабочее время и несу ли я за это ответственность? Ответов как не было, так и нет».
Конечно, предприниматели по-разному попытались встроить свою работу в логику указа московской мэрии. Одни решили использовать «шахматную» систему, то есть в каждом новом отчете менять списки сотрудников, придерживаясь нормы «не больше 70%». Другие компании планируют фиктивно раздуть свой штат, чтобы затем отправить эти «мертвые души» работать на удаленку.
«По своему опыту скажу, что очень многие компании отправляли в мэрию таблицы с пустыми графами, ссылаясь на то, что информация не была передана работниками ввиду отсутствия их согласия на предоставление таких данных третьим лицам, — рассказывает Саркис Дарбинян. — И это позволяет хотя бы формально соблюсти минимальные требования по предоставлению еженедельных отчетов».
Вместе с тем, помимо того что бизнесу, и без того переживающему едва ли не самые мрачные времена, приходится нести очередные издержки, сам этот столь неоднозначный с точки зрения закона прецедент, созданный мэрией, настораживает.
«Все принятые за этот год карантинные меры сильно расшатали нормативную базу в России, — замечает Александр Ермоленко. — И это очень опасная ситуация. Потому что у нас вроде как обычная, нормальная жизнь, но при этом людей начинают запирать, штрафовать, требовать от них персональную информацию без их согласия. То есть, по сути, против них действуют неконституционно. Но вместе с тем мы же все понимаем, что необходимость в этом определенная есть, потому что в стране эпидемия. И мы понимаем, что государство вроде бы действует разумно. Но при этом отчего-то без достаточных нормативных оснований».
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl