Театральный режиссер и хореограф Алла Сигалова создала сотни спектаклей

ВедомостиКультура

Алла Сигалова: Самое сложное – договориться с собой

Наталья Витвицкая
пт. 7.03.2025

Театральный режиссер и хореограф Алла Сигалова создала сотни спектаклей: на ее счету работы в оперных, балетных, драматических театрах России, Польши, Италии, Латвии и др. Ее конек – музыкально-пластические спектакли, в которых танец является отражением слова, а артисты должны уметь все. В 2008 г. Сигалова получила премию «Золотая маска» за хореографический спектакль «Кармен. Этюды» с формулировкой «за плодотворный синтез хореографии и драмы». В самых ярких ее спектаклях – «XX век. Бал» МХТ имени А. П. Чехова, «Моя прекрасная леди» театра ТОТ, недавнем «Щастье!» Театра имени Моссовета – зрелищность сочетается с ясным и всегда содержательным посылом, смыслами.

Большое и важное место в жизни Сигаловой занимает преподавательская деятельность – она возглавляет кафедры сразу в двух театральных вузах – Школе-студии МХАТ и ГИТИСе. Также Сигалова снимается на телевидении и в кино. Главная роль в сериале Евгения Сангаджиева «Балет», который вышел в 2023 г., заставила многих думать, что образ Руты Майерс списан с нее. В интервью «Ведомостям» хореограф рассказывает, что ее экранная Майерс – это «другой человек», рассуждает о том, почему артисты обязаны знать историю, а режиссер не должен навязывать зрителю свою трактовку. А также дает мастер-класс – как подготовить студентов к театру.

«Никто не должен думать так, как я»

– Как родилась идея ставить именно «Клопа» Владимира Маяковского? Что показалось особенно необходимым именно сегодня?

– Дотянуться до Маяковского всегда хочется. Но когда ты читаешь его пьесы, понимаешь, что они, как мне кажется, стали сложными для высказывания через них необходимых сегодня моментов. На основе произведений Маяковского Юлий Черсанович Ким сделал свое произведение. Плюс композитор Владимир Сергеевич Дашкевич. Два классика, которые разговаривают с сегодняшним днем. Мне показалось, что это тот материал, который мне сегодня нужен.

Уже давно с Женей Марчелли (художественный руководитель Театра имени Моссовета. – «Ведомости») мы говорили про «Щастье!», но то я была занята, то у него в театре что-то, и как-то мы никак не могли совпасть. Когда Женя сказал, что есть период для выпуска и, несмотря на то что этот период совпал с моими репетициями в МХТ имени Чехова, я все равно согласилась. И я очень рада, что сделала это. Во-первых, я дружила со многими в этом театре, здесь долго шел «Casting/Кастинг» (спектакль режиссера Юрия Еремина, в котором Алла Сигалова играла главную роль, а также была хореографом-постановщиком. – «Ведомости»). Театр очень меня поддержал, когда мне было совсем плохо, поэтому я очень благодарна ему, этим людям, этим стенам. Мне важно, что я снова сюда вернулась. Кажется, как будто не уходила. Во-вторых, я еще Мишу Тройника привела с собой. Хотя работа тяжелая, но это была радость, ощущение возвращения в свой дом.

– Почему на главную роль Присыпкина вы выбрали именно Тройника – человека не из труппы?

– Я стараюсь, чтобы Миша появлялся везде, где я работаю. Столько было моментов, когда я могла с ним соединиться в работе, но каждый раз что-то случалось, срывалось. Женя Марчелли так открыто и сказал: «Если он тебе нужен, то конечно». Мне кажется, что Миша Тройник настолько неординарный человек, неординарная личность, он существует вне каких-то рефренов, банальностей, штампов. Еще в нем бешеная энергия, он абсолютно сумасшедший.

Я же была его учительницей, и он сложно шел в Школе-студии, потому что никто не мог понять, что он такое вообще, как этот «ларчик открывается». Но я моментально к нему привязалась, и всегда, всегда мне хотелось с ним работать. Мне кажется, что у нас очень дружеские отношения. И я горжусь тем, что он сыграл здесь главную роль. Мне кажется, что произошло открытие какого-то особенного театрального организма.

– Спектакль – это всегда возможность высказаться. Что вам хотелось сказать?

– Мне кажется неправильно, когда автор навязывает зрителям свое высказывание. Люди, зрители – это не однородная публика, это отдельные личности, которые имеют право на свое суждение, на свое восприятие, на свою трактовку. Вот я что-то скажу и, значит, вы должны так думать? Нет. Никто не должен думать, как я. Вы свободны, все свободны.

– И все же. Как вы оцениваете реакцию публики? Чувствуете ли вы, что ей необходимо, подстраиваетесь или не думаете об этом?

– Зрители приняли спектакль. По крайней мере на тех показах, на которых была, я это видела. Мне это очень важно, это прекрасно. Но когда ты делаешь спектакль, разве ты об этом думаешь? У меня вообще таких мыслей нет.

– А если говорить про музыкальный материал. В чем его фишка? Он вас зацепил?

– О да. Во-первых, это безумно талантливо. Во-вторых, это все основано на городском фольклоре, на городском романсе, на том музыкально-песенном творчестве, которое присуще именно русскому человеку. Владимир Сергеевич создал потрясающий музыкальный калейдоскоп. Это все очень узнаваемая музыка, но в то же время она обработана выдающимся композитором.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Уголь в цене Уголь в цене

Что происходит с ценами на уголь и что на них влияет

Ведомости
Парфюмерный этикет Парфюмерный этикет

Как правильно использовать ароматы

Grazia
Юродивый из Лефортова Юродивый из Лефортова

Почему смерть рэпера обсуждала вся страна и что не так с молодежной политикой?

Монокль
Там, где остановилось время Там, где остановилось время

Брюгге — город, словно застывший в пространственно-временной капсуле

Знание – сила
Искусство развлекать Искусство развлекать

Развлечения: относительно недавние изобретения, хотя и с древними корнями

Вокруг света
Беби-бум в каждый дом Беби-бум в каждый дом

Какие проблемы поможет решить нацпроект «Семья»

Ведомости
Мошенники осваивают самозапрет Мошенники осваивают самозапрет

Как граждане злоупотребляют самозапретом на выдачу кредитов

Ведомости
Женский бег с препятствиями Женский бег с препятствиями

Женщины Древней Греции и Спарты: спорт как способ борьбы за свободу и права

Знание – сила
Вредные привычки и рак Вредные привычки и рак

Какие привычки значительно увеличивают риски развития рака гортани

Здоровье
Юбилейная партитура Юбилейная партитура

Музыкальному коллективу Теодора Курентзиса musicAeterna исполняется 20 лет

СНОБ
«Хотели как лучше»: какие травмы наносят ребенку любящие родители «Хотели как лучше»: какие травмы наносят ребенку любящие родители

К чему может привести заботливая гиперопека над ребенком?

Psychologies
Все, что нужно знать о защите нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Часть 1 Все, что нужно знать о защите нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Часть 1

О творческих достижениях, не вписывающихся в рамки объектов авторского права

Наука и техника
Моральный кодекс Моральный кодекс

Мила Ершова о справедливости и вопросах, на которые нет однозначного ответа

Grazia
Сергей Анохин: Телеком стал невидимым сервисом, без которого мы не можем пообщаться Сергей Анохин: Телеком стал невидимым сервисом, без которого мы не можем пообщаться

Гендиректор ПАО «Вымпелком» Сергей Анохин — о будущем компании и её развитии

Ведомости
Сердце африканского духа Сердце африканского духа

У трапа Париж – Кайенна пассажиры словно по команде достают зеленые буклеты

Вокруг света
Курс на весну Курс на весну

8 свежих идей для сезонного украшения дома

Добрые советы
Должны ли бабушки и дедушки сидеть с внуками? Должны ли бабушки и дедушки сидеть с внуками?

Какова роль бабушек и дедушек в воспитании внуков сегодня

Psychologies
«Там, где нет обязательств, нет нашей ответственности»: почему мы обижаем и обижаемся «Там, где нет обязательств, нет нашей ответственности»: почему мы обижаем и обижаемся

Зачем мы причиняем боль близким людям?

Psychologies
О тюленях и гепардах О тюленях и гепардах

Мария Лобанова — о возрасте, аппетите и кредо, которое сложно игнорировать

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Погрузиться в сон Погрузиться в сон

Как научиться высыпаться, не меняя привычного ритма жизни

Лиза
Северный приоритет Северный приоритет

Как Россия пытается спасти Арктику от оттока населения?

Ведомости
От сердца к сердцу От сердца к сердцу

Какой путь Ани Лорак и Исаак Виджраку проделали навстречу друг другу

OK!
Все на высоте Все на высоте

Пять причин поспешить к маммологу

Лиза
Владимир Этуш: «Я обожаю жизнь!». Фронтовые воспоминания Владимир Этуш: «Я обожаю жизнь!». Фронтовые воспоминания

У меня была бронь, но я записался добровольцем. Я мог не воевать. Но я не мог!

Коллекция. Караван историй
Рынок захлебнулся маслом Рынок захлебнулся маслом

Кризис перепроизводства в масложировой отрасли говорит о системных просчетах

Монокль
Доктор Доктор

Фантастический рассказ Александра Маркова «Доктор»

Знание – сила
Время раскручивать гайки Время раскручивать гайки

Трамп, санкции и ресурсы: началась новая игра политиков?

Ведомости
Беззубый театр Беззубый театр

Наступило время театра беспроблемного и потому бесчеловечного

Знание – сила
Анна Тыщецкая Анна Тыщецкая

Директор ВШЭ в Петербурге Анна Тыщецкая превращает город в центр знаний

Собака.ru
Я — сноб: пианист и композитор Риад Маммадов Я — сноб: пианист и композитор Риад Маммадов

Пианист и композитор Риад Маммадов — о синтезе Востока и Запада в музыке

СНОБ
Открыть в приложении