Удручающе шокирующая положение рынка запчастей

ЭкспертАвто

На крючке у «Боша»

Если со сборкой, да и с разработкой автомобилей в целом ситуация в России сложная, но отнюдь не критическая, то с фундаментом отрасли, более низкими переделами, в первую очередь деталями и готовыми комплектующими, положение удручающее до шокирующего. И с технологиями, и с компетенциями

Александр Астапов

В середине 2000-х, разрабатывая (и обсуждая в достаточно широких кругах автообщественности, в частности на слушаниях в общественном и экспертном советах при Минпромэнерго) программу развития автопрома путем перехода от «отмычечной» сборки к более похожей на промышленную, авторы приводили в качестве ключевого аргумента привлечение западных технологий. Мол, промсборщики машин приведут с собой и производителей компонентов современного уровня и должного качества, а там по цепочке мы сможем ликвидировать технологическое отставание.

Оппоненты были в меньшинстве, но не сказать, чтоб подавляемом. Был среди выступавших и я (от лица одной автоправозащитной команды) — и за словом в карман не лез. Мой основной аргумент был таков: за полным отсутствием экспортной переориентации отрасли мы получим тот же импорт, вид сбоку. И даже хуже: сбыт потертых стеклянных бус папуасам. Конечно же, никто не прислушался, да и вообще автоотрасль была на десятом месте по вниманию в то время — и к кризису-2008 открыли ворота нараспашку (и окультурили площадки для приземления) сборщикам и автомобилей, и составных их частей.

Именно сборщикам — в качестве тогдашнего примера характерен завод свечей зажигания в Энгельсе, купленный Bosch. Под культовой немецкой маркой начали собирать из привозных уже обработанных изоляторов и электродов (и на импортном же бэушном оборудовании) свечи «массовой» линейки. А на соседней линии — старой, отечественной — продолжили делать старые недобрые А-17ДВР со старым недобрым качеством: «лохматыми», криво приваренными электродами, изоляторами на честном слове, а потому подлежащими покупке только после селективного подбора со специальным прибором и доведения зазора до нормы надфилем. Слава богу, хоть бошевское лого не ставили. Внедрение новых бошевских разработок, а подавно размещение в России хотя бы лаборатории по разработке — о чем вы? Точно так же собирали сиденья и другие «сборочные единицы» поставщики автоконцернов, разместившиеся на промплощадке в Калуге.

Возмущаетесь коварством «буржуинов»? Тогда напомню, что собой представляли отечественные производители. «Продвинутая» их часть («Невский фильтр», например) делала компоненты из иностранных материалов и на иностранном же оборудовании, еще более продвинутая «копипастила» иностранное, невзирая на патентное право (например, легендарные блоки управления двигателем «Январь» — это, по сути, грамотно «хакнутый» Bosch), а большинство добивало еще советские технологии с постепенным и неизбежным падением по мере износа и так не лучшего качества (помните? «что отлито на ДААЗе, утопите в унитазе» — настолько шокирующе низким было качество наших карбюраторов даже по сравнению с изделиями из соцстран) и постоянными попытками перейти на еще более дешевые материалы. То есть тем же самым, что и Bosch в Энгельсе, только еще и с «сверхоптимизацией» технологий и материалов.

Прошло более десяти лет. Что изменилось?

СПИК? Инглиш!

Мировые производители автомобилей, как и ожидалось, пришли в Россию. Со своими отработанными производственными цепочками — и столь же отработанным и проверенным пулом поставщиков. Который, в свою очередь, если и собирал свои компоненты «на месте», то из импортированных же деталей, лишь в редких случаях обращаясь к российским производителям материалов. Пока это делали только «новые» производители (скажем, тогдашний PSA на площадке в Калуге), всем было безразлично. Всполошились попозже, когда RenaultNissan, воцарившись на АвтоВАЗе, начал менять цепочки поставщиков на «своих» (подробности этой драмы см. в репортаже «Эксперта» «Отвертка по-французски», см. № 11 за 2016 год).

Без относительно гарантированного сбыта (а значит, не у дел) оказались сотни российских производителей, дававших работу десяткам тысяч сотрудников. По некоторым подсчетам, только за первые пять лет иностранного хозяйствования в Тольятти закрылось около 250 предприятий, поставлявших комплектующие, что оставило без работы 1,4 млн человек. Расчет грубый и не учитывающий переориентацию определенной доли мощностей на «запчастевые» поставки, но масштаб драмы передающий, в общем, наглядно.

Обвинять в «непатриотичности» иностранцев, думаю, не стоит. В условиях абсолютно беззубой промполитики государства иностранцы делали так, как им было удобнее и понятнее. Во-первых, их традиционные поставщики гарантировали качество комплектующих и его стабильность. Во-вторых, цена: благодаря использованию «глобальных» компонентов, производимых многократно бóльшими тиражами, разница между закупочной ценой и стоимостью материалов становится исчезающе малой. А еще к экономии на стоимости комплектующих стоит добавить экономию на логистике и на менеджменте ввиду унификации процессов и цепочек поставок. Так что не надо винить волка в том, что он хочет есть: продавать АвтоВАЗ транснациональной корпорации нас никто не неволил.

К тому же приход иностранцев с последовавшей отладкой логистики позволил повысить качество и исконно русских автомобилей. Дошло до того, что в январе этого года Минпромторг, подсчитывая индекс локализации автомобилей по формулам, приведенным в Постановлении правительства РФ № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», выяснил, что нероссийским, то есть иномаркой, следует признать… УАЗ «Патриот»! И наоборот, его конкурента, выпускаемого под Тулой китайской компанией Great Wall, можно признать локализованным — а значит, дать добро на закупку «китайцев» Минобороны, что оно и сделало для своих служебных надобностей.

Формула неправильная? Чиновники непатриотичные? Да нет же: в Минпромторге все эти годы методично добиваются повышения локализации и стимулированием производства автокомпонентов, и СПИКами (специальными инвестиционными контрактами) требующими все больших объемов производства, все большей локализации — и созданием центров компетенций, или, по-старому, НИОКР. И повышением утилизационного сбора — изначально хитрая схема, дополняющая (сверх пределов, дозволенных ВТО) ввозные пошлины. И материальной помощью и льготами для производителей автокомпонентов. Например, 7 июня опубликовано постановление, согласно которому государство предоставляет им займы в размере от 50 млн рублей по ставке 1% годовых на финансирование части (до 40%) капитальных затрат и покупку лицензий. А формула, может, и несовершенная по многим причинам. Но корейская коробка передач и немецкая управляющая электроника стоят на УАЗе, а не на «китайцах». Как и множество других компонентов, кои китайцы решили для приличия хоть отверточно, да собрать на новом российском заводе.

А вот на прямые инвестиции в новые разработки Минпромторг и другие министерства идут только по новым направлениям — беспилотность, электромобильность, мультимедиа… А ведь «старые» комплектующие требуют едва ли не большего внимания — узлы и детали что ДВС, что трансмиссий, что шасси эволюционируют быстро, как и электронные системы безопасности. И переход на детали пусть и мировых лидеров, но, как и любая корпорация, имеющих свои интересы и вынужденных выполнять решения своих правительств, чревато зависимостью, в том числе от технологической блокады, как это уже было в других отраслях.

Поршни, кольца, подшипники — все эти на первый взгляд нехитрые, но технологически и инженерно очень сложные узлы мы покупаем или за рубежом, или в России, но на предприятиях, принадлежащих иностранному капиталу, и разработаны они далеко от границ страны. Да что кольца — на президентских Aurus даже блоки цилиндров отлиты в Германии. Не потому, что там дешевле, — здесь просто не смогли освоить лицензионную технологию, а свои «ноу-хау» устарели, и очень давно (подробнее о проекте Aurus см. «Машина номер два», «Эксперт» № 24 за этот год).

Носим ношеное

А исконно российские, созданные еще при СССР, заводы, похоже, проигрывают даже свой последний рубеж — конкуренцию с китайским эрзацем на рынке «афтемаркета» (нелицензионных запасных частей) нижнего уровня. В последние годы в России созданы современные торговые сети, поставляющие как в магазины запчастей, так и в независимые автосервисы, расходные материалы и запчасти, от дисков сцепления до амортизаторов.

Причем с экономическим спадом спрос смещался в сторону все менее качественных и более простых, зато дешевых эрзац-компонентов. Тут бы старым, зато известным каждому со времен «Жигулей» производителям и выступить — благо Минпромторг им помогает, устанавливая пошлины на аналоги деталей и узлов, выпускаемых в РФ. Но… «Мы сами рады бы заместить отечественными китайские запчасти, — растолковал мне суть проблемы топ-менеджер группы AD Russia, пожелавший остаться неназванным. — И не из патриотизма даже: у китайцев цены растут как на дрожжах, доставка подорожала в разы за зиму, а сроки исполнения заказов выросли еще больше. Конечно же, пошли к нашим. Во-первых, выяснилось, что по нашим спецификациям они работать не готовы — ссылаются на ГОСТы, которые зачастую мягче несопоставимо, что по размерам деталей, что по разбросу параметров и в особенности по толщине и качеству покрытий, тех же пружин подвески. Но даже когда требуемое находится в готовом виде в каталоге, они, видимо ввиду старой советской системы управления, не торопятся брать заказ в работу. Видимо, это им не нужно. Ну хорошо, продолжим поиск поставщиков в других странах, от Индии до Польши, шарик большой». Те же немногие отечественные производители, что научились делать качественные и недорогие компоненты, как и пятнадцать лет назад, «сидят» на импортных комплектующих и материалах, а наукоемкость таких изделий стремится к нулю.

О науке же нашей в этой области, наверное, уже лет тридцать говорят или хорошо, или ничего. Из наукоемких разработок можно вспомнить разве что трансмиссию КАТЕ для «Ауруса», но и для нее шестерни приходится покупать за рубежом.

…На общественных слушаниях Минпромэнерго в «нулевые» обсуждалось немало документов, имевших отношение к автоиндустрии. В том числе техрегламент «О безопасности ТС». На каждом чтении представители автообщественности находили в нем коррупционные моменты, специально предусмотренные для возможностей заработка сертифицирующих организаций. Представитель НАМИ, разработчика техрегламента, парировал, что это не для наживы, а чтобы поддержать отечественную автомобильную науку. Прошло полтора десятилетия, тот представитель института давно на пенсии, а наука от НАМИ воплотилась лишь в лимузине высшего класса — почти сплошь состоящего из западных компонентов. Пока что не попавших под санкции своих правительств в отношении России. Тьфу-тьфу…

А на пороге новый технологический скачок. Электропривод, среднесерийное производство (требующее и пластиков, и новых алюминиевых технологий для «кузовщины», например), концепция «автомобиль как гаджет»… Но если с компонентами для гаджетизации у нас пошло-поехало, то гаджетизировать системы («Яндекса», «Сберавтотеха») будут иномарки — или машины формально отечественного производства, с российскостью, подтвержденной всеми формулами подсчета, но на корейских подшипниках, китайских амортизаторах, немецких тормозах и с двигателями (неважно, бензиновыми, дизельными или электрическими), в которых из отечественного только сборка и «заправка техническими жидкостями».

Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Утопия по-американски: чем обернется политический кризис в США Утопия по-американски: чем обернется политический кризис в США

Политический кризис в США — следствие разрушения американского общества

Эксперт
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
500 000 оригинальных машин вместо автохлама 500 000 оригинальных машин вместо автохлама

Как продавался АвтоВАЗ, как создавался Aurus и какого сегмента недостает России

Эксперт
Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации

Какой леской лучше косить траву триммером? На что обратить внимание при выборе?

CHIP
«Разумный производитель компоненты не делает» «Разумный производитель компоненты не делает»

Какие вызовы стоят перед старейшим в России контрактным производителем иномарок

Эксперт
Правда, что от страха можно поседеть за одну ночь? Правда, что от страха можно поседеть за одну ночь?

Неужели действительно можно в одночасье поседеть?

ТехИнсайдер
Коммерческие авто рулят из-под Калуги на экспорт Коммерческие авто рулят из-под Калуги на экспорт

Stellantis намерен в пять раз увеличить выпуск в России автомобилей класса LCV

Эксперт
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Холодный пуск Холодный пуск

Автопрому требуется кардинальная перезагрузка

Эксперт
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
«Реальной победы никто не добьется» «Реальной победы никто не добьется»

Политолог Алексей Малашенко — об иранском факторе в Нагорном Карабахе

Огонёк
Нзинга Мбади Нгола: как африканская королева 40 лет сражалась с колонизаторами Нзинга Мбади Нгола: как африканская королева 40 лет сражалась с колонизаторами

История африканской королевы, которая была готова пойти на всё ради своей страны

Forbes
Преображение гуманизма. Эпизод 1 Преображение гуманизма. Эпизод 1

В истории почти всегда находились силы, которые преодолевали кризис

Эксперт
Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать

Как легко настроить собственную локальную сеть?

Цифровой океан
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
Какие мужские качества гарантируют счастливые отношения Какие мужские качества гарантируют счастливые отношения

Какие качества помогают мужчинам изменить и сохранить отношения в браке?

Psychologies
Неловкие вопросы, травля и города-призраки: лучшие новые книги для детей и подростков Неловкие вопросы, травля и города-призраки: лучшие новые книги для детей и подростков

Книги для детей и подростков, которые будет интересно читать и взрослым

Forbes
«Твоя жизнь — это твоя жизнь». Что делать, если ребенок от первого брака не может встроиться в новую семью своей матери «Твоя жизнь — это твоя жизнь». Что делать, если ребенок от первого брака не может встроиться в новую семью своей матери

Что делать, если дочь не принимает новую семью своей матери

СНОБ
Ночная смена и дневной сон: как глобальное потепление превращает нас в вампиров Ночная смена и дневной сон: как глобальное потепление превращает нас в вампиров

Насколько перемены режима безопасны и есть ли у человека инструменты адаптации?

Forbes
8 нюансов, из-за которых даже идеально убранный дом кажется грязным 8 нюансов, из-за которых даже идеально убранный дом кажется грязным

Оказывается, другие люди видят нюансы в уборке, которые мы не замечаем

VOICE
Темная история Темная история

Нарушение пигментации встречается у 70% людей, но из-за чего она возникает?

Лиза
Вас точно беспокоил этот вопрос: почему цветная капуста так называется, если на самом деле она белая Вас точно беспокоил этот вопрос: почему цветная капуста так называется, если на самом деле она белая

При виде цветной капусты может возникнуть вопрос: почему это она цветная?

ТехИнсайдер
Генеральная уборка: избавиться от бардака в вещах, мыслях, эмоциях и отношениях Генеральная уборка: избавиться от бардака в вещах, мыслях, эмоциях и отношениях

Привнося гармонию в окружение, мы можем упорядочить свое внутреннее пространство

Psychologies
Засушивал жуков и снимал их в кино: как отечественный режиссер создавал первые в мире мультфильмы для взрослых Засушивал жуков и снимал их в кино: как отечественный режиссер создавал первые в мире мультфильмы для взрослых

Настоящее чудо на экране — анимация, главными героями которой стали... насекомые

ТехИнсайдер
Исследование: грусть доставляет людям удовольствие Исследование: грусть доставляет людям удовольствие

Почему люди наслаждаются грустью, а не пытаются с ней справиться?

ТехИнсайдер
«Я не обязана соглашаться на чужие условия»: письмо всем, кто старается угождать людям «Я не обязана соглашаться на чужие условия»: письмо всем, кто старается угождать людям

Как перестать угождать всем подряд и научиться говорить «нет»

Psychologies
Параллельные люди Параллельные люди

С какими альтернативными человечествами мы могли бы делить Землю?

Вокруг света
10 способов стать активнее, если нет времени на спортзал 10 способов стать активнее, если нет времени на спортзал

Врачи призывают людей быть активнее. Но когда брать время на эту активность?

ТехИнсайдер
Исторические отели, в которых годами жили известные личности Исторические отели, в которых годами жили известные личности

Некоторые из отелей стали не просто пристанищем, а настоящим домом для звезд

ТехИнсайдер
Экономика аншлага: к чему приведет театральный бум в России Экономика аншлага: к чему приведет театральный бум в России

В России театральный бум: спектаклей становится больше, цена билетов растет

Forbes
Открыть в приложении