Удручающе шокирующая положение рынка запчастей

ЭкспертАвто

На крючке у «Боша»

Если со сборкой, да и с разработкой автомобилей в целом ситуация в России сложная, но отнюдь не критическая, то с фундаментом отрасли, более низкими переделами, в первую очередь деталями и готовыми комплектующими, положение удручающее до шокирующего. И с технологиями, и с компетенциями

Александр Астапов

В середине 2000-х, разрабатывая (и обсуждая в достаточно широких кругах автообщественности, в частности на слушаниях в общественном и экспертном советах при Минпромэнерго) программу развития автопрома путем перехода от «отмычечной» сборки к более похожей на промышленную, авторы приводили в качестве ключевого аргумента привлечение западных технологий. Мол, промсборщики машин приведут с собой и производителей компонентов современного уровня и должного качества, а там по цепочке мы сможем ликвидировать технологическое отставание.

Оппоненты были в меньшинстве, но не сказать, чтоб подавляемом. Был среди выступавших и я (от лица одной автоправозащитной команды) — и за словом в карман не лез. Мой основной аргумент был таков: за полным отсутствием экспортной переориентации отрасли мы получим тот же импорт, вид сбоку. И даже хуже: сбыт потертых стеклянных бус папуасам. Конечно же, никто не прислушался, да и вообще автоотрасль была на десятом месте по вниманию в то время — и к кризису-2008 открыли ворота нараспашку (и окультурили площадки для приземления) сборщикам и автомобилей, и составных их частей.

Именно сборщикам — в качестве тогдашнего примера характерен завод свечей зажигания в Энгельсе, купленный Bosch. Под культовой немецкой маркой начали собирать из привозных уже обработанных изоляторов и электродов (и на импортном же бэушном оборудовании) свечи «массовой» линейки. А на соседней линии — старой, отечественной — продолжили делать старые недобрые А-17ДВР со старым недобрым качеством: «лохматыми», криво приваренными электродами, изоляторами на честном слове, а потому подлежащими покупке только после селективного подбора со специальным прибором и доведения зазора до нормы надфилем. Слава богу, хоть бошевское лого не ставили. Внедрение новых бошевских разработок, а подавно размещение в России хотя бы лаборатории по разработке — о чем вы? Точно так же собирали сиденья и другие «сборочные единицы» поставщики автоконцернов, разместившиеся на промплощадке в Калуге.

Возмущаетесь коварством «буржуинов»? Тогда напомню, что собой представляли отечественные производители. «Продвинутая» их часть («Невский фильтр», например) делала компоненты из иностранных материалов и на иностранном же оборудовании, еще более продвинутая «копипастила» иностранное, невзирая на патентное право (например, легендарные блоки управления двигателем «Январь» — это, по сути, грамотно «хакнутый» Bosch), а большинство добивало еще советские технологии с постепенным и неизбежным падением по мере износа и так не лучшего качества (помните? «что отлито на ДААЗе, утопите в унитазе» — настолько шокирующе низким было качество наших карбюраторов даже по сравнению с изделиями из соцстран) и постоянными попытками перейти на еще более дешевые материалы. То есть тем же самым, что и Bosch в Энгельсе, только еще и с «сверхоптимизацией» технологий и материалов.

Прошло более десяти лет. Что изменилось?

СПИК? Инглиш!

Мировые производители автомобилей, как и ожидалось, пришли в Россию. Со своими отработанными производственными цепочками — и столь же отработанным и проверенным пулом поставщиков. Который, в свою очередь, если и собирал свои компоненты «на месте», то из импортированных же деталей, лишь в редких случаях обращаясь к российским производителям материалов. Пока это делали только «новые» производители (скажем, тогдашний PSA на площадке в Калуге), всем было безразлично. Всполошились попозже, когда RenaultNissan, воцарившись на АвтоВАЗе, начал менять цепочки поставщиков на «своих» (подробности этой драмы см. в репортаже «Эксперта» «Отвертка по-французски», см. № 11 за 2016 год).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Коммерческие авто рулят из-под Калуги на экспорт Коммерческие авто рулят из-под Калуги на экспорт

Stellantis намерен в пять раз увеличить выпуск в России автомобилей класса LCV

Эксперт
Перст судьбы Перст судьбы

Нейл-арт перекочевал из категории безвкусицы в разряд самых свежих трендов

Vogue
Россия и вызов «коллективного Запада» Россия и вызов «коллективного Запада»

Легенды о короле Артуре вновь оживают в геополитической стратегии Европы

Эксперт
Опережая время. Погоня за Le Train Bleu Опережая время. Погоня за Le Train Bleu

В первой половине ХХ века инженер Уолтер Оуэн Бентли преследовал свою мечту

Esquire
Как продать все, не имея ничего Как продать все, не имея ничего

Дропшипперы, сервисные партнеры и селлеры. Кто реально продает на маркетплейсах

Эксперт
Шестиногого робота научили кататься на лыжах по склонам: видео Шестиногого робота научили кататься на лыжах по склонам: видео

Робот, который сможет участвовать в соревнованиях по лыжному спорту

National Geographic
Альянсы и союзы Альянсы и союзы

Вторая часть ответов на вопросы об альянсах союзников против нацистской Германии

Дилетант
5 научных причин, по которым люди видят призраков 5 научных причин, по которым люди видят призраков

Ученые выдвинули целый ряд теорий о том, почему люди видят призраков

Maxim
Собор парижской реставрации Собор парижской реставрации

Споры о судьбе Нотр-Дама продолжаются

Огонёк
Панельного неба скульптура: Никита Анохин делает ночники в виде советских домов, а их покупают в России и за рубежом Панельного неба скульптура: Никита Анохин делает ночники в виде советских домов, а их покупают в России и за рубежом

Мастерская Nikita Anokhin Store началась на кухне со шкатулок-сердец

VC.RU
Самовоспроизводящаяся система самосовершенствования Самовоспроизводящаяся система самосовершенствования

Построение производственных систем для российской промышленности

Эксперт
Биография Денниса Ритчи. Крестный отец современного интернета Биография Денниса Ритчи. Крестный отец современного интернета

Рассказываем о языке «С» и его создателе

Цифровой океан
Кто здесь самый умный? Кто здесь самый умный?

Что такое умный дом, каким он бывает и как с ним жить?

AD
Сердцу не прикажешь: самые известные любовницы президентов Сердцу не прикажешь: самые известные любовницы президентов

И у президентов есть слабости, например красивые женщины

Cosmopolitan
Красота не всегда спасает мир Красота не всегда спасает мир

Известный физик-теоретик рассказывает о кризисе в физике

Эксперт
Маска, я тебя знаю Маска, я тебя знаю

История новогодних маскарадных костюмов

Культура.РФ
«Любого можно сделать умным» «Любого можно сделать умным»

Вадим Мошкович о том, зачем он открывает начальную школу и детский сад

Robb Report
От «Волги» до купе Mercedes: все автомобили Владимира Высоцкого От «Волги» до купе Mercedes: все автомобили Владимира Высоцкого

Какие машины были у Высоцкого, кроме знаменитого небесно-голубого Mercedes W116?

РБК
Хочу учиться до 100 лет Хочу учиться до 100 лет

Герои статьи вновь оказались в статусе студентов, когда им было больше 60 лет

Лиза
О шахматах, Корчном и Каспарове. Отрывок из книги гроссмейстера Анатолия Карпова О шахматах, Корчном и Каспарове. Отрывок из книги гроссмейстера Анатолия Карпова

Фрагмент из автобиографии знаменитого гроссмейстера Анатолия Карпова

СНОБ
Основатель Promobot Олег Кивокурцев — Forbes: «Любите, пожалуйста, деньги» Основатель Promobot Олег Кивокурцев — Forbes: «Любите, пожалуйста, деньги»

сооснователь компании Promobot — из чего сделаны российские роботы

Forbes
Вера Рубин: история первой женщины, открывшей темную материю Вера Рубин: история первой женщины, открывшей темную материю

Кто такая Вера Рубин и что она сделала для астрофизики?

Популярная механика
Что смотреть, если все пересмотрено: 10 неочевидных рождественских фильмов Что смотреть, если все пересмотрено: 10 неочевидных рождественских фильмов

Нерастиражированные рождественские фильмы

Esquire
Недооцененный продукт: зачем есть чечевицу Недооцененный продукт: зачем есть чечевицу

Рассказываем, чем полезна чечевица и можно ли ей заменить мясо?

РБК
Психолог от бота: почему выходцы из «Яндекса» продали сервис самопомощи Sayana Психолог от бота: почему выходцы из «Яндекса» продали сервис самопомощи Sayana

Зачем основатели Sayana продали сервис и что собираются делать дальше?

Forbes
Учёные считают, что шестое массовое вымирание уже началось Учёные считают, что шестое массовое вымирание уже началось

За последние 500 лет вымерло от 7% до 13% видов животных

Популярная механика
«Приехать и найти ничего» «Приехать и найти ничего»

В Музее современного искусства «Гараж» прошла дискуссия о культурной памяти

Полка
Внуки лунохода Внуки лунохода

Экскурсия в инженерный центр беспилотных технологий «Яндекса»

Популярная механика
Уникальные люди со сверхспособностями: ошибка природы или альтернативная анатомия Уникальные люди со сверхспособностями: ошибка природы или альтернативная анатомия

Современная наука знает о человеческом организме практически все

Playboy
Одна вокруг света: где находится «обитель Солнца» и живут 500 видов птиц Одна вокруг света: где находится «обитель Солнца» и живут 500 видов птиц

Кругосветное путешествие москвички Ирины Сидоренко и ее собаки Греты: Колумбия

Forbes
Открыть в приложении