Солистка Большого театра Мария Виноградова — о том, каких жертв требует балет

ЭкспертКультура

Мария Виноградова: «В детстве я спала по ночам в шпагате»

Одна из самых ярких артисток отечественной балетной сцены — о спектаклях, в которых она танцует, и о том, каких жертв требует искусство балета

Вячеслав Суриков

Мария Виноградова — ведущая солистка Большого театра

Мария Виноградова — ведущая солистка Большого театра. Среди балетов, в которых она танцует заглавные партии, — «Мастер и Маргарита» Эдварда Клюга, «Орландо» Кристиана Шпука, «Анна Каренина» Джона Ноймайера, «Чайка» Юрия Посохова.

Двадцать пятого мая Виноградова выйдет на сцену «Крокус Сити Холла» в балетной программе «Лабиринт». Под музыку Макса Рихтера она будет танцевать партию Ариадны вместе с Ильдаром Гайнутдиновым в балете Патрика Де Бана «Минотавр». Его сценография исполнена Даши Намдаковым, а костюмы — Игорем Чапуриным.

Накануне показа «Эксперт» поговорил с Марией Виноградовой о том, что представляет собой образ жизни балерины.

— Существует ли разделение среди артистов балета на тех, кто специализируется на классическом танце, и тех, кому больше удается современная хореография?

— По классам — нет. Но я могу вам с уверенностью сказать, что танцовщики, которые занимаются только современным танцем, никогда не станцуют классику. Это будет им не по силам. А мы танцуем и классику, и современный танец. Обладая навыками, полученными в русской классической школе балета, можно станцевать что угодно. В театре у нас смешанный репертуар. В силу разных обстоятельств он сокращается, но у нас есть возможность танцевать как классическую, так и современную хореографию, как на новой, так и на исторической сцене. Благодаря таким проектам, как Postscript и «Лабиринт», у нас есть возможность соприкоснуться с миром модерна. Благодаря проекту MuzArts «Лабиринт» у меня появилась возможность поработать с Патриком Де Бана, благодаря Postscript — с Соль Леоне и Полом Лайтфутом. Это гуру современной хореографии. Но без классической школы мне было бы сложно с ними работать.

— Как на вас влияет совмещение классического и современного танца? Как вы танцуете классический балет, если перед этим танцевали балет современный?

— У меня в один день может стоять «Лабиринт», а на следующий день — «Баядерка». В таком режиме я живу уже несколько лет. И я привыкла к этому. Мое тело быстро перестраивается. Такой сумасшедший ритм для артиста, то, что у него есть такой объем разноплановой работы, — это замечательно. Да, нам тяжело, мы устаем, нам надо переключаться, надо заставлять тело работать, но век артиста очень короткий и хочется побольше успеть сделать.

— Как балетные артисты работают с хореографами?

— Все работают по-разному. Кто-то приходит с идеей, но без хореографии, и начинают ее создавать на репетициях с артистами. Пробовать: так нравится, так не нравится. Бывает так, что хореографы приходят без идеи, но с хореографическими наработками. В случае «Минотавра» была и идея, и хореографические наработки. Мы приходили и делали небольшой фрагмент, а на следующий день хореограф все менял. Но Патрик нам сразу сказал: «Я такой: могу все поменять и за час до спектакля». Что и произошло. Одной и той же схемы нет. Все зависит от личности и творческого подхода, а также от тех обстоятельств, в которых создается спектакль. Это всегда очень кропотливая работа.

— Как хореограф доносит до танцовщиков идею спектакля?

— Он рассказывает, о чем спектакль, как он видит героиню, какие должны быть драматические линии. А дальше он позволяет раскрыться тебе самому. Он не говорит: поверни голову направо, поверни голову налево. Как ты чувствуешь, так ты и можешь. В спектакле есть момент, когда Минотавр сидит на авансцене, а Ариадна стоит позади, и это мой выход. То, что я чувствую, — то я и смогу станцевать. Это моя импровизация. Там нет хореографического текста.

— Насколько для вас органична импровизация?

— Мы, балетные артисты, не привыкли к таким сценам. У меня таких прежде не было. В классических балетах у тебя есть четкий хореографический текст. В них ты не можешь сделать, как ты хочешь. Здесь одни и те же движения передаются из поколения в поколение, и надо стараться не делать ни одного шага в сторону. А когда к нам приехали современные хореографы, они на кастинге устроили для танцовщиков полтора часа импровизации, чтобы увидеть, как их тела чувствуют музыку, как они двигаются. В «Лабиринте», отталкиваясь от образа и пластики моей героини, я могу импровизировать. Я настраиваюсь на партнера и стараюсь выразить его мысли своими движениями.

— Что происходит с телом у человека, который танцует на протяжении многих лет?

— Все те, кто служит балетному искусству, — необычные люди. У нас отличается стиль жизни, стиль мышления и восприятия мира. Для нас все меняется, как только мы попадаем в стены хореографического училища. Если у тебя есть характер, ты выживешь в этой профессии и будешь с годами только совершенствовать мастерство. Особенно те, кто пришел в балет добровольцами, а не те, кого мама привела, обладают большей чуткостью. Нужно любить то, что ты делаешь, и тогда все получится.

— Как вы поняли, что хотите танцевать?

— Я танцевала с трех лет, занималась гимнастикой и была очень подвижной. И мне нужно было куда-то деть свою энергию. Папа отдал меня в тхэквондо. Я, занимаясь параллельно тхэквондо и в ансамбле, поняла, что я хочу танцевать, и сказала родителям: отведите меня в балет.

— Как проявляется необычность образа жизни артистов балета?

— Например, у нас нет выходных дней. Один день есть, но и тогда очень редко удается отдохнуть. В тридцать шесть лет мы можем оформить себе пенсию. У обычных людей в этом возрасте жизнь только начинается.

— Почему выходной только один?

— В балетном мире выходной всегда только один. Это было еще в училище, где шестидневная система обучения. Только там выходной был воскресенье, а в театре — понедельник. Спектакля нет, но иногда на этот день ставят репетиции какихнибудь проектов.

— Как проходит будний день танцовщика: утром — балетный класс, днем — репетиции, вечером — спектакль?

— Всегда по-разному. График плавающий и зависит от текущего репертуара. Иногда приходится по шесть спектаклей репетировать, поэтому у меня на этой неделе могут быть такие спектакли, на следующей — другие. В десять часов я приезжаю в театр и могу репетировать до десяти вечера. Иногда могу в два часа дня закончить, но это бывает очень редко. В основном мы находимся в театре с утра и до ночи.

— Такой режим у всех артистов балета? Или только у солистов?

— Все зависит от того, насколько ты занят в театре. У артистов кордебалета идут репетиции с двенадцати до четырнадцати тридцати и с семи до девяти тридцати. Это если нет спектакля. Если он есть, они танцуют спектакль. Они могут репетировать больше, если танцуют какие-то афишные партии, но по правилам театра у них репетиции днем и вечером.

— А у солистов?

— Их рабочий день не нормирован. Формально у нас есть норма рабочих часов, но ее никто не учитывает.

— Книги, кино, новости — для этого находится время?

— Если тебе что-то нужно, ты найдешь для этого время. В кино я хожу редко, потому что я не люблю, когда в одном месте собирается много людей. Для меня тихий вечер с ребенком — это лучше, чем какое-то шумное мероприятие. И все же я хожу и на мероприятия. Для этого приходиться превращать двадцать четыре часа в сутках в двадцать пять.

Балетная программа «Лабиринт» включает в себя три одноактных спектакля: «Сияние», «Нерв» и «Минотавр»

— Вы следите за книжными новинками?

— За новинками, честно говоря, я не слежу. Я читаю все, что танцую, чтобы найти в книгах новые детали своих образов. У меня есть список того, что я хотела бы почитать. Но времени на это не хватает. Как только беру книгу в руки, я засыпаю. Читать вечером после спектакля совсем не вариант, потому что тебя переполняют эмоции от пережитого на сцене. Ты не можешь уснуть, и читать и смотреть в таком состоянии невозможно. Остается только лежать и переживать эти эмоции. Нет никакого выхода, кроме как ждать, пока они утихнут сами собой. Следующая стадия — опустошение.

— Как у вас проходит день, когда вечером вы танцуете спектакль?

— Накануне моя мама забирает дочку к себе и я не ставлю с вечера будильник. Ночью для меня очень важно выспаться. Сон для меня залог всего. Днем очень важно сохранять спокойствие. С утра я могу поделать какие-то небольшие домашние дела, а в три часа выезжаю в театр. Я живу рядом и уже в пятнадцать минут четвертого начинаю готовиться к спектаклю. В своей гримерке на третьем этаже, над Исторической сценой, я занимаюсь пуантами, собираю вещи на сцену. Затем начинаю погружаться в образ: мне делают прическу, грим. Потом можно что-то попробовать на сцене. А потом — спектакль.

— А потом не уснуть?

— Все зависит от спектакля. Очень тяжело уснуть после балета «Анна Каренина». В течение трех часов, пока ты проживаешь ее невероятную жизнь, в твою кровь вбрасывается адреналин. После спектакля ты чувствуешь физическую усталость, а душа вывернута наизнанку. А тебе надо как-то жить дальше и наполнять себя. А наполниться ты ничем не можешь. После «Чайки» тоже никто не спит: ни Треплев, ни Тригорин, ни Заречная. В чате кто-нибудь из партнеров может написать в четыре утра: «Что делаешь?» — «Котлеты жарю». А бывает так, что мы два спектакля подряд танцуем. И второй спектакль мы всегда танцуем немного уставшие, но с новыми красками: одинаковых спектаклей не бывает.

— Как балетные артисты учатся чувствовать свое тело?

— Главное — это дисциплина, трудолюбие, упорство, фанатизм. Мой любимый хештег — #жертваупрямствофанатизм. Если ты один день не будешь заниматься, то никакого результата не добьешься. Ты с детства стоишь у станка и совершенствуешь свое тело. Когда я пришла в училище, у меня не было никаких данных, разве что неплохая растяжка. Все остальное мною наработано. В детстве я спала по ночам в шпагате. Тянулась, чтобы сформировался хороший шаг, развивала вывернутость стопы.

— Бывают такие люди, которые пришли в балет и у них все получается без усилий?

— Такие люди есть. Я им искренне завидую. Чтобы у меня что-то получилось, мне нужно приложить колоссальные усилия. А есть поцелованные Богом, у которых все данные есть от природы.

— Как вы, танцуя на сцене, ощущаете зрителей?

— Иногда танцуешь и чувствуешь, что все «спят». А иногда выходишь на сцену и чувствуешь, что люди пришли на спектакль эмоционально заряженные, что они ждали этот спектакль. В Японии публика смотрит спектакль сдержанно, но после дико аплодирует. В Америке публика реагирует очень живо прямо по ходу действия и не стесняется в эмоциях. Каждый спектакль — это обмен энергиями между артистами и зрителями. Он продолжается и после спектакля, когда люди пишут мне в соцсетях о своих эмоциях и ощущениях. Я никогда не думала, что балетное искусство может с такой силой помогать людям. Мне пишут, что мое искусство исцеляет от депрессии. А кто-то мне пишет, что я спасла его своим танцем от каких-то болезней. Балетные зрители очень тонко чувствуют, и если они любят артиста, то окружают его теплом и заботой. Хотя у этих отношений есть и другая сторона: кто-то из зрителей любит одного артиста, кто-то — другого.

Фото: Muzarts, Батыр Аннадурдыев

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лучше дефолт, чем жить по средствам Лучше дефолт, чем жить по средствам

США оказались на пороге технического дефолта, но это не страшно

Эксперт
Все на высоте Все на высоте

Пять причин поспешить к маммологу

Лиза
Михельсон и газы: история превращений Михельсон и газы: история превращений

Леонид Михельсон успешно развил два направления монетизации углеводородов

Эксперт
Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память

Какой процесс играет ключевую роль в том, как хранятся воспоминания?

Inc.
Русский фастфуд быстро не накормит Русский фастфуд быстро не накормит

Фастфуд уверенно теснит рестораны на рынке общественного питания

Эксперт
Как психологическое состояние влияет на сексуальную жизнь Как психологическое состояние влияет на сексуальную жизнь

Половая жизнь — это не только физиология, но и сложный эмоциональный процесс

Правила жизни
Когда железный конь обгоняет рынок Когда железный конь обгоняет рынок

Как Grunwald растет на фоне санкций и падения рынка

Эксперт
Лидерство в коллективе: как завоевать авторитет и доверие в группе? Лидерство в коллективе: как завоевать авторитет и доверие в группе?

Какие лидерские качества стоит развивать, чтобы завоевать доверие в группе

Psychologies
В поисках ниши В поисках ниши

Как нишевым маркетплейсам удается конкурировать с универсальными площадками

Ведомости
Как набрать мышечную массу согласно науке: секреты рельефного тела Как набрать мышечную массу согласно науке: секреты рельефного тела

Набор мышечной массы – это не просто про штангу и куриную грудку

ТехИнсайдер
Прирожденные экстремалы Прирожденные экстремалы

Кто живет в горячих источниках, вечной мерзлоте и Марианской впадине?

Вокруг света
10 главных мифов о маникюре и уходе за ногтями: мнение ученого, работающего в бьюти-индустрии 10 главных мифов о маникюре и уходе за ногтями: мнение ученого, работающего в бьюти-индустрии

Какие мифы об уходе за ногтями являются самыми живучими

VOICE
Классицизм и котлеты Классицизм и котлеты

Торжок, где творил русский Леонардо да Винчи

Weekend
Все фильмы Пон Джун Хо, снявшего «Микки 17» и «Паразиты»: от худшего к лучшему Все фильмы Пон Джун Хо, снявшего «Микки 17» и «Паразиты»: от худшего к лучшему

8 фильмов южнокорейского режиссера, от легких комедий до мощных триллеров

Maxim
Черепахи научились приспосабливаться к теплеющему морю Черепахи научились приспосабливаться к теплеющему морю

Ученые показали, как морские черепахи реагируют на изменение климата

ТехИнсайдер
«Мне нечего прятать» «Мне нечего прятать»

О необходимости высказывания в мире, любви к своему дому и об отношениях с отцом

Правила жизни
«Актив на самом деле уникальный» «Актив на самом деле уникальный»

Кирилл Ершов — о развитии подконтрольной холдингу компании «Ростагро»

Агроинвестор
8 доказательств того, что вы неправильно моете посуду: самые распространенные ошибки 8 доказательств того, что вы неправильно моете посуду: самые распространенные ошибки

Эти ошибки при мытье посуды влияют непосредственно на ваше здоровье!

ТехИнсайдер
Исследователи выяснили, что на самом деле способствует счастью человека Исследователи выяснили, что на самом деле способствует счастью человека

Ученые исследуют, что способствует счастью молодых людей

Inc.
Саксаулы вместо волн Саксаулы вместо волн

Аральское море сегодня стало символом экологической катастрофы

Вокруг света
Худеет тот, кто вкусно ест Худеет тот, кто вкусно ест

Может ли диета быть «праздником для живота»?

Лиза
Крепкий фундамент Крепкий фундамент

Особенности взаимоотношений российских яхтенных дилеров с британскими верфями

Y Magazine
Абсолютный рекорд: в России существует железная дорога с шириной колеи 9 метров. Но зачем она нужна? Абсолютный рекорд: в России существует железная дорога с шириной колеи 9 метров. Но зачем она нужна?

Почему железные дороги в странах мира отличаются по ширине и какая самая широкая

ТехИнсайдер
Тайны девятой непланеты Тайны девятой непланеты

12 отгадок о Плутоне

Weekend
Соня Присс: «Профессия актера — это всегда большая лотерея» Соня Присс: «Профессия актера — это всегда большая лотерея»

Даже если вы талантливы и трудолюбивы, успех не гарантирован

Коллекция. Караван историй
Дар, а не «мочалка» Дар, а не «мочалка»

«Сначала с чем-то в себе борешься, а потом вдруг начинаешь любить»

Новый очаг
Сирийский демократический терроризм Сирийский демократический терроризм

Чем чревата сдержанная политика в отношении новых властей Сирии?

Монокль
«Русланы» уходят. Часть 1 «Русланы» уходят. Часть 1

История Ан-124 «Руслан» уходит во времена зарождения реактивной авиации

Наука и техника
Есть вопрос Есть вопрос

Что такое хорарная астрология и как ей пользоваться

Лиза
Эльдар Калимулин: «Вот чувствовалось – сейчас пошумим» Эльдар Калимулин: «Вот чувствовалось – сейчас пошумим»

Эльдар Калимулин рассуждает, как играть в жестких фильмах и не сойти с ума

Ведомости
Открыть в приложении