Как Grunwald растет на фоне санкций и падения рынка

ЭкспертБизнес

Когда железный конь обгоняет рынок

Под маркой Grunwald в России продается каждый третий самосвальный полуприцеп, а одноименная компания растет на фоне санкций и падения рынка

Виктория Безуглова

Самосвальные полуприцепы Grunwald лидируют в своем сегменте на российском рынке, занимая третью его часть

Суровые парни на автомобильных порталах, покупающие технику для перевозки щебня, грунта и асфальта, сорить льстивыми похвалами не привыкли, поэтому характеристики самосвальному полуприцепу Gr-T34 калининградской компании «Грюнвальд» дают короткие, но емкие: «Вещь стоящая, свою цену оправдывает на сто процентов, вложений почти не требует», «Конструкция полуприцепа надежная, металл прочный, водителю удобно контролировать нагрузку на осях с помощью смартфона», «Стойкость к коррозии удивила, полуприцеп ежедневно используется для погрузки и разгрузки щебня, а выглядит как новый». Модель Gr-T34 — флагман продуктовой линейки «Грюнвальда», а для клиентов — надежная рабочая лошадка, точнее, породистый премиальный конь, который стоит недешево — 3,9 млн рублей, конкурируя в цене и качестве с зарубежной техникой всемирно известных производителей. При этом Gr-T34 можно назвать уже народной моделью, так как из строительного сектора она легко заходит в другие сферы: в полуприцепе перевозят агропромышленные грузы, уголь, снег и бытовые отходы.

«Основная идея в том, что эта железяка должна нашему клиенту заработать много денег, а потом он может ее продать и быть счастливым», — говорит гендиректор и основатель компании «Грюнвальд» Алексей Драч. Такой подход клиентов к технике обусловлен тем, что сегодня все больше компаний стремятся обновлять автопарк, как только истекает срок лизинга на транспортные средства, чтобы всегда иметь новый транспорт с длительными межсервисными интервалами и минимальным риском выхода из строя. Но этот фокус не удастся, если покупать технику в бюджетном и среднеценовом сегменте, так как при пробеге 500700 тыс. километров за три года она уже сильно уставшая, а «грюндвальдцы» за этот же срок наматывают по миллиону километров, принося владельцам хорошую прибыль, а потом еще и продаются по высокой остаточной цене.

В прошлом году ситуация с продажей новых прицепов и полуприцепов в России была непростой, порой рынок падал до 30% по отношению к показателям предыдущего периода, в числе причин назывались нестабильный курс валют, сокращение грузопотоков, проблемы с производством и логистикой. По итогам года, по данным ассоциации «Спецавтопром», продажи составили 27 134 единицы техники, тогда как в 2021 году было продано 33 724 единицы, то есть падение составило 20%.

На этом фоне «Грюнвальд» работал так, словно никакие внешние коллизии его не касались: компания произвела 2004 единицы коммерческого транспорта, нарастив объемы производства относительно 2021 года на 11%. Будучи лидером рынка в производстве самосвальных прицепов, которые в продажах компании занимают до 70%, «Грюнвальд» в общих продажах отрасли занимает вторую строчку с долей рынка 8%, уступая первое место машиностроительному заводу «Тонар», где, по данным Национального агентства промышленной информации (НАПИ), в 2022 году реализовали 5600 прицепов и полуприцепов, или более 20% рынка.

То, что продажи «Грюнвальда» в 2022 году выросли на фоне падения рынка полуприцепов в целом, явив некое «экономическое чудо», можно объяснить двумя причинами. Во-первых, это удачный выбор ассортимента. Строительные компании свою деятельность в стране не остановили, многие инфраструктурные проекты продолжили развитие, в результате сегменты самосвальных полуприцепов, полуприцепов-тяжеловозов, контейнеровозов, в которых как раз работает «Грюнвальд», не только не упали, но и продолжили расти — по разным оценкам, от 10 до 20%.

А во-вторых, компания оказалась внутренне готова к такому вызову. Много лет она наращивала производственные мощности, и в ее активе сегодня три завода в Калининградской области общей площадью 20400 кв. м, сервисная станция в московском технопарке Шереметьево, собственное конструкторское бюро. Благодаря этому «Грюнвальд» может не только оперативно наращивать выпуск, но и диверсифицировать продукт. Что немаловажно: на этой базе команда из 550 человек во главе со своим руководителем стремится к амбициозной цели — сделать «Грюнвальд» игроком мирового уровня. Возможно, сегодня эта цель кому-то покажется слишком большой, но и шестнадцать лет назад, когда Алексей Драч с нуля начинал строить бизнес, многие тоже не могли поверить в зарождение машиностроительного гиганта.

График 1. Продажи полуприцепов «Грюнвальд» растут в основном двузначными темпами

Правильный партнер

Grunwald в переводе с немецкого означает «зеленый лес» и в целом звучит внушительно — как-то так размышлял Алексей Драч в 2006 году, подыскивая название для компании в Калининградской области — самой западной области России, исторически тесно связанной с немецкой культурой. Это был эксперимент для него как предпринимателя, получавшего основной доход от продажи импортных полуприцепов европейского производства, новых и б/у. Рынок был хорошо разогрет, полуприцепы улетали как горячие пирожки, аппетиты российских потребителей росли, и клиенты все чаще заказывали новую заграничную технику, у которой при всех видимых достоинствах был и существенный минус — долгие сроки поставок, до полугода.

Алексей почувствовал, что надо как-то иначе решать проблему назревшего спроса, и решил попробовать размещать заказы на полуприцепы под своим брендом у других производителей. О том, чтобы самому заниматься производством, он тогда не помышлял: по образованию — экономист, просчитать проект — пожалуйста, но самому выпускать технику? Однако, попробовав сотрудничать с местным подрядчиком, он понял, что его возможности сильно ограничены, надо самостоятельно арендовать производственную площадку и запускать производство, чтобы в первую очередь выполнить уже взятые заказы.

График 2. На фоне санкционного кризиса «Грюнвальд» чувствует себя намного увереннее, чем отрасль полуприцепов в целом

Пустившись в столь рискованное для себя дело, Алексей решил искать опытного партнера и нашел его в лице немецкой компании, которая за долю в бизнесе в 51% и, в общем-то, на невыгодных условиях согласилась наладить производство настырному русскому парню. И действительно, тесное взаимодействие с немецкими инженерами, производственниками было бесценно для «Грюнвальда», технические сотрудники компании посещали заводы в Германии, набирались опыта. «Мы изначально планировали работать по передовым методикам и лекалам, именно поэтому старались освоить и перенести к себе лучшие технологии проектирования и производства», — вспоминает Алексей. Перенимали в первую очередь знания и опыт организации производственных процессов, проектирования узлов и конструкций. Это помогло «Грюнвальду» сразу совершить качественный скачок и выйти на уровень конкуренции с техникой европейского производства. «Конечно, там не было особых секретов, но было построение системы, заточенной на анализ, на правильное целеполагание», — отмечает Алексей.

И план удался: «Грюнвальд» задышал, оброс станочным парком и начал серийное производство самых востребованных моделей техники — тентованных полуприцепов. Качеству уделяли особое внимание, даже попросили иностранного поставщика стального листа делать двухмиллиметровую кромку на углах листов, чтобы краска ложилась хорошо и не облупливалась на углах. А в 2008 году мировой экономический кризис подкосил немецких коллег, им стало не до калининградского проекта, завод вернулся в полное управление Алексея, сохранив с немцами лишь лицензионное соглашение о сотрудничестве. Впрочем, «Грюнвальд» тоже пережил тот кризис тяжело, удержало на плаву то, что компания была еще маленькой, а кредиторка от поставщиков — относительно большой, так как те видели производство компании и сделали на него ставку. «До 2010 года шли жестко, пока не научились делать самосвальные прицепы», — подытоживает тот период Алексей. Те самые самосвалы, которые стали визитной карточкой компании, ее находкой и двигателем дальнейшего развития.

Своя стратегия

Спустя несколько лет бывший немецкий партнер, с которым Алексей Драч начинал строить «Грюнвальд», предложил ему выкупить и 60% своей компании, но к тому времени у Алексея были уже другие планы — в первую очередь по строительству собственного завода, наращиванию мощностей, расширению продуктовой линейки. С 2010 года было запущено направление грузовых надстроек для установки на 35-осные шасси европейских производителей. А чтобы быть ближе к клиентам, тогда же в подмосковных Химках «Грюнвальд» открыл официальный сервисный центр и производственную линию по монтажу надстроек на грузовые шасси.

Если первые пять лет «Грюнвальд» был сосредоточен на создании базового модельного ряда полуприцепов, то начиная с 2012 года главной задачей компании стало расширение круга заказчиков, серьезный выход на просторы страны. По воспоминаниям Алексея, он с самого начала активно работал над созданием в Калининграде отдела продаж, но ничего не получалось: коммерческой службе не удавалось всегда держать руку на пульсе продаж. Поэтому было принято решение создать торговое подразделение в Москве: активнее стали участвовать в отраслевых выставках, знакомить региональные транспортные компании с продукцией. Это сразу привело к росту продаж.

Одновременно «Грюнвальд» продолжал расширять ассортимент: в 2013 году были установлены первые самосвальные надстройки компании — Half-Pipe для грузовых шасси MAN, что вызвало интерес к компании со стороны других зарубежных автомобилестроителей. На том этапе для «Грюнвальда» было большой удачей обратить на себя внимание именитых автоконцернов, а впоследствии для калининградцев стало обычным делом иметь в модельном ряду самосвальные кузова для грузовых автомобилей от таких брендов, как Volvo, Scania, Renault и Ford.

В 2014 году компания наконец-то переехала в собственный производственный комплекс, что означало кратное увеличение возможностей. Как раз здесь запустили серийное производство нового перспективного продукта — самосвальных надстроек для шасси грузовых автомобилей, А потом начали выпускать контейнеровозы для перевозки 20-футовых танк-контейнеров. Ради налаживания производства новых перспективных продуктов, которое развернулось на полную катушку в 2019 году, компания даже пошла на сокращение выпуска основного ассортимента и падение продаж на 20%. Зато в 2020 и 2021 годах продажи «выстрелили» на 54 и 67% соответственно.

Осваивая выпуск новых продуктов, компания последовательно, системно перестраивала с Volvo всю работу. «Когда мы вели переговоры о сотрудничестве, у нас на производстве побывал специалист из Индии, который сделал немного замечаний, ну штук семьдесят, наверное. Но, пока мы полгода их устраняли, сами вышли на другой уровень работы», — вспоминает Алексей Драч. Причем замечания касались не качества изделий, а в основном организации труда и иных бизнес-процессов.

Впрочем, забота о качестве включена в «генотип» «Грюнвальда» еще со времен партнерства с немецким акционером, и это обязательная часть инвестиций в развитие бизнеса. Так, в 2016 году в «Грюнвальде» принята программа инвестиций в модернизацию сварочного производства, которая стала одной из самых крупных в отрасли. По словам Алексея Драча, ни у одного из клиентов компании никогда не возникало претензий к сварке, так как в компании работают лучшие специалисты в отрасли: одни — потому, что получили опыт на судостроительных верфях в Калининграде, а другим довелось поработать сварщиками за границей.

Можно пойти другим путем

В 2020 году, несмотря на пандемию, в «Грюнвальде» почувствовали, что вышли на траекторию устойчивого роста. Однако безмятежное счастье длилось недолго, и в 2022 году для всего рынка наступил период спада. Правда, для «Грюнвальда» потери от санкций оказались меньше, чем для других: продажи не упали, а лишь сбавили в темпах роста до 11%. Оправдала себя ставка, сделанная компанией в начале пути на самосвальные полуприцепы: на них по-прежнему базируется ассортимент и постоянно растет число моделей — сегодня их десять. «Такая техника на российских дорогах всегда нужна, поскольку она нещадно эксплуатируется, и в состоянии б/у ее нечасто везут из-за границы, в отличие, например, от шторных полуприцепов, все по той же причине быстрого износа», — поясняют в компании.

К числу потерь «Грюнвальда» относится уход с рынка зарубежных автоконцернов, то есть практически выпал из продаж калининградцев сегмент самосвальных настроек для иностранных авто. Впрочем, в компании настроены на поиск новых партнеров — в Китае и Корее. Кроме того, поставлены на паузу экспортные поставки, над которыми в «Грюнвальде» работали последние несколько лет — создали линейку специализированных продуктов для региональных рынков ближнего и дальнего зарубежья, в том числе для Африки, создали представительства в ряде стран. Однако сегодня «Грюнвальд» сосредоточился на рынках стран СНГ и внутреннем рынке, на котором появились свободные ниши из-за сокращения импорта.

Одна из таких ниш, опустевших после ухода с рынка немецких и польских поставщиков, — производство рефрижераторов. В России на выпуске рефрижераторов и изотермических фургонов специализируется одна крупная компания — «ТТМ Центр», так что дефицит предложения налицо. В «Грюнвальде» давно присматривались к этому направлению, кризисная ситуация лишь заставила их ускориться. В настоящее время модель, которую в конструкторском бюро разрабатывали больше года, уже испытана и запущена в серийное производство. «Продукт действительно долгожданный, мы это поняли по запросу: в портфеле заказов уже есть несколько крупных контрактов и сформирован лист ожидания», — говорят в компании и планируют наращивать производственные мощности.

Возвращаясь к вопросу о мировом лидерстве, которое в нынешних условиях, при всех достижениях «Грюнвальда», очевидно, откладывается, Алексей Драч рассуждает философски. Быть лидером, по его мнению, означает прежде всего быть гибким и устойчивым, способным привлекать лучших в своей отрасли специалистов, чтобы свободно диверсифицировать продукт и рынки сбыта и в то же время сохранять свои традиции. В прошлом году «Грюнвальду» пришлось пройти проверку на гибкость в планировании бизнеса. Когда все производители столкнулись с трудностями в поставках комплектующих, в компании было принято стратегическое решение построить новый завод в промпарке «Храброво» Калининградской области — по выпуску деталей самосвальных кузовов, часть которых ранее закупалась в Германии, Польше и Швеции. «Мы уже провели проектные работы и приступили к строительству первой очереди, приобретаем специальное оборудование и станочный парк», — рассказывают в компании. Инвестиции в проект, который будет завершен в 2023 году, оцениваются в 400 млн рублей, из них 300 млн в виде льготного займа компании предоставил областной фонд «Центр поддержки предпринимательства».

Доля компонентов, которые будут выпускать на заводе в «Храброво» , составляет в локализации техники 1520%, и это при том, что уже сегодня в готовой продукции «Грюнвальда» соотношение импортных компонентов к отечественным составляет 40 к 60%, то есть компания не первый год работает в этом направлении. Но и это не предел. «Считаю, что надо стремится производить все комплектующие внутри страны, это станет основой независимой и устойчивой к стрессам промышленности», — говорит Алексей Драч.

Справка о компании

Компания «Грюнвальд» создана в 2006 году в пос. Прибрежное Калининградской области. Производит коммерческий транспорт под брендом Grunwald — прицепы и полуприцепы, надстройки для шасси. Производственные активы: три завода в Калининградской области — в пос. Прибрежное (площадь 8500 кв. м, территория комплекса 30 тыс. кв. м), в г. Неман (площадь 3100 кв. м, территория 17 тыс. кв. м), в пос. Прегольский (площадь 8800 кв. м, территория 27 500 кв. м), сервисная станция в технопарке «Шереметьево» (площадь 1000 кв. м, территория 2100 кв. м.). Имеет обширную дилерскую сеть в России, экспортирует продукцию в страны СНГ.

Выручка — 6,4 млрд рублей.

Число сотрудников — 550 человек.

Фотографии предоставлены компанией

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Закат Европы Закат Европы

Старый Свет лишается дешевой энергии — основы своей промышленности

Эксперт
От ударницы труда до бунтарки: как менялись героини российского кино От ударницы труда до бунтарки: как менялись героини российского кино

Как менялись гендерные стереотипы и как они находили отражение в российском кино

Forbes
Андрей и Люся Андрей и Люся

С 1971 года жизненные пути Елены Боннэр и Андрея Сахарова «слились»

Дилетант
Тебя обманули: эти звезды играли влюбленных в кино, но ненавидели друг друга в жизни Тебя обманули: эти звезды играли влюбленных в кино, но ненавидели друг друга в жизни

Оказывается, эти актеры за кадром терпеть друг друга не могли

VOICE
Кнопка перезагрузки пока не нажата Кнопка перезагрузки пока не нажата

Новая программа: ставка на частные инициативы

Эксперт
Тест-драйв Haval Dargo-X: а сразу так нельзя было? Тест-драйв Haval Dargo-X: а сразу так нельзя было?

Haval Dargo-X: какой получилась спецверсия кроссовера?

ТехИнсайдер
«Играю не только сильных героинь»: Александра Бортич о сериале «Фишер» и новых ролях «Играю не только сильных героинь»: Александра Бортич о сериале «Фишер» и новых ролях

Александра Бортич — про уместность мрачного кино в современных реалиях

Forbes
Женщина, которая убила 9 детей и вышла на свободу: история Мэрибет Тиннинг Женщина, которая убила 9 детей и вышла на свободу: история Мэрибет Тиннинг

История Мэрибет Тиннинг, убивавшей собственных детей

VOICE
Одна вокруг света: забастовка на шоссе и сосновая живица по дороге в Аргентину Одна вокруг света: забастовка на шоссе и сосновая живица по дороге в Аргентину

204-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко

Forbes
«Утечка мозгов»: как дети делают нас глупее, но добрее «Утечка мозгов»: как дети делают нас глупее, но добрее

Что меняется в голове у мам, пап и бабушек и почему после рождения ребенка?

СНОБ
Ученые из Нидерландов: у жадных людей больше денег, но меньше детей и короче отношения Ученые из Нидерландов: у жадных людей больше денег, но меньше детей и короче отношения

Жадные люди, как правило, имеют высокие доходы, но низкую удовлетворенность

Inc.
Вся наша жизнь — шоу Вся наша жизнь — шоу

Худрук и главный режиссер «Ленинград Центра» Феликс Михайлов

Men Today
Почему люди по всему миру смеются над падениями Почему люди по всему миру смеются над падениями

На протяжении всей истории человек искренне смеется над падающим человеком

ТехИнсайдер
18 признаков «энергетических вампиров» и 3 приема самозащиты 18 признаков «энергетических вампиров» и 3 приема самозащиты

Чувствуете себя совершенно опустошенным после общения с другом или коллегой?

Psychologies
Ролики в перерыве: как Супербоул стал популярен во всем мире благодаря рекламе Ролики в перерыве: как Супербоул стал популярен во всем мире благодаря рекламе

Как Супербоул мотивирует компании делать яркие рекламные ролики?

Forbes
Топ-5 упражнений на выносливость Топ-5 упражнений на выносливость

Эти упражнения стоит освоить каждому!

Лиза
Лучше соображать, изменить отношение к жизни и стать счастливее: какое занятие помогает так развивать мозг Лучше соображать, изменить отношение к жизни и стать счастливее: какое занятие помогает так развивать мозг

Что происходит с нашим мозгом в тот период, когда мы изучаем иностранный язык?

Psychologies
Не навреди. Как развивается робототехника в России Не навреди. Как развивается робототехника в России

Генеральный директор «Корпорации роботов» — о проблемах инжиниринга в России

СНОБ
Дело было не в фигуре! 10 необычных привычек, которые делают женщин краше Дело было не в фигуре! 10 необычных привычек, которые делают женщин краше

10 нетипичных женских привычек, которые привлекают к нам взгляды мужчин

VOICE
«Я уже не маленький»: как отношения с родителями мешают нам быть уверенными «Я уже не маленький»: как отношения с родителями мешают нам быть уверенными

Как справиться с беззащитностью в себе и найти ресурсы действовать как взрослый?

Psychologies
«Уязвимость вдохновляет»: как рак изменил мои взгляды на мир «Уязвимость вдохновляет»: как рак изменил мои взгляды на мир

Как меняется логика человека после столкновения с таким тяжелым диагнозом

Psychologies
35 вопросов, которые помогут вам лучше узнать близкого человека 35 вопросов, которые помогут вам лучше узнать близкого человека

Часто нам кажется, что о самых близких нам людях мы знаем буквально все

Psychologies
Как прожить 100 лет? Долгожители поделились с The Guardian своими секретами Как прожить 100 лет? Долгожители поделились с The Guardian своими секретами

100-летние дедушки и бабушки особенно советуют не застревать в прошлом

Правила жизни
Как избавиться от постакне: 8 способов и советы косметолога Как избавиться от постакне: 8 способов и советы косметолога

Как избавиться от постакне доступными способами?

РБК
«Я обнажила грудь. Почему бы не показать ее всем?»: Настя Ивлеева рассказала о постельных сценах в «Монастыре» «Я обнажила грудь. Почему бы не показать ее всем?»: Настя Ивлеева рассказала о постельных сценах в «Монастыре»

Победив смущение, Настя Ивлеева смогла проявить профессионализм

VOICE
Корпоративные ценности: на что обратить внимание при устройстве на работу — 4 примера Корпоративные ценности: на что обратить внимание при устройстве на работу — 4 примера

Как понять корпоративную культуру компании?

Psychologies
В гуще псевдособытий В гуще псевдособытий

Как мокьюментари превращается в мокьюреалити

Weekend
Так ведет себя «миндальная мама»: 3 признака, которые отравляют жизнь дочерям в любом возрасте Так ведет себя «миндальная мама»: 3 признака, которые отравляют жизнь дочерям в любом возрасте

Как родная мама может сделать твою жизнь невыносимой

VOICE
Шелушится кожа на лице: в чем может быть причина Шелушится кожа на лице: в чем может быть причина

Почему кожа шелушится?

Правила жизни

Как изменились герои сериала "Бедная Настя"

VOICE
Открыть в приложении