Абсолютный рекорд: в России существует железная дорога с шириной колеи 9 метров. Но зачем она нужна?
Мы привыкли слышать, что в России ширина колеи железнодорожных путей составляет 1520 мм. Это несколько больше, чем в Европе, но все же не рекорд. Крайне широкой считается «Индийская колея»: ее ширина равна 1676 мм. Но, как оказалось, бывает еще больше!

Удивительно, но в нашей стране существует действующий участок железной дороги продолжительностью 1,5 км с шириной колеи, равной 9 метрам!
Почему железные дороги в разных странах мира отличаются по ширине
В 1937 году Международный союз железных дорог (UIC) установил стандарт ширины колеи для 60% железнодорожных путей мира — это 1435 мм. Норматив был перенят из старейшей британской системы, однако далеко не все государства поддержали общепринятое значение.
В период индустриализации, когда активно началось развитие железнодородного строительства, у механиков и инженеров каждой страны был свой взгляд на то, какой должна быть железная дорога. Так, ширина колеи в СССР, а потом и в России, составляла 1520 мм, в США же поддержали европейский стандарт, в Ирландии строили дороги с шириной 1600 мм, в Индии и Пакистане - 1676 мм, а в Португалии и Испании — целых 1668 мм. Последнюю, самую широкую колею принято называть «Иберийской».
Ширина колеи железной дороги — это расстояние между внутренними верхними частями параллельно идущих рельс.
С одной стороны, в Европе была предусмотрительно создана общая национальная сеть со стандартной шириной колеи — от Стокгольма до Перпиньяна и от Инвернесса до Афин. С другой, параллельно в каждом европейском государстве оставались свои параметры для железных дорог, которые могли отличаться на несколько сантиметров. Конечно, порой разнообразие осложняло логистику и затрудняло международные