Каким получился спектакль «Любовь по Маркесу» Егора Перегудова

ЭкспертКультура

«Любовь по Маркесу» — во славу красоты женской груди

В Театре имени Маяковского — премьера спектакля «Любовь по Маркесу». Постановка нового худрука Егора Перегудова стала открытием XXIII фестиваля искусств «Черешневый лес»

Вячеслав Суриков

«Любовь по Маркесу» — первая постановка Егора Перегудова в статусе художественного руководителя Театра им. Вл. Маяковского. Фото: пресс-служба Театра имени Маяковского

Тексты Габриэля Гарсиа Маркеса в театре — это всегда неожиданно: слишком уж его сюжеты выбиваются из привычных представлений о том, какие истории могут рассказываться со сцены. Даже сейчас, когда сомнению подвергнуты, казалось бы, все возможные стереотипы. Самый дерзкий театральный экспериментатор по-прежнему тяготеет к классическим текстам, играя со зрительскими ожиданиями по поводу того, как может выглядеть на сцене хорошо знакомый сюжет. Ключевое слово — «знакомый». Особенность поведения зрителя — выработанный годами драматургический консерватизм. Со школьной скамьи он приучен к классике и идет в театр не для того, чтобы послушать увлекательную историю, а чтобы пополнить культурный багаж. И все чаще попадает в сети, расставленные режиссером. Название классической пьесы на афише все реже обещает соответствие происходящего на сцене ее изначальному содержанию. Скорее наоборот: чем более общеизвестен сюжет, тем более свободным чувствует себя режиссер.

Имя Габриэля Гарсиа Маркеса в программе не обещает почти ничего, разве что латиноамериканскую экзотику. Быть может, еще особое восприятие мира, когда происходящее больше похоже на сон, но автор убеждает тебя в том, что это и есть реальность. Самыми плодовитыми для писателя стали 1960-е годы, когда он написал ряд произведений, принесших ему мировую славу. В СССР Маркеса полюбили в 1970-е, после выхода перевода его романа «Сто лет одиночества» на русский язык. Советских читателей этот текст ошеломлял, настолько он был не похож ни на что известное им ранее. О статусе Габриэля Гарсиа в СССР можно судить хотя бы по тому, что в 1987 году, будучи уже нобелевским лауреатом, он приехал сюда по личному приглашению генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева. Ему шестьдесят, приближается закат писательской карьеры. В мире, где начинают доминировать визуальные виды искусства, Маркес с трудом находит себе место. Ему так и не повезло при жизни с удачной экранизацией.

«Воспоминания о моих грустных шлюхах» — последний роман писателя, вышедший за десять лет до его смерти. Габриэль Гарсиа посвящает его борделям и их обитательницам — проституткам, среди которых он провел немалую часть своей молодости. Автор сценической композиции и режиссер постановки Егор Перегудов предпочел название «Любовь по Маркесу». В роли печального мудреца Габито, решившего отметить девяностолетний юбилей походом в публичный дом, — Игорь Костолевский. Чтобы состарить актера, создатели спектакля прибегают к необычному приему — реалистичной маске. Она еще не слишком убедительна, но ее достаточно, чтобы отделить исполнителя роли от его персонажа. Игорь Костолевский азартно преображается в престарелого Габито, пишущего колонки для местной воскресной газеты, как и его партнерша по сцене Ольга Прокофьева. Свою героиню Росу Кабаркас она тоже играет в маске.

Это не первая работа режиссера Егора Перегудова с текстами колумбийского писателя. Четыре года назад в «Студии театрального искусства» вышел спектакль «Один день в Макондо» по роману «Сто лет одиночества», и он по-прежнему в репертуаре. И Егор Перегудов не единственный в российском театре, кто обращается к текстам колумбийского писателя. Например, на сцене БДТ идет спектакль Федора Лаврова «Эрендира». Его действие тоже происходит в борделе, да и сюжет тот же: главный герой влюбляется в проститутку. На сцене БДТ женщина, продающая себя за деньги, выступает в привычном для мировой культуры образе страдающей героини. Эрендира не властна над собой. Ее тело — объект вожделения мужчин и беспощадной сексуальной эксплуатации. Проститутка Дегальдина в «Любви по Маркесу» — спящий ангел, которого Габито в их первую встречу не решается даже разбудить. Он влюблен, и влюблен с такой силой, что начинает распространять вокруг себя волны любовной лихорадки.

Габито пишет о красоте возлюбленной в воскресных заметках, и каждая из них — гимн красоте женщины. Сцену окружают полупрозрачные деревянные перекрытия наподобие жалюзи. Вместе с потолочными вентиляторами они создают атмосферу усиливающий эмоции жары. Действие захватывает внимание зрителя не только актерской игрой и развитием сюжета. «Любовь по Маркесу» — тщательно сделанный спектакль, вбирающий в себя чуть ли не все достижения сценических искусств. Эмоции транслируют не только актеры, но и декорации. В спектакле есть эпизод, где герои развешивают газеты на лопастях вентиляторов, обыгрывая род деятельности главного героя. В момент, требующий эмоциональной реакции зрителей, вентиляторы начинают вращаться, и газеты плавно падают вниз. Сценограф и художник по костюмам Владимир Арефьев проявляет чудеса изобретательности. Кот Цицерон — еще один сценический партнер Игоря Костолевского — пластичен и выразителен. Женщины доминируют на сцене, и едва ли не каждая из них стремится обольстить главного героя.

Игорь Костолевский, оставаясь неузнанным по меньшей мере половину спектакля, демонстрирует, насколько разным он может быть и почему театр так важен для актера. В пространстве, где возможна такая условность, как игра в маске, он может раскрыть себя с куда большей силой, чем в кино, где внешность по-прежнему предопределяет актерскую судьбу, оставаясь важнее всех прочих данных. В «Любви по Маркесу» мы видим не просто необычного Игоря Костолевского, полвека играющего на сцене Театра имени Маяковского, но персонажа, выражающего всю полноту чувств, которые могут охватить мужчину, внезапно для себя влюбившегося в женщину намного моложе его, вместе с желанием во что бы то ни стало преодолеть разделяющий их разрыв. С внешностью Габито происходит метаморфоза: сила любви обращает время вспять. Но на сцене Игорь Костолевский, каким мы привыкли его видеть, так и не возвращается — на ней остается влюбленный Габито.

Взлет латиноамериканской прозы пришелся на 1960-е — тогда появился не только Маркес, но и целая плеяда блестящих авторов. Причем благодаря своим левым взглядам и симпатиям к СССР они почти сразу получили доступ к советской читательской аудитории, и переводились эти романы настолько хорошо, что в восприятии русского человека становились органичной частью мировой литературы. Эти странные тексты привносили и необычный взгляд на реальность, и сексуальную раскрепощенность, и отношение к женщине как к совершенству и объекту почти религиозного поклонения. Из латиноамериканских романов можно было узнать о том, что прекрасной может быть не только душа женщины — об этом говорила и русская классика, — но и ее тело. Это и есть «Любовь по Маркесу».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как согреть российскую промышленность Как согреть российскую промышленность

Научные разработки быстро превратили «ССТ Инвест» в одного из мировых лидеров

Эксперт
Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция

Доля предпринимателей, не сталкивающихся с трудностями, в 2025 году упала до 14%

Forbes
Дорога в «парадиз» Дорога в «парадиз»

В августе 1700 года Пётр начал, без объявления, войну со Швецией

Дилетант
Тепло Африки Тепло Африки

Панорамные виды, террасы и единение с природой — сам ландшафт стал соавтором

SALON-Interior
Кибербезопасность становится результативной Кибербезопасность становится результативной

Покупка традиционных решений защиты уже не панацея для бизнеса

Эксперт
Читаем Читаем

Книги о мечтателях, бунтарях, романтиках, о тех, кто не сдается и меняет правила

СНОБ
Хрупкий балтийский берег Хрупкий балтийский берег

Как жители Балтики отвоевывают у моря родные берега

Вокруг света
Мертвые дети, неравенство и травмы Мертвые дети, неравенство и травмы

Настоящий мир вымышленного Питера Пэна

Weekend
Как не запутаться в сетях Как не запутаться в сетях

Перед российской экономикой стоят нетривиальные задачи

Эксперт
Очень странные дела Очень странные дела

Какие бьюти-тренды из соцсетей искренне настораживают косметологов

Лиза
Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память

Какой процесс играет ключевую роль в том, как хранятся воспоминания?

Inc.
ИИ в законе ИИ в законе

В каком правовом регулировании нуждается применение ИИ?

Ведомости
«Совмещение абсолютно несоединимых вещей — это стиль режиссера Ромы Михайлова» «Совмещение абсолютно несоединимых вещей — это стиль режиссера Ромы Михайлова»

«Жар-птица» — одна из самых необычных российских кинопремьер

Weekend
Стратегия вместо стиля Стратегия вместо стиля

Притцкеровскую премию 2025 года получил Лю Цзякунь

Weekend
Лисица поймала рыбу-пилу Лисица поймала рыбу-пилу

Завезенные в Австралию обыкновенные лисицы могут охотиться на рыб-пил

N+1
Программа «12 шагов»: как она работает и кому может помочь Программа «12 шагов»: как она работает и кому может помочь

Как программа «12 шагов» помогает избавиться от зависимости?

Psychologies
Шеф — поставщик: здесь и сейчас Шеф — поставщик: здесь и сейчас

Как в разных регионах находят необычные продукты и превращают в уникальные блюда

Bones
От сердца к сердцу От сердца к сердцу

Какой путь Ани Лорак и Исаак Виджраку проделали навстречу друг другу

OK!
Ноутбук: локализация в разрезе Ноутбук: локализация в разрезе

Как производится «глубоко российская» компьютерная техника

Монокль
Есть контакт! От клеточной адгезии к нетоксичной терапии рака Есть контакт! От клеточной адгезии к нетоксичной терапии рака

Есть ли вещества, которые могут содействовать здоровой адгезии при лечении рака?

Наука и жизнь
Сердце африканского духа Сердце африканского духа

У трапа Париж – Кайенна пассажиры словно по команде достают зеленые буклеты

Вокруг света
Партнер-провокатор: что стоит за его манипуляциями и как реагировать правильно Партнер-провокатор: что стоит за его манипуляциями и как реагировать правильно

Как вычислить манипуляцию провокацией и как правильно реагировать на нее

Psychologies
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Редкий вид Редкий вид

Как выкупить жилье после его аренды

Деньги
По ком стучит барабан По ком стучит барабан

«Обезьяна» — причудливый хоррор, вдохновленный рассказом Стивена Кинга

Weekend
Личное пространство Личное пространство

Респектабельный интерьер в духе современной классики

SALON-Interior
Вкусно и постно Вкусно и постно

Выбираем продукты для здорового рациона в Великий пост

Добрые советы
Теория права: сбывшиеся теории заговоров Теория права: сбывшиеся теории заговоров

Пять неочевидных подтверждений того, что в каждой сказке – лишь доля сказки

Правила жизни
Высокая кухня по низким ценам Высокая кухня по низким ценам

Как российские рестораны получали звезды Michelin

Ведомости
Корректировать размер скидки и определить брак: в чем ИИ поможет даже малому бизнесу Корректировать размер скидки и определить брак: в чем ИИ поможет даже малому бизнесу

Что именно искусственный интеллект делает для бизнеса уже сегодня?

Inc.
Открыть в приложении