В каком правовом регулировании нуждается применение ИИ?

ВедомостиHi-Tech

ИИ в законе

Сейчас в России применение ИИ регулируется несколькими документами, но ни один из них не предусматривает четких правил. Единый закон может сильно затормозить развитие отрасли, однако точечное регулирование необходимо, считают участники отрасли

Мария Арялина
среда | 26 марта 2025

Istock

В Госдуме 14 марта прошел круглый стол фракции «Новые люди» на тему «Мировая ИИ-гонка: стратегия России», где обсуждалась необходимость законодательного регулирования искусственного интеллекта (ИИ). Большинство участников круглого стола пришли к выводу, что отрасль действительно нуждается в регулировании, но не в создании федерального закона об ИИ.

Сейчас в России применение ИИ регулируется несколькими документами, но ни один из них не предусматривает четких правил использования ИИ, ограничений и ответственности за их нарушение. Большинство из них лишь обозначают цели, которые должны быть достигнуты в будущем.

Можно все?

В 2019 г. президент Владимир Путин подписал указ «О развитии ИИ в РФ», в котором были прописаны ключевые положения и цели по внедрению ИИ в экономику. В частности, документ предполагал, что появится новый федеральный проект – «Искусственный интеллект», в нем уже будут прописаны конкретные решения и технологии, которые должны появиться в России до 2030 г. В 2019 г. федпроект «Искусственный интеллект» был включен в нацпрограмму «Цифровая экономика», а затем перекочевал в пришедшую ей на смену «Экономику данных».

В 2025 г. на реализацию федпроекта «Искусственный интеллект», который входит в национальный проект «Экономика данных», выделено 7,7 млрд руб. Планируемые затраты прописаны в законе от 30 ноября 2024 г. «О федеральном бюджете на 2025 г. и на плановый период 2026 и 2027 гг.». В 2026 г. на выполнение показателей заложено 10,03 млрд руб., в 2027 г. – 8,75 млрд руб. Таким образом, суммарные расходы в период 2025–2027 гг. составят примерно 26,49 млрд руб.

Помимо того, в феврале 2024 г. Путин утвердил обновленную национальную стратегию развития ИИ на период до 2030 г. В ней были определены проблемы и цели развития ИИ в России. Ежегодный объем оказанных услуг по разработке и реализации решений в области ИИ к 2030 г. должен вырасти не менее чем до 60 млрд руб. по сравнению с 12 млрд руб. в 2022 г. Среди проблем были выделены, например, нехватка вычислительных мощностей, недостаточное развитие отечественных решений, дефицит высококвалифицированных специалистов и низкий уровень внедрения ИИ в государственном управлении, а также нормативные барьеры.

Уже в феврале 2025 г., представляя нацпроект «Экономика данных», вице-премьер Дмитрий Григоренко говорил, что власти не планируют вводить законодательное регулирование технологии ИИ в ближайшие два года. «Мы не считаем, что сейчас именно тот момент, когда нужно заходить с регуляторикой самого развития и применения. Я думаю, что пару лет поживем в таких реалиях, а дальше будем думать, что делать», – заявил Григоренко. При этом он отметил, что важно учитывать подход к появлению государства в регулировании ИИ, чтобы «не появиться слишком рано или слишком поздно» и дать сформироваться бизнесу.

Но попытки регулировать внедрение ИИ уже были. Например, в 2020 г. был принят закон об экспериментально-правовых режимах (ЭПР), которые позволяют делать исключения в регулировании для отработки определенных гипотез в конкретном отдельно взятом регионе. Каждый ЭПР отдельно согласовывается с Минэкономразвития и утверждается правительством. Например, в медицине действует режим, позволяющий проводить телемедицинские консультации, а ЭПР в транспортном регулировании позволяет разработчикам систем автономного вождения обучать их на дорогах общего пользования.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении