Как не запутаться в сетях
Российский электросетевой комплекс с середины 2010-х годов собирается в единое целое, но до завершения процесса еще далеко. Вместе с тем перед российской экономикой стоят нетривиальные задачи, выполнение которых зависит в том числе от ситуации со снабжением ее электроэнергией

Процесс консолидации российских электрических сетей дошел до важной вехи: в единую структуру слились Федеральная сетевая компания (ФСК) и холдинг «Российские сети» («Россети»). Объединение произошло за счет присоединения «Россетей» к ФСК. Новая структура получила название «Федеральная сетевая компания — Россети», сокращенное — «Россети». Возглавил ее Андрей Рюмин, который до объединения был генеральным директором «Россетей». Порядка 80% выработанной в стране электроэнергии передается по сетям, которые контролируются «ФСК — Россети». Это один из крупнейших операторов магистральных и распределительных сетей в мире, под ее управлением 2,45 млн км линий электропередачи.
Как сообщили «Эксперту» в компании, контролирующим акционером ПАО «Россети» после реорганизации стало государство с долей более 75%. Казначейский и квазиказначейский пакет составляет 6,65% от уставного капитала. Оставшиеся 18,35% акций находятся у миноритарных акционеров, в том числе в свободном обращении.
«Сейчас мы, по сути, возвращаемся к объединению больших элементов электроэнергетики страны в сфере обеспечения передачи электроэнергии, — считает вице-президент Центра стратегических разработок Екатерина Кваша. — Объединение “Россетей” и ФСК — одна из крупнейших консолидаций».
«Это шаг на пути объединения всего сетевого комплекса, — говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Мы получили операционную компанию, которая имеет выручку, что делает механизмы управления проще».
Государство уже давно демонстрирует желание свести магистральные и региональные сети в единую компанию, чтобы более активно развивать электросетевой комплекс страны и сдерживать рост тарифов на передачу электроэнергии.
Собственно, старт этому процессу был дан указом президента в 2012 году. Тогда Холдинг МРСК, который держал контрольные пакеты и управлял межрегиональными распределительными сетевыми компаниями (МРСК), был переименован в «Российские сети», и, что, несомненно, важнее, по этому же указу «Россети» получили в управление из федеральной собственности около 80% акций ФСК. Тогда же, по сути, стало понятно, что приватизация электрических сетей остановлена. Но и огосударствление в этом секторе тоже идет неспешно: следующий логичный его этап — перевод на единую акцию входящих в «ФСК — Россети» межрегиональных распределительных сетевых компаний — пока откладывается на неопределенный срок. К тому же в стране действует огромное число территориальных сетевых компаний, которые занимаются доставкой электроэнергии до конечного потребителя. Часть из них аффилирована с «Россетями», часть — нет.
Частник не пришел
Целью реформирования Единой энергетической системы России было привлечение инвестиций в электроэнергетику, поскольку, по мнению авторов реформы, в скором времени стране грозил дефицит электроэнергии.
График 1. Суммарное производство электроэнергии в странах мира
График 2. Суммарное производство электроэнергии в мире
График 3. Суммарный экспорт и чистый импорт электроэнергии в мире
График 4. Крупнейшие страны-импортеры и экспортеры электроэнергии
С тем, чтобы гарантировано обеспечить народное хозяйство электроэнергией, было принято решение приватизировать РАО «ЕЭС России». Облегчить вход частного инвестора в отрасль было решено путем разделения единой компании на несколько по видам деятельности (генерация, передача, сбыт, диспетчеризация) и одновременно провести разукрупнение. Так, генерирующие мощности были поделены между оптовыми и территориальными генерирующими компаниями (ОГК и ТГК), а сетевой комплекс разделился на магистральные (Федеральная сетевая компания, ФСК), межрегиональные (МРСК) и региональные распределительные сети.
Предполагалось, что и в генерацию, и в передачу электроэнергии придет частный инвестор, построит новые электростанции и модернизирует существующие, разовьет сетевую инфраструктуру.
Однако если в генерирующих компаниях государство позволило частным инвесторам иметь контроль, то в сетях и распределении оно оставило его за собой. Частный инвестор туда пришел, но только на миноритарные позиции, и это не стимулировало его вкладывать деньги в то, что он не может контролировать.
В генерации после перехода ОГК и ТГК в частные руки шел активный процесс перераспределения активов. К настоящему времени значительная их часть контролируется государственными компаниями, в частности «Газпромом» и «Интер РАО», которые выкупали ОГК и ТГК у частных компаний, получивших их в собственность на первом этапе приватизации.
В сетях же — ФСК и МРСК — государство все эти годы имело «законтрольные» пакеты акций. В ФСК напрямую, а в МРСК — через Холдинг МРСК, который затем был переименована в «Россети». Холдинг МРСК владел контрольными пакетами акций всех межрегиональных распределительных сетевых компаний, которые, в свою очередь, зачастую контролируют и более мелкие территориальные сетевые организации.
Таким образом, генерация электроэнергии в России оказалась в рыночном поле и цена на нее формируется посредством рыночных механизмов, а вот стоимость передачи электроэнергии по сетям определяется тарифом, который устанавливает государственный регулятор.
«Полноценная приватизация МРСК так и не прошла — были реализованы только некоторые ее элементы, — говорит руководитель отдела специальных проектов ИПЕМ Алексей Фаддеев. — Например, до сих пор частным собственникам принадлежит более 40 процентов акций “Россети Сибирь” (бывшая “МРСК-Сибирь”. — “Эксперт”). В 2012–2015 годах Томская распределительная компания находилась под управлением французской ERDF. Однако с середины 2010-х тема приватизации МРСК стала звучать все реже и реже».
Раз уж приватизация не пошла, выбор был сделан в пользу консолидации сетевого хозяйства в одних руках.
«Замысел объединения появился по мере отмены планов приватизации МРСК: действительно, зачем иметь две независимые государственные электросетевые структуры?» — задает риторический вопрос Алексей Фаддеев. Правда, здесь все было неспешно: несмотря на то что «Россети» стали фактическим владельцем ФСК еще в 2013 году, последняя еще долгое время управлялась как самостоятельная компания.
Екатерина Кваша считает, что здесь важным этапом стала передача полномочий единоличного исполнительного органа ФСК компании «Россети», которая произошла в 2020 году: «Это решение должно было способствовать снижению издержек, устранению дублирования функций, улучшению операционной деятельности».
Тогда правление ФСК было распущено, а возглавлявший его Андрей Муров, полномочия которого тоже были прекращены, занял должность первого заместителя генерального директора — исполнительного директора в «Россетях».
Следующий этап — объединение компаний — состоялся спустя почти три года. И по мнению аналитика ФГ «Финам» Александра Ковалева, «с объединением ФСК и “Россетей” в единую компанию процесс консолидации в электросетевом комплексе не закончился, а только начался, поскольку вопрос с региональными сетями — МРСК — по-прежнему не решен».