Леса посчитаем по-новому
Минприроды приняло новую методику расчета поглощающих способностей лесов, которая уменьшает на треть расчетную нетто-эмиссию углекислого газа. Если удастся добиться признания методики на международной арене, пространство для маневра в глобальной климатической игре у России значительно расширится
Минприроды внесло изменения в методику определения поглощающей способности российских лесов. Изменения подготовлены министерством совместно с другими ведомствами и при участии РАН. Они направлены «на уточнение исходных данных расчетных показателей для увеличения точности и достоверности расчетов поглощающей способности российских экосистем».
Изменения коснулись прежде всего уточнения понятия «управляемые леса». Так именуются леса, подверженные вмешательству человека, именно поглощение ими засчитывается для целей отчетности в ООН о выбросах — в их число теперь внесены леса резервные и леса на землях сельскохозяйственного назначения. Кроме того, теперь эмиссия углерода учитывается по фактическим площадям лесов, погибших в результате лесных пожаров, воздействия вредных организмов, сплошных рубок, ветровалов и иных неблагоприятных факторов, что означает переход от учета средних площадей нарушений, например площадей гарей с учетом периода их зарастания, к фактическим.
По информации ведомства, совокупный эффект от корректировок может составить дополнительно 270–450 млн тонн СO2, а баланс поглощения парниковых газов российскими лесами вырастет примерно с 0,5 млн до 1,1 млн тонн СО2 в год. В результате принятия новой методики расчетный объем эмиссии углекислого газа в России за вычетом поглощения окажется меньше на треть. При этом страна в «рейтинге» крупнейших эмитентов углекислого газа в атмосферу спустится с нынешней пятой позиции на седьмую-восьмую.
Зачем меняем
В настоящее время определение объема поглощения парниковых газов осуществляется в соответствии с методическими указаниями по количественному определению объема поглощения парниковых газов, утвержденными распоряжением Минприроды России в 2017 году (см. график 1).
Методика РОБУЛ (Региональная оценка бюджета углерода лесов), разработанная Институтом глобального климата и экологии, Национальной организацией поддержки проектов поглощения углерода и группой ученых во главе с доктором биологических наук Дмитрием Замолодчиковым, была верифицирована экспертами МГЭИК (Межправительственная группа экспертов по изменению климата). Но сразу же вызвала яростную критику со стороны российского экспертного сообщества (см. «Идите вы лесом», «Эксперт» № 43 за 2017 год).
По мнению ряда российских ученых, Минприроды тогда полностью проигнорировало альтернативные методики и приняло заведомо ошибочную модель расчетов. В частности, утверждали критики, в основе методики РОБУЛ лежат подходы канадской научной школы. Источником данных по России выступают данные государственного учета лесного фонда либо государственного лесного реестра, которые, однако, зачастую используют сильно устаревшие цифры — вплоть до полученных в далеком 1958 году.
Ректор Сибирского федерального университета академик Евгений Ваганов указывал, что использование методик, альтернативных РОБУЛ, дает результаты в три–пять раз выше, нежели принципы, зафиксированные в проекте Минприроды. По его словам, «столь значительное расхождение может привести к существенной недооценке экономического потенциала углеродных квот России. Нам это будет стоить до 52 миллиардов [долларов в год]. То есть это все потом аукнется серьезными деньгами».
Разделяет критическое отношение к методике заместитель директора по научной работе Всероссийского научно-исследовательского института лесоводства и механизации лесного хозяйства (ВНИИЛМ) Андрей Филипчук. Он указывает на такие провалы в методике РОБУЛ, как двойной учет потери углерода в результате заготовки и гибели древесины, а также выражает недоумение по поводу использования метода скользящей сглаженной средней для оценки прироста древесины. В результате расхождение оценок достигает довольно больших величин. По оценкам ВНИИЛМ, только за счет двойного учета расхождение в величине поглощающей способности может достигать 57 млн тонн СО2 в год.
Напомним, что методика РОБУЛ ориентирована на использование в качестве основного информационного источника материалов государственного лесного реестра (ГЛР). Оценка запасов бюджета углерода ведется по пулам фитомассы, мертвой древесины, подстилки и почвы. Запасы углерода в пулах фитомассы и мертвой древесины рассчитываются на основе данных об объемных запасах стволовой древесины из материалов ГЛР с применением соответствующих коэффициентов перевода. Расчет поглощения СО2 основан на динамике его запасов в возрастных группах лесных насаждений. Оценка потерь углерода может проводиться в двух вариантах: с расчетом темпов нарушений по площадям вырубок, гарей и погибших насаждений (РОБУЛ 1); по текущим величинам годовых площадей сплошных рубок и лесных пожаров из материалов лесохозяйственной статистики (РОБУЛ 2).
Альтернативная методика ВНИИЛМ также опирается на данные ГЛР. На их основе предлагается использовать формулу среднего прироста запаса, которая не учитывает возрастную группу лесного насаждения и, следовательно, текущую скорость прироста конкретного насаждения за определенный период, например за год отчетности. Чистая экосистемная продукция оценивается путем деления суммарного запаса живой и мертвой фитомассы по группам возраста (без органики почв) на средний возраст древостоев. Такой способ используется для подготовки отчетности для Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FАО).
И результаты использования этих методик отличаются разительно. Так, если РОБУЛ оценивает положительный баланс углерода для наших лесов в 600 млн тонн СО2 в год, то ВНИИЛМ — в два миллиарда тонн.
Работа над ошибками
«До настоящего времени в методике исходными расчетными данными являлись только управляемые леса, то есть леса, на которые оказывается антропогенное влияние. Внесенные изменения относят к учитываемым при расчете поглощения площадям как управляемые леса, так и резервные леса, на которые установлен двадцатилетний мораторий осуществления хозяйственной деятельности. Будут также учитываться поглощения деревьями, расположенными на землях сельскохозяйственной и иных категорий, но по факту зарастающих деревьями», — прокомментировали «Эксперту» в Минприроды.
Основной целью изменений является расчет поглощающей способности лесов способами, предполагающими получение абсолютных значений поглощения за счет изменения исходных расчетных данных (площади лесов, понятия лесов, включения учета земель сельскохозяйственного назначения, возраст деревьев).
Дальнейшее совершенствование методических указаний, сообщают в ведомстве, с учетом расширения и уточнения исходных данных по направлениям использования данных первого этапа государственной инвентаризации лесов и уточнение региональных коэффициентов накопления углерода в основных пулах (подстилка, почва, мертвая древесина) должно осуществляться в результате реализации мероприятий по их совершенствованию.
Внесение изменений потребует проведения научных исследований при выделении дополнительного финансирования в объеме 2,6 млрд рублей. Соответствующие предложения и обоснования Рослесхоз направил в Минфин России.
Однако, на что стоит обратить внимание, принципиальной смены концепции расчета поглощающей способности лесов (что и критиковало экспертное сообщество в 2017 году) в новой редакции методики не произошло. Изменился лишь набор исходных данных для расчета.
В самом Минприроды это не считают проблемой.
«Тезис о том, что предусмотренное проектом акта изменение методики не затрагивает формулы, используемые для расчета поглощения и эмиссии углерода в пуле биомассы древостоев и других пулах и тем самым не влияет на расчет баланса углерода в этих пулах, в корне неверен, — сообщили “Эксперту” в ведомстве. — Изменение площадей учета, то есть исходных данных, напрямую влияет на расчет. С учетом вводимых уточнений ожидается увеличение поглощения парниковых газов в среднем до 1,1 миллиарда тонн СО2».
Доля истины здесь есть. Например, проведенная инвентаризация показала, что ГЛР занижает запасы леса в стране почти на 30%.
Эта оценка близка к расчетам, выполненным ранее в Институте народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН с учетом изменения методики учета лесов, согласно которым их поглощающая способность увеличивается до 1,5 млрд тонн СО2-эквивалента, отмечает научный руководитель ИНП РАН Борис Порфирьев. И подчеркивает: «Дело не только в методике оценки, используемой применительно к уже имеющемуся сегодня потенциалу поглощения, который оценивается примерно в 580 миллионов тонн СО2-эквивалента и ограничен породно-возрастной структурой древостоя, последствиями все более масштабных лесных пожаров и рядом других факторов. Более важен комплекс мер по качественному улучшению использования лесных, а также водно-болотных экосистем (которые практически не включаются в официальные расчеты, но тесно связаны с лесами и представляют собой огромный резервуар стока и депонирования углерода). Эти меры охватывают и совершенствование системы учета с использованием методов космического мониторинга, и улучшение структуры лесов, и, конечно же, их защиту от пожаров, равно как и водно-болотных угодий — от осушения и разрушительной эксплуатации».
По консервативной оценке экспертов McKinsey, реализация только сравнительно дешевых (порядка четырех долларов, или 300 рублей, в расчете на тонну СО2-эквивалента) мер из перечисленных выше позволит увеличить потенциал поглощения углерода в среднем на 200 млн тонн СО2-эквивалента в год, что составит три процента общемирового потенциала поглощения парниковых газов в период до 2050 года, или 35% упомянутого выше годового объема их поглощения лесами России, оцениваемого по действующей методике. Это добавит еще 9% к их уже существующему вкладу в сокращение эмиссии парниковых газов, составляющему 27% общего объема их выбросов.
Лукавая экология
Можно задаться вопросом: зачем нам все эти сложности?
Дело в том, что «зеленая» повестка в ряде стран мира постепенно покидает свой «загончик для юродивых» и становится легальным средством протекционизма и укрощения неугодных экспортеров.
Принятое еще в 2015 году на прошедшей в ноябре–декабре в Париже 21-й сессии Конференции сторон рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) Парижское соглашение по климату, пришедшее на смену знаменитому Киотскому протоколу, срок действия которого истек в 2020 году, исходит из теории так называемого глобального потепления — увеличения средних температур планеты в силу антропогенных факторов, а именно выбросов парниковых газов. В соответствии с этим документом предусматривается ограничение антропогенных выбросов парниковых газов, с тем чтобы удержать прирост глобальной средней температуры намного ниже двух градусов Цельсия по отношению к доиндустриальному уровню, желательно до уровня полтора градуса Цельсия. Учитывая, что земная температура уже повысилась практически на один градус, эта цель оказывается достижимой только при реализации радикальных и масштабных мер по ограничению выбросов парниковых газов.
«Эксперт» уже рассматривал эти поползновения (см. «Сказки Парижского леса», № 26 за 2017 год). Но все же не будет лишним освежить память и напомнить, что все предпосылки, заложенные в климатические инициативы прогрессивной общественности, как минимум, спорны.
Подавляющая часть выбросов углекислого газа не связана с деятельностью человека. Выбросы в атмосферу двуокиси углерода естественными источниками — вулканами, Мировым океаном, животными — превышает 770 млрд тонн в год. В то время как антропогенный вклад в «парниковый эффект» — 35,7 млрд тонн, что составляет всего лишь 4,5% от общего объема поступающих в атмосферу парниковых газов. Как точно сформулировал в одном из давних интервью нашему журналу видный российский океанолог академик РАН Александр Лисицын, «человек пока еще слишком слаб для того, чтобы оказывать серьезное влияние на климат нашей планеты».
Углекислый газ — естественная часть земного биогеоценоза, он участвует в процессах фотосинтеза и выступает, таким образом, «пищей» для растений планеты. Что характерно, исследование по материалам спутникового зондирования показало, что за последние тридцать лет в мире существенно выросла суммарная площадь растительной листвы, и вызвано это было в первую очередь увеличением концентрации CO2 в земной атмосфере.
Да и сам климат планеты в исторической ретроспективе имел свойство меняться задолго до появления не то что промышленности — самого нашего биологического вида. Только за последние полмиллиона лет на Земле имели место четыре эпизода глобальных потеплений (примерно 415 тысяч, 325 тысяч, 280 тысяч и 125 тысяч лет назад), сменявшиеся гораздо более продолжительными периодами снижения температуры. Типичная продолжительность «глобальных ледниковых периодов» составляет порядка ста тысяч лет, тогда как фазы глобального потепления длятся не более 10–15 тысяч лет.
Но кому это интересно, когда на кону огромные капиталы?
Углерод заплатит
Важный аспект как Парижского соглашения, так и иных «климатических» инициатив — финансовый.
Тут можно отметить два возможных направления. Первое — возможное введение «углеродного сбора» самими странами. Второе — попытка переложить «углеродную дань» на иностранные компании — от поставщиков экспортной продукции до транспортных предприятий.
Как следует из расчетов Института проблем естественных монополий, если предположить, что размер «углеродного сбора» составит десять долларов за тонну CO2 и он будет введен для всех стран мира, то отношение выплат по углеродному сбору к ВВП окажется минимальным (менее 0,3%) в большинстве стран Западной Европы. В то же время он ляжет тяжким бременем на экономику России (1,6% ВВП), Китая (1,8% ВВП) и других «не западных» индустриальных стран.
Мы сами можем воздержаться от сомнительных инициатив, вроде добровольного самообложения себя углеродными сборами. Так, по оценкам ИНП РАН, возможный ввод в России углеродного налога на «европейском» уровне обернулся бы для экономики страны потерями более чем триллиона рублей в год.
А вот уйти от таких сборов, введенных в формате разновидности таможенной пошлины, куда труднее, в то время как экономические последствия подобных идей ощутимы. Можно вспомнить, что Евросоюз намеревается ввести налог на продукцию с повышенным углеродным следом. По некоторым данным, речь может идти о сборе в размере до 30 евро с каждой тонны СО2. В целом, как следует из расчетов ИНП РАН, «цена» углеродного сбора для российского экспорта оценивается в четыре миллиарда евро в год.
Бороться с таким «зеленым» бандитизмом можно за счет должного учета поглощающей способности российских экосистем, снижающих формальный объем эмиссии СО2, облагаемый сборами.
«Важно не только принять новую методику, — говорит Борис Порфирьев. — Важно убедить международные организации, другие страны согласиться с нею. Поэтому нужно не только принять новую методику учета поглощающей способности, но и проводить разъяснительные мероприятия по ее продвижению, убеждать в ее правильности и эффективности. А это непростая, требующая времени и активных усилий задача».
Как сообщили «Эксперту» в Минприроды, «данная работа будет проведена Росгидрометом после дополнительных внутринациональных обсуждений. Минприроды России не наделено полномочиями по корректировке документов, устанавливающих порядок представления отчетности в рабочие органы РКИК ООН, при этом Росгидрометом будет инициирована соответствующая процедура с привлечением экспертов международной группы по изменению климата с целью унификации подходов к расчетам национальных и международных, то есть используемых при представлении данных в Секретариат РКИК ООН, методик».
Фото: Илья Тимин/ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl