Каким получился «Я не шучу» — первый российский сериал о стендапе и жизни
На «Кинопоиск HD» стартовал первый сезон драмеди «Я не шучу» — сериала о российской женщине, которая горько смеется над жизнью российских женщин. Название не врет: юмора в сериале немного. Зато в нем много целительной правды
49-летняя Лена (стендапер и актриса Елена Новикова, она же — соавтор сценария) живет на окраине Москвы; воспитывает двух детей, двух бывших мужей и одну безнадежную собаку; выплачивает кредиты; пытается зарабатывать на жизнь стендапом и задается (с подачи одного из мужчин) вопросом, не стала ли она выглядеть, как «стареющая трансуха». Героине вечно не хватает денег, поэтому на кассе супермаркета она делает судьбоносный выбор между бутылкой вина и пачкой творога. Но еще больше ей не хватает времени — и не только потому, что ее постоянно дергают в школе, детском саду и дома. Просто скоро ей 50. С точно такой же коллизии человека и времени начинался великий сериал «Во все тяжкие», герой которого в 49 лет решил, что с него хватит.
Но «Я не шучу» — не криминальная драма (этот рынок держит «Обычная женщина») и не семейная комедия про железную леди по-русски (здесь правит «Ольга»), а бытие стендапера. То есть художественная комедия с двумя измерениями — в одном из них настоящий комик играет вымышленную версию себя, а в другом берет микрофон и резюмирует сюжет меткой шуткой. Это интереснейший и сложнейший жанр, с которым телевидение работает давно и по-разному, но еще никогда не работало в России.
В недавней драмеди Netflix «Как же хорошо» комедиантка Мэй Мартин из Канады пытается начать новую жизнь в Лондоне и обнаруживает, что над ее грустными шутками смеется лишь одна женщина в клубе. Между героинями завязывается роман, который кажется обреченным: и из-за тайн прошлого, и из-за зависимостей настоящего. Юмор становится сначала лекарством, а затем и плацебо от страшной боли. И, судя по названию, он помогает.
В сериале «Луи», придуманном, написанном и разыгранном комиком Луи Си Кеем, пропорции жизни и комедии совершенно другие: абсурдная и лицемерная, с точки зрения героя, реальность оказывается лишь разминкой перед яростным шоу. Экранный Луи Си Кей по-настоящему жив и счастлив лишь на сцене, поэтому и комические, и драматические пики сериала приходятся именно на стендап-номера. Вся остальная псевдодокументалистика — просто методичная заготовка дров перед очередным инквизиторским костром.
Еще есть «Рами» с американским египтянином Рами Юссефом, «Мастер не на все руки» с американцем индийского происхождения Азизом Ансари и «Атланта» с чернокожим актером, рэппером, комиком и просто мастером на все руки Дональдом Гловером. Каждая из этих историй — частный кейс решения универсального экзистенциального конфликта «бытия с собой» и «бытия с другими», описанного Мартином Хайдеггером.