Цель внеочередных выборов президента Казахстана

ЭкспертОбщество

Кто унаследует Казахстан

Цель внеочередных выборов президента Казахстана — утвердить ставленника Нурсултана Назарбаева посредством народного признания

Кристиана Денисенко

23 апреля в связи с выборами президента Казахстана состоится съезд партии власти «Нур Отан». Среди вероятных кандидатов от партии — президент Касым-Жомарт Токаев и глава Сената Дарига Назарбаева

Двадцатого марта 2019 года председатель верхней палаты парламента Казахстана Касым-Жомарт Токаев принес торжественную присягу и вступил в должность президента страны. А ровно двадцать дней спустя в своем первом официальном обращении к народу объявил о проведении внеочередных президентских выборов. В соцсетях сразу пошли шутки о склонности казахстанских властей к «нумерологии и красивым датам»: первый президент Нурсултан Назарбаев сложил с себя полномочия главы государства 19 марта 2019 года в 19 часов по местному времени, запустив в стране процесс транзита верховной власти.

Все идет по плану

История знает немало успешных примеров передачи государственной власти «по наследству». Например, за тридцать восьмого президента США Джеральда Форда не проголосовал ни один избиратель или выборщик — он встал во главе Белого дома после отставки Ричарда Никсона и управлял страной весь положенный ему срок. Разыграть подобный сценарий под синим куполом Акорды (резиденция президента Казахстана в столице, переименованной по предложению Токаева из Астаны в Нур-Султан) оказалось проблематично в силу политической ментальности казахстанцев, последние тридцать лет созерцавших лишь одну сильную фигуру на олимпе верховной власти. Когда вместо привычного силуэта появился новый президент Касым-Жомарт Токаев, народ воспринял это с недоверием, посчитав его скорее временным ставленником, чем легитимным правителем.

«Хотя все понимают, какое огромное влияние сохраняет первый президент, формально он ушел в отставку и присягу принял Токаев. Я бы сравнил ситуацию в Казахстане с периодом тандема Путин–Медведев, но с тем большим отличием, что Назарбаев, на мой взгляд, возвращаться не собирается. Чем больше времени проходит с отставки елбасы («лидера нации»), тем быстрее приходят в движение различные политические силы, в том числе дремлющие в республике. Все это видно невооруженным глазом как самой элите, так и населению, поэтому вопрос легитимности для нового президента встает ребром», — объясняет «Эксперту» казахстанский эксперт в области международных отношений Аскар Нурша.

Легитимация власти — вот, пожалуй, ключевой мотив проведения досрочных выборов президента Казахстана, запланированных на 9 июня 2019 года. На это указывают и слова Токаева про «обеспечение общественно-политического согласия и снятие любой неопределенности», и фраза Назарбаева о «дальнейшем укреплении легитимности власти и обеспечении стабильности в стране». Выборы финализируют второй этап транзита власти, помогая не только успокоить народ, внутриэлитные и торгово-промышленные группы, но и транслировать сигнал внешним союзникам: даже после отставки елбасы Казахстан останется надежным партнером и полновесным игроком на мировой арене. С этой целью второй президент республики совершил и свой первый официальный визит в Москву — показать, что в стране все идет по плану и волноваться не стоит.

«Очевидно, что все проводится в рамках продуманного сценария. Полагаю, следующей фазой должны стать парламентские выборы, которые, скорее всего, также пройдут в этом году. После их проведения повысится степень политической субъектности парламента, который будет уравновешивать президента, его администрацию и правительство», — говорит «Эксперту» казахстанский политолог Уразгали Сельтеев.

Конституционная реформа, направленная на усиление механизма сдержек и противовесов в высших эшелонах государственной власти, проводится в Казахстане с 2017 года (см. «Рокировка “Ноль Первого», «Эксперт» № 13 за 2019 год). С этой же целью минувшим мартом на пост главы сената была избрана Дарига Назарбаева — старшая дочь и доверенное лицо елбасы. По закону именно к ней перейдут полномочия будущего президента в случае его вынужденной или добровольной отставки. Будучи по конституции вторым человеком в стране, Назарбаева выполняет отведенную ей функцию контролера. Но это не мешает ей оставлять шанс на свое выдвижение в предстоящих выборах, опровергая заявление помощницы Сауле Мустафаевой, что баллотироваться в президенты она не намерена.

«Возможно, какая-та интрига в этом и есть, однако пока кандидат видится один — и это Токаев. Во-первых, ему дали собрать команду. Во-вторых, сейчас в Акорде взвешивают, какие черты его политического портрета необходимо усилить», — говорит главный редактор журнала «Эксперт Казахстан» Сергей Домнин.

Кандидат от елбасы

О том, кто будет участвовать в президентских выборах, казахстанцы узнают ближе к началу мая. Ни Токаев, ни Назарбаева не могут сами открыто заявить свою кандидатуру. Согласно казахстанскому законодательству решать это не им, а партийному съезду. Кроме того, правящая партия «Нур Отан», членами которой они оба являются, должна остановить свой выбор на ком-то одном: каждая партия может выдвинуть только одну кандидатуру.

Пока первым претендентом на пост главы государства стал кандидат от Союза ветеранов Казахстана Мухтар Тайжан, известный своей антироссийской риторикой и выступлениями против Евразийского союза. Правда, гражданский активист не имеет обязательного по закону пятилетнего стажа работы на госслужбе, так что его кандидатура не пройдет проверку Центральной избирательной комиссии. Имена других кандидатов еще неизвестны — съезды партий назначены на последние числа апреля. Скорее всего, Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК) отправит на выборы своего секретаря Айкына Конурова, партия «Ак жол» выдвинет председателя Азата Перуашева, а непарламентская партия «Ауыл» — Али Бектаева. Будут ли выдвигать кандидатов «Бирлик» и оппозиционная ОСДП, пока неясно.

Съезд правящей партии назначен на 23 апреля. С позиции электорального анализа прошлых выборов имя будущего президента Казахстана станет известно именно в этот день, а не 9 июня. В этом году из-за смены кандидата партии власти можно прогнозировать его результат в 70–75% вместо обычных 90–95%. Но и этого вполне достаточно, чтобы занять президентское кресло. Пока «Нур Отан» не оглашает список возможных кандидатур, однако среди вероятных претендентов на участие, входящих в правящую партию (см. «Рокировка “Ноль Первого”»), активно продвигается фигура Токаева, который уже начал свою первую полноценную рабочую поездку по регионам.

«Кандидатура Токаева, судя по тому, что он сейчас активно проводит почти предвыборные действия, вероятно, рассматривается партией как одна из ключевых. Но, как показывает практика, решение всегда остается за первым президентом», — объясняет «Эксперту» директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев.

Если Назарбаев решит оставить на президентском посту Токаева, это произойдет даже несмотря на повисший вопрос легитимности его кандидатуры: согласно казахстанскому законодательству президентом может стать гражданин, проживающий в стране последние пятнадцать лет, а Токаев с 2011 по 2013 год находился в Женеве в должности руководителя Европейского отделения ООН. Факт проживания кандидата в республике предстоит устанавливать ЦИК, но уже сейчас власть четко дала понять: пребывание экс-дипломата за рубежом не является препятствием для его участия в выборах. «Законодательно Токаев может баллотироваться, как и другие дипломаты, так как время их службы за пределами страны является командировкой и не приравнивается к работе за границей», — заявила вице-спикер мажилиса Гульмира Исимбаева.

Очередные «внеочередные»

Второй главный вопрос, всполошивший общественность, заключается в легитимности самих досрочных выборов. В соцсетях и ряде СМИ пронеслась волна негодования по поводу внеочередного характера выборов со ссылкой на правовой нигилизм властей. Между тем с законами у власти все в порядке. Досрочное голосование уже стало в Казахстане политической привычкой, так что выборы пройдут по обкатанному сценарию. Вопрос вызывает, скорее, их политическая честность: внеочередные выборы позволяют правящей партии оставаться во всеоружии, лишая гипотетическую оппозицию времени на мобилизацию сил и ресурсов. «Гипотетическую», потому что всем казахстанцам, включая автора этой статьи, давно известно: никакой жизнеспособной оппозиции в республике нет. Есть только кандидат от власти, окруженный легитиматорами выборов.

«Фаворит изначально находится в выигрышном положении, ведь на него работает весь административный ресурс. Состав игроков, скорее всего, тоже будет четко определен — казахстанский аналог Зеленского не появится однозначно», — считает Досым Сатпаев.

Официальные представители ряда государств и международных организаций уже сделали свои заявления по досрочным выборам в стране. Так, представительство ЕС в Казахстане выразило намерение «продолжать укреплять сотрудничество». То же касается и Москвы. На днях статс-секретарь, замглавы МИД России Григорий Карасин заявил: «Надеюсь, что в ходе выборов граждане Казахстана выскажутся в поддержку курса, предложенного Назарбаевым». Международных наблюдателей больше волнует преемственность курса елбасы, чем фигура будущего президента.

По букве закона

Согласно статье 51-1 Конституционного закона РК «О выборах в Республике Казахстан», внеочередные президентские выборы назначаются решением главы государства и проводятся в течение двух месяцев со дня их назначения. Девятого апреля Токаев подписал указ «О назначении внеочередных выборов Президента РК», запланировав выборы на 9 июня 2019 года, что нормам закона не противоречит. Критики такого решения ссылаются на пункт 2 статьи 55 закона о выборах, согласно которому выдвижение кандидатов начинается со дня, следующего за днем объявления, и заканчивается в 18:00 по местному времени за два месяца до выборов. Так, если выборы состоятся 9 июня, у республиканских общественных объединений (пункт о самовыдвиженцах исключен в соответствии с Конституционным законом от 2017 года) есть всего день на выдвижение своих кандидатов. Ситуация абсурдная, но химерическая, ведь досрочные выборы проходят по иному сценарию.

В статье 66-1 закона о выборах говорится, что сроки проведения избирательных мероприятий внеочередных выборов определяются ЦИК. Председатель ЦИК уже объявил последним днем выдвижения кандидатов 28 апреля, так что на принятие решения у всех желающих есть девятнадцать дней. Для Казахстана ситуация типичная: перед досрочными президентскими выборами 2015 года у кандидатов было восемнадцать дней на выдвижение, а перед внеочередными выборами 2011 года и того меньше — шестнадцать дней. Кроме того, согласно пункту 5 статьи 55 закона о выборах, если на день окончания срока регистрации будет зарегистрировано менее двух кандидатов, ЦИК продлит срок их выдвижения, но не более чем на двадцать дней. Пока этап регистрации кандидатов планируется завершить 11 мая 2019 года.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нацпроект для чистеньких Нацпроект для чистеньких

Число малых предприятий, несмотря на господдержку, не растет

Эксперт
Секреты доброго утра Секреты доброго утра

Настроение вполне поддается коррекции с помощью небольших волевых усилий

9 месяцев
Почему женщины до сих пор любят корсеты Почему женщины до сих пор любят корсеты

Как корсет стал символом сексуальности и патриархата одновременно

Vogue
Как носить вещи из кожи правильно Как носить вещи из кожи правильно

Как носить кожу и не чувствовать угрызения совести за покупку кожаных шорт

Vogue
Типичные изменщики — какие они? 8 научных фактов Типичные изменщики — какие они? 8 научных фактов

Восемь признаков изменщика

Psychologies
Volkswagen Passat: хочу отличаться Volkswagen Passat: хочу отличаться

Белоснежный седан с дизелем в самой дорогой комплектации

АвтоМир
Деньги коллекционера Деньги коллекционера

Распущенные волосы, тысяча долларов мелочью и другие нумизматические сюжеты

Forbes
На линии арта На линии арта

Директор Музея Москвы о женском лидерстве и кошмарах музейных работников

Cosmopolitan
Лягушкин подо льдом, или Причем здесь Mazda CX-9 Лягушкин подо льдом, или Причем здесь Mazda CX-9

Всплыть не получится: над головой 50-сантиметровый слой льда

Популярная механика
Иная формула Иная формула

Гонки на электрокарах

Популярная механика
Сценарии будущего, которые мы выбираем Сценарии будущего, которые мы выбираем

Может, пора отказаться от жизненного плана, сформированного еще в раннем детстве

Psychologies
Андрей Лях: Челтенхэм Андрей Лях: Челтенхэм

У писателя-фантаста Андрея Ляха вышла новая книга «Челтенхэм»

СНОБ
Психология симулянтов: что заставляет людей притворяться тяжелобольными? Психология симулянтов: что заставляет людей притворяться тяжелобольными?

Почему некоторые люди готовы притворяться, будто тяжело больны

Psychologies
Гениальность: дар или проклятие? Гениальность: дар или проклятие?

Те, кого общество считает гениями, воспринимают одаренность как тяжелое бремя

Psychologies
Коммерческий диагноз Коммерческий диагноз

Есть у гинекологов любимые инфекции – уреаплазма, микоплазма, гарднерелла и ВПЧ

Лиза
День сурка в снежной мгле День сурка в снежной мгле

О недавно завершившейся экспедиции «Антарктида. 200 лет открытий»

4x4 Club
Почему всегда нужно слушать то, что тебе говорит твоя девушка (мы не шутим) Почему всегда нужно слушать то, что тебе говорит твоя девушка (мы не шутим)

Как произвести впечатление на девушку?

Playboy
Как Трамп принял решение выслать 60 российских дипломатов. Версия The New York Times Как Трамп принял решение выслать 60 российских дипломатов. Версия The New York Times

Кто и как убедил Трампа пойти на такой шаг?

Forbes
Alphabet — неожиданный бенефициар IPO Uber. Его доля может стоить $5 млрд Alphabet — неожиданный бенефициар IPO Uber. Его доля может стоить $5 млрд

Готовясь к IPO, Uber связывает с материнской компанией Google массу рисков

Forbes
Такие же, как мы. Почему люди боятся человекоподобных роботов Такие же, как мы. Почему люди боятся человекоподобных роботов

Люди сначала симпатизируют человекоподобным роботам, а потом начинают бояться их

СНОБ
Работа — волк Работа — волк

В волчьем приюте спасают и выхаживают животных, пострадавших от людей

Огонёк
От рэпа до ножа — один баттл! От рэпа до ножа — один баттл!

Специальная правительственная комиссия по урегулированию хип-хоп-деятельности

Maxim
«Я целый год не покупала одежду. Как это меня изменило?» «Я целый год не покупала одежду. Как это меня изменило?»

Мы покупаем, чтобы развеяться, но иногда это перерастает в зависимость

Psychologies
«Синдром белого халата»: стоит ли безоговорочно доверять врачам? «Синдром белого халата»: стоит ли безоговорочно доверять врачам?

Посещение врача заставляет немного нервничать

Psychologies
Титан, тишина и саморазрушение: на что способны современные шины Титан, тишина и саморазрушение: на что способны современные шины

Современные шины – не просто резиновая смесь на колесных дисках

Популярная механика
Тест и обзор Canon EOS RP: полный кадр для народа Тест и обзор Canon EOS RP: полный кадр для народа

Первое впечатление от Canon EOS RP

CHIP
Город Город

Более века Лазурный Берег неразрывно связан с понятием «дольче вита»

Esquire
Ремень-навигатор: есть ли место умной одежде в модной индустрии Ремень-навигатор: есть ли место умной одежде в модной индустрии

Пригодна ли умная одежда для повседневной носки

Forbes
«К ценам 2008 года мы в ближайшее время не вернемся» «К ценам 2008 года мы в ближайшее время не вернемся»

Ждем ли новых рекордов по ипотеке, что будет со ставками и с рынком недвижимости

Эксперт
Как тренируется и питается Василий Ломаченко? Как тренируется и питается Василий Ломаченко?

Боксер придерживается дисциплины не только в спортивном зале, но и на кухне

GQ
Открыть в приложении