Гарвард для домохозяек: как самый демократичный университет США заработает $1 млрд
Университет Южного Нью-Гэмпшира — хедлайнер высшего онлайн-образования в США. Вуз дистанционно обучает более 135 000 студентов и вскоре доведет бюджет до $1 млрд. Но качество образования оставляет желать лучшего. Как будет повышать стандарты президент университета Пол Леблан?
Высокий седовласый президент Университета Южного Нью-Гэмпшира (SNHU) Пол Леблан широко улыбается, проходя по коридорам «мельницы» — просторного холла бывшей текстильной фабрики на берегах реки Мерримак в городке Манчестер. Гомонящих cтудентов вокруг нет. Все пространство заполнено рядами серых кабинок, в которых 1700 преподавателей прямо сейчас ведут курсы для учащихся онлайн. Число дистанционных студентов SNHU уже достигло 135 000 и продолжает расти. «Мы намерены стать Nordstrom [американская сеть магазинов люксовых товаров, известная высоким уровнем сервиса — прим. Forbes] высшего образования, — говорит 61-летний ЛеБлан. — Мы хотим предоставлять лучшую клиентскую поддержку в мире».
Бывший преподаватель английского из семьи рабочих-иммигрантов, президент SNHU вдохнул новую жизнь в умирающее заведение с помощью своей любви к технологиям и умения отбирать лучшие практики конкурентов. Университет не стесняется использовать методы коммерческих колледжей: так, студенты привлекаются рекламной кампанией национального масштаба, на которую уходит до 20% бюджета вуза. SNHU целится в нестандартную демографическую группу — заведение интересуют 37% американских студентов старше 24 лет. У многих из них уже есть работа и семья, поэтому они не хотят или не могут себе позволить обычное образование с проживанием в кампусе. Преподают в этой «вечерней школе» 6000 почасовиков, которые зачастую зарабатывают незначительные по меркам США $2200 за курс.
Для бизнес-модели Леблана критически важно постоянно наращивать базу студентов, так что критерии поступления в SNHU довольно низкие – для записи на курсы достаточно аттестата об окончании школы. «Мы не можем использовать это слово в некоммерческом высшем образовании, но студенты могут быть не только студентами, но и клиентами», — констатирует президент университета. Когда потенциальные абитуриенты звонят или пишут через сайт SNHU, один из 300 специалистов приемной комиссии отвечает менее чем за пять минут.
Школа недобакалавров
В коммерческом выражении стратегия Леблана невероятно успешна. Хотя в рекламе сообщается, что для онлайн-студента цена четырехлетнего обучения в бакалавриате без переноса кредитов составит всего $40 000, а SNHU не повышает стоимость обучения с 2011 года, рентабельность онлайн-подразделения составляет внушительные 24%. После прихода ЛеБлана в 2003 году SNHU превратился из малоизвестной третьесортной бизнес-школы для бакалавров с 2800 студентов, без фонда пожертвований и с минимальной прибылью, в крупнейший университет Америки, 97% студентов которого обучаются онлайн. Глава вуза планирует, что к 2020 году бюджет будет составлять почти $1 млрд, прибыль — не менее $60 млн, а к 2025-му число студентов превысит 300 000.
Но насколько ценен диплом SNHU? Федеральная статистика по частоте завершения обучения студентами SNHU и доходам его выпускников, а также низкие позиции университета в профессиональных рейтингах вызывают вопросы. Вуз ни разу не входил в ежегодный рейтинг 650 лучших колледжей США по версии Forbes. ЛеБлан говорит, что его это не волнует: «Для меня важно не карабкаться по лестнице статусов».
Если оставить статусы в стороне, агентство федерального правительства College Scorecard, которое отслеживает медианный доход выпускников колледжей на протяжении десяти лет после окончания обучения, сообщает, что зарплата выпускников SNHU в среднем составляет $45 400 в год. Для сравнения: медианный заработок выпускников основного кампуса Университета Нью-Гэмпшира в Дареме достигает $51 400.
Что касается частоты завершения курса, в SNHU она составляет 48% для студентов, получающих степень бакалавра. Леблан говорит в свою защиту, что, если вычесть студентов, которые бросают учебу после первого курса, показатель вырастет до 52%. Но даже в этом случае SNHU на много пунктов отстает от среднего по стране показателя в 60,8%. «Я горжусь нашим показателем частоты завершения обучения, и я хочу его значительно улучшить», — противоречиво комментирует эту статистику глава SNHU.
Фермерский дух
Леблан объясняет страсть к профессии собственным посредственным образованием. В раннем детстве он жил на одной из 16 ферм, составлявших крохотную деревеньку Гейтонс в Нью-Брансуике. Его мать присматривала за скромным огородом и коровой, а параллельно воспитывала Леблана и четверых его старших братьев и сестер. Отец работал на американской военно-воздушной базе Гус-Бей, в 27 часах езды на машине, и по много месяцев проводил вдали от семьи.
По совету дяди, когда Леблану было три года, семья переехала в Уолтем, штат Массачусетс — промышленный город, где отец устроился строителем, а мать нашла работу на фабрике, где сшивала крыши автомобилей, и по вечерам подрабатывала уборщицей у состоятельных семей. «Она оставляла меня в библиотеках [своих клиентов] и давала мне детские книги, — вспоминает президент SNHU. — К первому классу я все еще неважно читал».