Свиньи и этика: чем опасны новые эксперименты на мозге животных
Исследователи оживили мозг свиньи через четыре часа после смерти животного. По мнению некоторых ученых, подобные исследования ставят под вопрос принятые в медицине определения жизни и смерти
![dcc1bd91-b042-4397-b2eb-d4086cf3ef5d.jpeg__1555667989__28487.jpeg](https://cs.kiozk.ru/content/article/xgm/d3a/zty/zaa7rv5jpzuab8nq2ya4gut/pnx6vt.jpg?v=1&temp_url_sig=A7h9P5sPjCmlO73zqm0pWg&temp_url_expires=1739802938)
Статья исследователей из Йельского университета, появившаяся в Nature 17 апреля, немедленно вызвала бурю откликов в прессе. Профессор Ненад Сестан и его коллеги получили на бойне, расположенной неподалеку от лаборатории, 32 свиных головы. Из этих голов ученые брали свиной мозг и помещали его в сконструированные ими камеры, присоединив катетеры к главным кровеносным сосудам (технология получила название BrainEx). Через мертвый мозг прокачивали особый раствор, заменяющий кровь и богатый кислородом и питательными веществами. Через шесть часов обнаружилось, что клетки мозга возобновили свою биологическую активность: потребляли глюкозу и выделяли углекислый газ. Затем исследователи стимулировали ткань электрическим импульсом и обнаружили, что нейроны по-прежнему способны передавать сигнал.
Никакой координированной активности нейронов, которая могла бы сигнализировать о восстановлении сознания животного, ученые не наблюдали. Восстанавливать когнитивные функции мозга и не входило в их планы (хотя на этот гипотетический случай у них был наготове наркоз для бедных животных, обнаруживших себя в столь плачевной ситуации). Наконец, использованная исследователями система BrainEx пока в принципе не может быть использована на людях, хотя бы потому, что не существует техники изъятия мозга из черепа. Тем не менее, работа вызвала очень напряженную дискуссию ученых разных специальностей. В центре дискуссии оказались вопросы медицинской этики.
Проблемы животных
По словам одного из участников исследовательской группы Стивена Латама, пока не существует никаких норм, регулирующих «возможные этические следствия восстановления сознания в чем-то, что не является живым организмом». Впрочем, по его мнению, такие эксперименты в принципе могут быть этически приемлемы — к примеру, для тестирования лекарственных препаратов на органах вместо живых пациентов.