Кто пересоберет цепочки
Под влиянием пандемии глобальные цепочки добавленной стоимости начали переформатироваться. Ключевых способов трансформации три: глобализация, миграция и локализация. Главные акторы процесса — средние компании, имеющие необходимую гибкость и ресурсы для изменения модели организации бизнеса
Природные катаклизмы и пандемии наиболее масштабно влияют на жизнеспособность глобальных цепочек добавленной стоимости, опережая по силе влияния геополитические и экономические факторы, — это еще в 2012 году показал опрос специалистов по цепочкам поставок, организованный Всемирным экономическим форумом. Однако никогда прежде в результате событий, сотрясающих целые регионы, — землетрясений и цунами в Японии, наводнений в Таиланде, извержения вулкана Эйяфьядлайёкюдль в Исландии, всплеска морского пиратства у берегов Африки, — до момента пандемии COVID-19 так широко не обсуждались вызовы и перспективы трансформации глобальных цепочек добавленной стоимости (ГЦДС).
Российская экономика к началу 2020 года оказалась встроена в ГЦДС специфическим образом, определяемым структурой экономики и экспортной корзины. По нашим оценкам, 58% российского валового экспорта осуществляется внутри ГЦДС, представленность российских отраслей в глобальных цепочках наиболее значительна в энергетическом секторе и традиционных капиталоинтенсивных отраслях. Внутри промышленного комплекса 82% добавленной стоимости в российском экспорте, включенном в цепочки, обеспечивается всего тремя отраслями — химической промышленностью, черной и цветной металлургией. Это, как правило, однородная продукция. А значит, с одной стороны, крайне значим ценовой фактор и производителей в цепочке легко заместить, найдя поставщика подешевле. А с другой — важен масштаб бизнеса, и производитель сам может переориентироваться на другие регионы мира.
Отраслевая структура экспорта валовой добавленной стоимости России в обрабатывающей промышленности*
Трансформация цепочек
Мы выделяем три модели трансформации ГЦДС: глобализация, миграция и локализация. Ключевыми факторами трансформации мы считаем возможность быстрого создания новых звеньев цепочек и сами особенности отраслей, позволяющие быстро эти цепочки переносить. Модели, таким образом, отличаются разной комбинацией этих факторов — мобильностью звеньев и технологическими особенностями.
Три модели трансформации глобальных цепочек добавленной стоимости
Потенциал создания новых звеньев цепочек и релокацию ГЦДС (во всех трех направлениях) мы связываем прежде всего с возможностями среднего бизнеса, который способен в короткие сроки заполнять пустующие звенья и создавать новые ответвления в цепочках. Последнее, в частности, особенно важно, учитывая, что большинство современных цепочек по типу организации чаще напоминают паука, чем змею, то есть происходит не последовательная миграция добавленной стоимости для последующей обработки из страны в страну (в форме змеи — для традиционных производств, там, где более развиты общие стандарты и много игроков, в текстильной, пищевой, металлургической промышленности), а сборка добавленной стоимости из разных точек мира единым интегратором для последующей финальной продажи (в форме паука — например, Boeing, Airbus, Apple).
Гибкость некрупного бизнеса хорошо видна на российских данных. И для валового экспорта, и в особенности для несырьевого неэнергетического характерен рост числа, стоимостного и количественного объемов экспорта именно средних предприятий. Так, за январь–июнь 2020 года число средних предприятий-экспортеров несырьевого неэнергетического сектора выросло на 7,6% к январю–июню 2019-го (до 2873 единиц), стоимость несырьевого неэнергетического экспорта — на 27,8%. Крупные предприятия — экспортеры несырьевой неэнергетической продукции смогли нарастить только количественные объемы поставок — на 6,8% за январь–июнь 2020 года к январю–июню 2019-го. Малые предприятия пострадали в наибольшей степени: объем несырьевого неэнергетического экспорта сократился на 9,2%, стоимость — на 10,9%. Однако и среди малых компаний появились новые экспортеры, что также может являться свидетельством заполнения звеньев в ГЦДС.
Компании-экспортеры из числа среднего бизнеса "не заметили" коронакризис
Возможность в короткие сроки переносить производство в другие страны и даже регионы во многом определяется также технологическими особенностями отрасли. В контексте технологических сдвигов в промышленности нам видится, что технологии, связанные с четвертой промышленной революцией (Индустрия 4.0), во многом упрощают трансформацию цепочек. В частности, использование платформенных решений для производителей облегчает поиск контрагентов и выход на новые рынки сбыта, а для цепочек создает возможности релокации в другие макрорегионы.
Глобализацию цепочек добавленной стоимости мы связываем со стремлением компаний найти резервных поставщиков и альтернативные рынки сбыта, диверсифицировать покупателей. Эта задача выглядит существенно проще для отраслей, использующих платформенные решения, прежде всего для электронного машиностроения, производства электрических машин и электрооборудования, а также некоторых других отраслей машиностроения. Данные по российскому экспорту подтверждают это. Так, за первое полугодие 2020 года в 12 раз вырос экспорт козловых и портальных кранов, в 9,8 раза — дизель-электрических тепловозов, в 3,4 раза — экспорт спецавтотранспорта, в 2,5 раза — техники для уборки урожая.
Миграция цепочек добавленной стоимости обусловлена прежде всего стремлением компаний найти альтернативных, более устойчивых поставщиков, оптимизировать цепочки, отказаться от пострадавших рынков сбыта и перейти на более безопасные рынки. Это, в частности, делает ее схожей с моделью глобализации, однако разница нам видится именно в том, что происходит не диверсификация, а замещение рынков. Так, на данных географической структуры российского экспорта в первом полугодии 2020 года мы наблюдаем резкое сокращение поставок в большинство стран — традиционных партнеров (включая страны ЕС, США и Китай ), которые в первом полугодии в наибольшей степени пострадали от коронавируса, и одновременно взрывной рост экспорта в наименее пострадавшие страны, которые часто остаются вне интересов российских экспортеров: страны Африки и Юго-Восточной и Южной Азии. Так, более чем в два раза по сравнению с первым полугодием 2019-го вырос российский экспорт в Кению, Катар, Танзанию, Гибралтар и Шри-Ланку. Более чем на 30% по отношению к первому полугодию 2019 года вырос российский экспорт в другие страны Африки (Нигерия, Намибия, Камерун), некоторые страны Латинской Америки (Парагвай, Уругвай). Легкость выхода на рынки этих стран, несмотря на существенные культурные различия, определяется, как правило, отсутствием высоких технологических требований к ввозу продукции, которые потребовали бы длительного подготовительного периода, и связана с относительно простыми отраслями низко- и среднетехнологичной продукции, включая прежде всего продукцию АПК, текстильной промышленности, а также некоторые виды химической промышленности.
Локализация цепочек добавленной стоимости будет определяться стремлением производителей снизить риски за счет поиска поставщиков и покупателей «на расстоянии вытянутой руки»; взаимоотношения с контрагентами-соседями позволят увеличить контроль над цепочкой и снизить риски для нее, особенно в ситуациях, когда промедление и любые нарушения в цепочке могут стоить больших социальных и экономических потерь. Следует ожидать постепенного отделения цепочек от Китая и поиска страновых альтернатив. В секторальном разрезе в краткосрочной перспективе можно наблюдать относительно быстрое перемещение из Китая отраслей с низкой добавленной стоимостью (например, производство одежды) и замедленное — отраслей с высокой добавленной стоимостью (например, производство потребительской электроники). Для локализации цепочек важен баланс издержек на создание новых локальных производств и непосредственных выгод локализации, при этом издержки сильно зависят от капиталоемкости и экологической нагрузки. Поэтому сценарий локализации, при всей его привлекательности для политиков, будет упираться в финансовые ограничения и экологические настроения. Кроме того, локализация цепочек во многом будет определяться настроениями внешней политики большинства государств, которые все больше отказываются от многосторонних соглашений в пользу пересмотра двусторонних отношений. Для России это может означать новый этап роста интереса к торговле внутри ЕАЭС, со странами СНГ, а также со странами Центральной и Южной Азии. Имеющиеся данные показывают, что за первое полугодие 2020 года экспорт России в азиатском направлении резко вырос, в частности в Афганистан (+44,2% к первому полугодию 2019 года) и Туркменистан (+154,3%).
Эксперты расходятся во мнении о том, когда мировая экономика перейдет к восстановлению. По некоторым оценкам, от сценария, когда вирус удастся блокировать уже в 2020 году и в 2021-м будет только легкая вспышка, до сценария, когда вакцина так и не будет доступна и мир будет вынужден жить с вирусом годами, примерно двукратные различия в масштабе потерь мировой экономики, которые на интервале следующих пяти лет достигнут 17 трлн долларов накопленным итогом. Такая развилка задает высокую неопределенность для будущего глобальных цепочек добавленной стоимости. Даже если верить в самый оптимистичный сценарий быстрого восстановления и в то, что предприятия будут стремиться вернуться к традиционным для них рынкам поставщиков и покупателей, часть из них закрепится на новых рынках. Пережив пандемию, компании и их связи уже не будут прежними, а значит, в перспективе ближайших десяти лет мы можем увидеть значимо видоизмененные цепочки добавленной стоимости.
Высокотехнологичный экспорт России сохраняет значительную зависимость от импорта комплектующих и материалов
Типы производственных процессов в глобальном производстве
В настоящее время принято выделять следующие типы организации глобального производства в соответствии с производством и потреблением добавленной стоимости: 1) производство добавленной стоимости для конечного потребления внутри национальной экономики; 2) производство добавленной стоимости для экспорта и потребления в странахимпортерах; 3) производство добавленной стоимости для преобразования в странах-импортерах и потребления в этих же или в третьих странах. Последний формат организации производства принято именовать глобальными цепочками добавленной стоимости (ГЦДС).
Глобальные цепочки принято делить на два класса. Простые ГЦДС — это цепочки, в которых добавленная стоимость в экспорте промежуточных товаров одной страны используется в конечном потреблении ее торговых партнеров. Сложные ГЦДС — это цепочки, в которых добавленная стоимость в экспорте промежуточных товаров одной страны используется ее торговыми партнерами для производства экспортных товаров и направления их в третьи страны.
К цепочкам внутри национальной экономики можно отнести все производства товаров и услуг, состоящих из отечественных компонентов и потребляемых внутри страны, включая фермерские хозяйства, некоторые виды строительства, бытовые услуги населению.
Пример создания добавленной стоимости в рамках традиционной международной торговли — экспорт в Китай готовых изделий пищевой промышленности (кондитерские изделия, растительное масло, некоторые виды овощей и фруктов).
Участие России в простых глобальных цепочках добавленной стоимости включает в себя экспорт российского металлопроката в США и ЕС для использования на этих территориях в производстве продукции машиностроения, экспорт готовых металлических изделий для использования в строительстве.
Классическим примером участия России в сложных ГЦДС можно назвать организацию производства Sukhoi SuperJet, в том числе использование в производстве импортных узлов и компонентов (например, гидравлических, тормозных, кислородных систем из США, систем жизнеобеспечения и систем управления из Германии, агрегатов двигателей из Франции) и экспорт самолетов в Казахстан, Мексику и Таиланд.
Классификация производственных процессов в глобальном производстве
*Ведущий научный сотрудник Центра исследований структурной политики (ЦИСП) НИУ ВШЭ.
**Директор ЦИСП НИУ ВШЭ.
***Аналитик ЦИСП НИУ ВШЭ.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl