Российская логистическая отрасль встревожена спадом активности клиентов

МонокльБизнес

Рынок логистики вступил в полосу невезения

Российская логистическая отрасль встревожена спадом активности клиентов и разгорающейся ценовой войной: на рынке образовался дефицит грузов при избытке желающих его перевозить

Алексей Грамматчиков

За январь–февраль этого года объем автомобильных перевозок по России снизился на 30% год к году. Фото: URA.RU/TASS

Российский рынок логистических услуг кардинально поменял траекторию движения: после двухлетнего устойчивого роста тарифов на перевозки в последние месяцы они ощутимо пошли вниз. Прежде всего это заметно в автомобильных транспортировках, которым принадлежит около 70% всех грузоперевозок в РФ.

Согласно статистике логистической платформы «Монополия», средняя ставка на перевозку грузов автотранспортом по России в январе–феврале 2025 года снизилась на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 66,6 рубля за километр. Еще более существенное снижение за этот же период фиксирует биржа грузоперевозок ATI. SU: по ее данным, за первые два месяца цены на автомобильные транспортные услуги упали на 12%.

Участники рынка подтверждают эти оценки. «Если в сентябре–октябре 2024 года ставка на автомобильную фуру из Шанхая в Москву колебалась в диапазоне от 12 до 13 тысяч долларов, то сейчас за этот же маршрут предлагают 7–8 тысяч», — рассказал «Моноклю» Александр Юрищев, операционный директор логистической компании ILC.

«Только за январь–февраль этого года средние тарифы на перевозку 20-тонного груза на расстояние в одну тысячу километров упали с 45 до 37 тысяч рублей», — соглашается Александр Стрельников, руководитель транспортной компании RusTransChina.

Нынешнее снижение цен контрастирует с динамикой изменений тарифов на перевозки, которая наблюдалась в России последние два года. По данным ATI.SU, за 2023 год цены на грузовые автоперевозки в среднем выросли на 40%, а по итогам прошлого года они увеличились еще на 25%. С одной стороны, для клиентов и потребителей, конечно, хорошо, что транспортировка наконец становится более доступной. Однако столь резкие ценовые колебания могут нанести удар по логистической отрасли и даже стать причиной банкротств транспортных компаний, а значит, в дальнейшем ценовые качели с большой вероятностью опять устремятся вверх.

Груза на всех не хватает

Главной причиной снижения тарифов участники логистического рынка называют падение спроса на перевозку грузов в разных отраслях, что является тревожным сигналом для всей экономики. Еще недавно востребованность транспортных услуг в стране активно росла. По данным Росстата, общий объем грузоперевозок в 2024 году достиг рекорда за последние 15 лет — 9,4 млрд тонн, на 5,5% больше, чем в 2023-м, и, например, на 27% больше, чем в 2009 году (см. график 1).

Однако в начале этого года динамика роста ударила по тормозам. В частности, в январе, по данным Росстата, объем грузоперевозок уменьшился до 454 млн тонн, это на 33% меньше, чем в рекордном для прошлого года июле (686 млн тонн; см. график 2).

Официальной статистике вторят оценки участников рынка. Например, по данным Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов «АвтоГрузЭкс», за январь–февраль объем автомобильных перевозок по России снизился на 30% год к году. В частности, упал спрос на доставку стройматериалов, заметно снижение перевозок в категории товаров повседневного спроса, спад наблюдается и в транспортировке промышленных грузов. «Главная причина снижения грузооборота — высокая ключевая ставка, которая ограничивает доступ к дешевым деньгам для развития бизнеса. Кроме того, во время недавних проблем с трансграничными платежами часть производителей серьезно увеличили запасы сырья и готовой продукции на складах, которые сейчас расходуются или реализуются», — объясняет Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг логистической компании FM Logistic в России.

«Еще одна причина спада перевозок — падение покупательского спроса, — предполагает Александр Юрищев. — В конце 2024 года многие импортеры заполняли свои склады продукцией в ожидании высокого спроса в первом квартале 2025 года. Однако охлаждение экономики и высокая ключевая ставка Центробанка привели к снижению спроса. У многих клиентов до сих пор заполнены склады, а продукция не продается. Соответственно отсутствует потребность в закупках и перевозке новой продукции».

«Стагнация наблюдается прежде всего в строительной отрасли из-за высокой ключевой ставки. А строительство — большой драйвер роста для всей экономики, с ним связаны перевозки всего — от металла, строительных материалов до отделочных материалов и мебели», — отмечает Александр Кукарских, генеральный директор транспортно-логистической компании «Верста».

На спад грузопотока повлияли и частные случаи, связанные с транспортировкой отдельных групп товаров. «С конца прошлого года почти на 30 процентов сократились перевозки автомобильным транспортом из Европы. Например, значительно уменьшился ввоз из Европы алкогольной продукции, маркировка которой перенесена из Европы в Россию. Плюс еще больше усложнился и подорожал перевод денег в европейские банки», — рассказывает

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сирийский демократический терроризм Сирийский демократический терроризм

Чем чревата сдержанная политика в отношении новых властей Сирии?

Монокль
Мечты вредят вашему здоровью Мечты вредят вашему здоровью

Говорят, мечтать не вредно. А что, если наоборот?

СНОБ
Всем — компартменты Всем — компартменты

Понятие зоосанитарного статуса будет введено для каждого вида сельхозживотных

Агроинвестор
За свободу Ирландии! За свободу Ирландии!

Событие, благодаря которому яхта Asgard стала знаменитой на весь мир

Y Magazine
Государственный приём в Букингемском дворце Государственный приём в Букингемском дворце

Американский президент, как бы его ни звали, всегда на виду

Дилетант
Вкусно и постно Вкусно и постно

Выбираем продукты для здорового рациона в Великий пост

Добрые советы
Темная история Темная история

Пигментация – не просто дефект кожи. Но как от нее избавиться?

Добрые советы
Сезонный переполох Сезонный переполох

Какие болезни чаще всего обостряются весной и что с этим делать?

Лиза
В клетку сквозь столетия: история вечного принта В клетку сквозь столетия: история вечного принта

Клетка в моде: откуда появился этот принт и как он развивался?

Правила жизни
«Кино должно тебя зажигать» «Кино должно тебя зажигать»

Режиссер Кирилла Султанов о библейских сюжетах и криминале

Weekend
Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память

Какой процесс играет ключевую роль в том, как хранятся воспоминания?

Inc.
Ломать не строить Ломать не строить

Что делать при покупке квартиры с неузаконенной перепланировкой

Лиза
Вверх по пустыне Вверх по пустыне

Километровый небоскреб в Саудовской Аравии все же построят

Weekend
Ледовый капитан Ледовый капитан

TANK 400 цвета «ольхон» рядом с одноименным островом

Автопилот
От любопытства до радикализма От любопытства до радикализма

Путь радикализации конспирологической идеи может быть пугающе коротким

Правила жизни
Что такое духовность и как ее развивать: 6 способов Что такое духовность и как ее развивать: 6 способов

Кто может называть себя духовно богатой личностью?

Psychologies
Не просто ритуал: зачем бильярдный кий натирают мелом Не просто ритуал: зачем бильярдный кий натирают мелом

Какой прок от мела в бильярде?

ТехИнсайдер
Наводя мосты Наводя мосты

Глава «А-Клуба» Алина Назарова — о том, каково лидировать в исконно мужском деле

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Эльдар Калимулин: «Вот чувствовалось – сейчас пошумим» Эльдар Калимулин: «Вот чувствовалось – сейчас пошумим»

Эльдар Калимулин рассуждает, как играть в жестких фильмах и не сойти с ума

Ведомости
Талант грани Талант грани

Катя Грань занимается керамикой почти десять лет, ее вазы — часть природы

Seasons of life
Микрокосм Махова Микрокосм Махова

Как Александр Махов раскрывал тайны эмблематики — невидимые нити культуры

Знание – сила
Зачем играть в игры? Зачем играть в игры?

Почему людям нравится играть, и какая от этого польза?

Здоровье
Умереть по-христиански Умереть по-христиански

«Мы насилу довели его до смерти христианской»

Дилетант
Ученые разгадали научную загадку, которая будоражила человеческие умы практически 140 лет! Ученые разгадали научную загадку, которая будоражила человеческие умы практически 140 лет!

Математики доказали, что четырехчастное разбиение Генри Дьюдени оптимально

Inc.
10 ситуаций, когда человеку нужен не психолог, а психиатр 10 ситуаций, когда человеку нужен не психолог, а психиатр

Как распознать, когда именно пора обратиться к психиатру?

Psychologies
Тепло Африки Тепло Африки

Панорамные виды, террасы и единение с природой — сам ландшафт стал соавтором

SALON-Interior
Типичная ошибка начинающих предпринимателей, и как ее предотвратить Типичная ошибка начинающих предпринимателей, и как ее предотвратить

Люди, которые начинают новый бизнес, часто совершают одну «фатальную ошибку»

Inc.
Зубастые красавицы Зубастые красавицы

Острые зубы, складки на шее, шрамы украшают женщину

Вокруг света
Держи баланс Держи баланс

Как продвинуться в карьере и при этом сохранить здоровье

Лиза
Давайте отдыхать поездами Давайте отдыхать поездами

Как в России развивается железнодорожный туризм

Деньги
Открыть в приложении