Российская логистическая отрасль встревожена спадом активности клиентов

МонокльБизнес

Рынок логистики вступил в полосу невезения

Российская логистическая отрасль встревожена спадом активности клиентов и разгорающейся ценовой войной: на рынке образовался дефицит грузов при избытке желающих его перевозить

Алексей Грамматчиков

За январь–февраль этого года объем автомобильных перевозок по России снизился на 30% год к году. Фото: URA.RU/TASS

Российский рынок логистических услуг кардинально поменял траекторию движения: после двухлетнего устойчивого роста тарифов на перевозки в последние месяцы они ощутимо пошли вниз. Прежде всего это заметно в автомобильных транспортировках, которым принадлежит около 70% всех грузоперевозок в РФ.

Согласно статистике логистической платформы «Монополия», средняя ставка на перевозку грузов автотранспортом по России в январе–феврале 2025 года снизилась на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 66,6 рубля за километр. Еще более существенное снижение за этот же период фиксирует биржа грузоперевозок ATI. SU: по ее данным, за первые два месяца цены на автомобильные транспортные услуги упали на 12%.

Участники рынка подтверждают эти оценки. «Если в сентябре–октябре 2024 года ставка на автомобильную фуру из Шанхая в Москву колебалась в диапазоне от 12 до 13 тысяч долларов, то сейчас за этот же маршрут предлагают 7–8 тысяч», — рассказал «Моноклю» Александр Юрищев, операционный директор логистической компании ILC.

«Только за январь–февраль этого года средние тарифы на перевозку 20-тонного груза на расстояние в одну тысячу километров упали с 45 до 37 тысяч рублей», — соглашается Александр Стрельников, руководитель транспортной компании RusTransChina.

Нынешнее снижение цен контрастирует с динамикой изменений тарифов на перевозки, которая наблюдалась в России последние два года. По данным ATI.SU, за 2023 год цены на грузовые автоперевозки в среднем выросли на 40%, а по итогам прошлого года они увеличились еще на 25%. С одной стороны, для клиентов и потребителей, конечно, хорошо, что транспортировка наконец становится более доступной. Однако столь резкие ценовые колебания могут нанести удар по логистической отрасли и даже стать причиной банкротств транспортных компаний, а значит, в дальнейшем ценовые качели с большой вероятностью опять устремятся вверх.

Груза на всех не хватает

Главной причиной снижения тарифов участники логистического рынка называют падение спроса на перевозку грузов в разных отраслях, что является тревожным сигналом для всей экономики. Еще недавно востребованность транспортных услуг в стране активно росла. По данным Росстата, общий объем грузоперевозок в 2024 году достиг рекорда за последние 15 лет — 9,4 млрд тонн, на 5,5% больше, чем в 2023-м, и, например, на 27% больше, чем в 2009 году (см. график 1).

Однако в начале этого года динамика роста ударила по тормозам. В частности, в январе, по данным Росстата, объем грузоперевозок уменьшился до 454 млн тонн, это на 33% меньше, чем в рекордном для прошлого года июле (686 млн тонн; см. график 2).

Официальной статистике вторят оценки участников рынка. Например, по данным Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов «АвтоГрузЭкс», за январь–февраль объем автомобильных перевозок по России снизился на 30% год к году. В частности, упал спрос на доставку стройматериалов, заметно снижение перевозок в категории товаров повседневного спроса, спад наблюдается и в транспортировке промышленных грузов. «Главная причина снижения грузооборота — высокая ключевая ставка, которая ограничивает доступ к дешевым деньгам для развития бизнеса. Кроме того, во время недавних проблем с трансграничными платежами часть производителей серьезно увеличили запасы сырья и готовой продукции на складах, которые сейчас расходуются или реализуются», — объясняет Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг логистической компании FM Logistic в России.

«Еще одна причина спада перевозок — падение покупательского спроса, — предполагает Александр Юрищев. — В конце 2024 года многие импортеры заполняли свои склады продукцией в ожидании высокого спроса в первом квартале 2025 года. Однако охлаждение экономики и высокая ключевая ставка Центробанка привели к снижению спроса. У многих клиентов до сих пор заполнены склады, а продукция не продается. Соответственно отсутствует потребность в закупках и перевозке новой продукции».

«Стагнация наблюдается прежде всего в строительной отрасли из-за высокой ключевой ставки. А строительство — большой драйвер роста для всей экономики, с ним связаны перевозки всего — от металла, строительных материалов до отделочных материалов и мебели», — отмечает Александр Кукарских, генеральный директор транспортно-логистической компании «Верста».

На спад грузопотока повлияли и частные случаи, связанные с транспортировкой отдельных групп товаров. «С конца прошлого года почти на 30 процентов сократились перевозки автомобильным транспортом из Европы. Например, значительно уменьшился ввоз из Европы алкогольной продукции, маркировка которой перенесена из Европы в Россию. Плюс еще больше усложнился и подорожал перевод денег в европейские банки», — рассказывает

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Газ, вода и стальные трубы Газ, вода и стальные трубы

Как российский рынок выпуска ТБД исчерпал текущий потенциал

Монокль
Эльдар Калимулин: «Вот чувствовалось – сейчас пошумим» Эльдар Калимулин: «Вот чувствовалось – сейчас пошумим»

Эльдар Калимулин рассуждает, как играть в жестких фильмах и не сойти с ума

Ведомости
МСП вышло на качественно новый уровень развития МСП вышло на качественно новый уровень развития

Александр Новак — о том, как будет расти средний и малый бизнес

Эксперт
Базовый элемент Базовый элемент

История Джо Ди Маджо – легендарного игрока «Янкиз»

Ведомости
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Маленькая вера Маленькая вера

Кэти Криштоп рассказала, что психология думает о конспирологии

Правила жизни
Неустойчивость Рэлея — Плато заставила квантовую жидкость разделиться на капли Неустойчивость Рэлея — Плато заставила квантовую жидкость разделиться на капли

Физики увидели, как квантовая жидкость разделилась на несколько отдельных капель

N+1
Беззубый театр Беззубый театр

Наступило время театра беспроблемного и потому бесчеловечного

Знание – сила
Почему люди пускают слюни во сне Почему люди пускают слюни во сне

Когда кто-то сладко спит, он может начать пускать слюни во сне! Но почему?

ТехИнсайдер
Кладовая солнца Кладовая солнца

7 способов сделать темную квартиру светлее

Лиза
Эллинг выходного дня Эллинг выходного дня

Этот небольшой дом на Финском заливе — бывший эллинг, то есть гараж для яхты

Идеи Вашего Дома
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Как России преодолеть магнитную аномалию Как России преодолеть магнитную аномалию

Редкоземельные магниты играют ключевую роль в производстве высоких технологий

Монокль
Елизавета Боярская: «Многие боятся сцены, а я от нее кайфую» Елизавета Боярская: «Многие боятся сцены, а я от нее кайфую»

Елизавета Боярская, ее любовь к театральной сцене и будущее искусства в России

СНОБ
Инфляция: ниже 8% не будет Инфляция: ниже 8% не будет

Текущая инфляция постепенно замедляется, но это временное явление

Монокль
Закат Европы Закат Европы

Разрыв экономических связей с Россией ускорил процесс деиндустриализации Европы

Монокль
Из чего выгоднее всего делать самогон? Из чего выгоднее всего делать самогон?

Разбираем экономику домашней дистилляции

Maxim
Психологический портрет: что такое сейфтизм Психологический портрет: что такое сейфтизм

Сейфтизм: что это такое и чего в нем больше — пользы или вреда?

Forbes
Связь поколений Связь поколений

Даже если дети не сразу готовы стать вашими преемниками, они всегда рядом

Bones
Я тебя — что? Я тебя — что?

Как меняется смысл «ты» в культуре, отношениях и восприятии себя?

Seasons of life
Черная или белая? Черная или белая?

Зависть... Что же это за чувство такое и нужно ли с ним бороться?

Добрые советы
Юбилейная партитура Юбилейная партитура

Музыкальному коллективу Теодора Курентзиса musicAeterna исполняется 20 лет

СНОБ
«Падучая» под контролем «Падучая» под контролем

Что такое эпилепсия и какие подходы к ее лечению предлагает современная наука?

Знание – сила
Мрамор и снег Мрамор и снег

Отвергнутый Вакх, рогатый Моисей – история работ Микеланджело Буонарроти

Вокруг света
Все фильмы Пон Джун Хо, снявшего «Микки 17» и «Паразиты»: от худшего к лучшему Все фильмы Пон Джун Хо, снявшего «Микки 17» и «Паразиты»: от худшего к лучшему

8 фильмов южнокорейского режиссера, от легких комедий до мощных триллеров

Maxim
Конкурс страшных рассказов: Конкурс страшных рассказов:

Рассказ о семье, смерти и пчёлах: как девочка стала королевой одной ячейки

VOICE
В гармонии с озером В гармонии с озером

Дом недалеко от Уфы строила большая и дружная семья на месте своего старого дома

Идеи Вашего Дома
Соня Присс: «Профессия актера — это всегда большая лотерея» Соня Присс: «Профессия актера — это всегда большая лотерея»

Даже если вы талантливы и трудолюбивы, успех не гарантирован

Коллекция. Караван историй
Темная история Темная история

Пигментация – не просто дефект кожи. Но как от нее избавиться?

Добрые советы
Ледовый капитан Ледовый капитан

TANK 400 цвета «ольхон» рядом с одноименным островом

Автопилот
Открыть в приложении