«Николай I: Дон Кихот самодержавия»
Царь три десятка лет неустанно трудился на благо армии и народа, но привёл Россию к унизительному поражению в Крымской войне.
Писать о Николае I в рубрике «Герой или злодей» трудно — уж слишком прочно к нему прилипло клеймо «деспота». Стоит сказать «Николай I», как тут же в памяти всплывают хрестоматийные образы: повешенные декабристы, «Николай Палкин», шпицрутены, гоголевские чиновники, «жандарм Европы», дуэль Пушкина и ссылка Лермонтова... Но ведь не бывает в природе человека, сотканного из одних лишь недостатков. Свои плюсы были и у Николая.
Фанатик на троне
В первую очередь надо отметить, что Николай был человеком идеи. Власть ему нужна была не для получения каких-то низменных удовольствий. В своём повседневном быту император вёл полуспартанский образ жизни: не чревоугодничал, пил мало, не курил, спал на простой жёсткой кровати, даже в морозы ходил в простой офицерской шинели. Вставал император на рассвете, рабочий день у него был «ненормированный» — 16–18 часов в сутки.
И всё это было подчинено идее русского самодержавия — неограниченной царской власти, освящённой небесами. Николай, видимо, вполне серьёзно считал себя посредником между Богом и вверенной ему Россией. Именно этим объясняется его ненависть ко всякому представительному правлению: попытки ограничить самодержавную власть монарха в глазах Николая были преступной еретической крамолой, вызовом не столько царю, сколько всевышнему, по воле которого монарх и правит. И усердно заботится о народе (пастве). Служению этой идее — пусть и весьма «искривлённой» — Николай отдавал себя без остатка. Не зря фрейлина Анна Тютчева (дочь знаменитого поэта), лично знавшая царя, называла его «Дон Кихотом самодержавия».
Благородный... паяц?
Многие современники (та же фрейлина Тютчева) считали Николая образцом «рыцарского благородства». Знаменитый жандарм Леонтий Дубельт писал в дневнике: «При всей строгой наружности император человек самого мягкого, доброго сердца; чувства его всегда возвышенны, благородны...»
И далее Дубельт рассказывает, как император приказал посадить в крепость человека, вина которого была недостаточно доказана. Когда выяснилось, что узник невиновен, император откровенно признал свою ошибку и приказал выдать потерпевшему четыре тысячи рублей. «Много ли людей, готовых так честно сознать свою ошибку?» — патетически завершал Дубельт свой рассказ.
Пушкин, стоявший совсем на другом (прямо противоположном) полюсе, нежели Дубельт, тоже восторгался государем:
Его я просто полюбил: Он бодро, честно правит нами...
«Друзьям», 1828 год
Но как с этим благородством и честью вяжется тот циничный и страшный юмор, который временами проявлял «рыцарственный» Николай? На рапорте о какой-то провинности двух евреев (в 1827 году) рукою Николая начертано: «Виновных прогнать сквозь тысячу человек 12 раз. Слава Богу, смертной казни у нас не бывало, и не мне её вводить».
12 тысяч ударов палками — это верная смерть, причём смерть мучительная. Словесное паясничанье (иначе это не назвать) императора на тему гуманности российского правосудия («какое счастье, что нет смертной казни!») производит гнетущее и отнюдь не «благородное» впечатление.