Королевство тонет в дешевой нефти
Саудовская Аравия, привыкшая жить при высоких ценах на нефть, оказалась совершенно не готова к их обвалу. Стране былого нефтяного благоденствия придется резко урезать расходы и готовиться к взрыву недовольства по этому поводу.
Дефицит бюджета Саудовской Аравии в первом квартале текущего года составил 34,1 млрд саудовских риалов (9,09 млрд долларов). Причина — падение нефтяных доходов, от которых страна зависит почти полностью.
Ситуация усугубляется тем, что из всех доходов бюджета королевства примерно 87% приходится на экспорт нефти, а нефтегазовый сектор обеспечивает 42% ВВП. Саудовская Аравия была и остается крупнейшим экспортером нефти в мире (основная поставляемая марка — Arab light), поэтому столь сильная зависимость бюджета от цен на нефть неудивительна. Теперь саудовцам приходится затягивать пояса, а рейтинговые агентства пересматривают свои оценки в отношении страны. Особой надежды на рост нефтяных цен нет: по мнению МВФ, бюджет страны станет бездефицитным, только когда баррель станет стоить 85 долларов, то есть нескоро.
Придавило бочкой
Напомним, этой весной после срыва переговоров по сокращению добычи странами ОПЕК+ руководство страны решило поиграть в «нефтяную войну», полагая, что низкая себестоимость арабской нефти позволит им из этой войны выйти победителями. Частично так и произошло. В рамках новых договоренностей Россия, ранее не желавшая сокращать добычу больше, чем по уже действовавшему на тот момент соглашению, была вынуждена пойти на уступки и перейти к значительному сокращению добычи. Однако время для «нефтяной войны» было выбрано крайне неудачное. После затяжного торгового конфликта между США и Китаем спрос на нефть снизился. Тут подоспела эпидемия коронавируса, быстро перешедшая в пандемию. Она привела к частичной остановке мировой экономики. Как итог, залившие рынок дешевой нефтью саудиты теперь рискуют в ней и утонуть из-за отсутствия спроса.
Буквально месяц «нефтяной войны» усугубил и так несколько шаткое положение госбюджета королевства и довел его до тяжелого. Нефтяная компания Saudi Aramco, главный государственный актив и поставщик денег в казну, уже отчиталась, что ее доходы за три месяца этого года упали относительно того же периода 2019-го на 25%, до 62,5 млрд риалов (16,6 млрд долларов). Где нефтяная монархия теперь будет брать деньги, непонятно. Прогноз дефицита бюджета в этом году, по оценкам самого королевства, 187 млрд риалов, или 6,4% ВВП, что значительно больше, чем годом ранее (в 2019-м он составил всего 131 млрд риалов).
До появления проблем с нефтяными ценами страна с населением 34,2 млн человек жила более чем богато. Бюджет был стабильно профицитным до 2014 года, когда произошло падение цен на нефть. На тот момент валютные резервы страны составляли около 730 млрд долларов, и королевство могло себе позволить не прекращать обширную соцподдержку населения, сохранять налоговый рай (Саудовская Аравия входит в десятку стран с самым легким налогообложением, а основной налог в стране — закят — составляет 2,5% доходов), госсубсидирование ряда товаров и услуг (топливо, коммунальные расходы и др.) и различные «необязательные» траты. К примеру, королевство спонсировало обучение своих граждан в зарубежных университетах — в США, Великобритании и т. д.
Отдельно следует упомянуть о расходах на оборону. В частности, еще в 2015 году Саудовская Аравия стала лидером в мире по закупкам вооружений — их тогда закупили на 9,3 млрд долларов (на 50% больше, чем годом ранее). В дальнейшем эти траты только увеличивались вплоть до рекордной сделки с США на 110 млрд долларов в 2017 году. Как ранее заявлял и. о. главы Пентагона Патрик Шанахан, Соединенные Штаты не должны сокращать объемы поставок оружия странам Персидского залива, прежде всего Саудовской Аравии и ОАЭ. Поводов использовать оружие на Ближнем Востоке предостаточно — например, в Йемене, где гражданская война идет с 2015 года, а Саудовская Аравия активно в ней участвует.
Падение нефтяных цен и появившийся бюджетный дефицит аппетиты саудовцев ничуть не умерили, они продолжали жить на широкую ногу, особенно это касается королевской семьи. По различным оценкам, совокупное состояние членов королевской семьи превышает 1,4 трлн долларов.
В 2017 году наследный принц Мухаммед ибн Салман Аль Сауд, сын действующего короля, по данным New York Times, приобрел через посредника картину «Спаситель мира» Леонардо да Винчи за 400 млн долларов (450 млн с учетом комиссии). Двумя годами ранее был приобретен за 300 млн долларов замок короля Луи XIV близ Версаля (его часто называли самым дорогим домом в мире). Среди шикарных покупок принца значится и яхта за 500 млн долларов. В той же Франции королю Салману ибн Абдул-Азиз Аль Сауду принадлежит ряд апартаментов в 16-м районе Парижа (ближайшим аналогом будет московская Рублевка).
Принадлежащий принцу фонд активно скупает акции крупнейших компаний, среди которых Disney, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Citigroup, Boeing и др.
Все это время валютный запас страны таял нарастающими темпами. На это влияет не только динамика цен на нефть и уже непомерные для бюджета социальные траты — дело еще и в том, что саудовский риал жестко привязан к доллару США (один доллар = 3,75 риала), а значит, центробанку королевства приходится тратить запас валюты для поддержания курса. Большую часть продукции Саудовская Аравия импортирует, и девальвация нацвалюты для нее опасна обрушением экономики. О скорости опустошения резервов говорит то, что валютные резервы страны к марту этого года сократились до 462,2 млрд долларов, притом что еще месяц назад составляли 486,1 млрд долларов. Получается, что надо уменьшать траты, а это определенно не понравится ни американским оружейникам, ни тем более самим саудовским гражданам.
Принцы затягивают пояса
Похоже, Саудовской Аравии наконецто придется посмотреть реальности в глаза и начать экономить. Так, с июня правительство прекращает выдачу прожиточного пособия (примерно 260 долларов в месяц) всем госслужащим, а НДС, наоборот, увеличивает с 5 до 15%. Здесь стоит отметить, что до 2018 года, когда появился пятипроцентный НДС, косвенных налогов в стране не платили вообще. Программу развития страны «Видение 2030», которая подразумевала диверсификацию и уход от нефтяной зависимости, а также создание рабочих мест, тоже придется теперь отложить. Зарплаты, правда, пока не сокращают. Похоже, отложен будет и мегапроект сверхсовременного города у Красного моря Neom — предполагалось, что он будет питаться солнечной энергией и обойдется в 500 млрд долларов. В этой ситуации неудивительно, что страна планирует занять на внешнем рынке 58 млрд долларов. Сейчас ее внешний долг уже превысил 30% ВВП. Кажется, что это немного, однако на графике виден внушительный рост задолженности, особенно если учитывать, что восстановление цен на нефть будет долгим.
Согласно данным GaStat (государственное статведомство), средняя месячная зарплата работников в четырех секторах (частный сектор, госсектор, НКО и международные агентства) за 2018 год составила 10 230 риалов (2725 долларов). На госсектор приходится около 65% работающих. Второй (пусть и намного меньший) источник дохода королевства после нефти — религиозный туризм — парализован из-за пандемии, доходы сектора, по разным оценкам, упали примерно вдвое, и он будет находиться под давлением еще некоторое время. Стоит отметить, что в стране высок уровень безработицы — 12,5%. Ранее эта цифра никого особенно не смущала, так как фактически правящая династия обширными выплатами покупала лояльность населения страны.
Если немного углубиться в историю, можно добавить, что еще в начале 1990-х население Саудовской Аравии было вдвое меньше — фактически за четверть века растущей нефти благодаря щедрости саудовского королевства число его подданных значительно увеличилось. При этом почти все они живут в городах (более 80% населения), многие работают в госсекторе, где зарплаты традиционно выше, чем в частном секторе.
Население, кстати, довольно молодое — примерно 67% жителей Саудовской Аравии младше тридцати лет, а медианный возраст — 28,3 года. Эти люди не помнят жизни в палатках до нефтяного ралли и не привыкли в чем-либо себе отказывать.
Самое интересное, что быстрого и приемлемого выхода из этой ситуации у Саудовской Аравии нет, руководству остается только сокращать добычу в надежде на рост нефтяных цен и затягивать пояса. При этом изо всех сил остерегаясь «арабской весны», для которой сейчас наступило самое время. По иронии судьбы, если в королевстве начнутся серьезные волнения, цены на нефть взлетят вверх, но вопрос в том, кто в итоге получит от этого выгоду в правящих кругах Саудовской Аравии.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl