Вклады в жалобах
ЦБ и антимонопольная служба в прошлом году отметили рост жалоб россиян на начисление процентов по вкладам и их рекламу. Но крупные банки такой динамики не наблюдают
Банк России в 2024 г. получил более 2000 жалоб граждан на банки относительно вкладов, из них более четверти (554 шт.) касалось несогласия с начисленными процентами, а остальные – ненадлежащего информирования по условиям. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель регулятора. Заметный рост количества обращений начался со второй половины года. Для сравнения: в 2023 г. ЦБ получил в 2 раза меньше обращений из-за несогласия с начисленными процентами по вкладу – 262 шт., жалобы на ненадлежащее информирование в 2023 г. регулятор не считал.
Ключевая ставка ЦБ начала расти с середины прошлого года: до июля она оставалась на уровне 16%, а затем к концу года достигла 21% годовых. Во второй декаде декабря 2024 г. максимальная ставка по вкладам в крупнейших банках превысила 22,7%, затем доходности пошли вниз, после того как, вопреки ожиданиям рынка, ЦБ сохранил «ключ» на уровне 21%: по данным Банка России, во второй декаде января ставка снизилась до 21,5%.
Средства россиян в банках за 2024 г. выросли на 26,1%, или на рекордные 11,9 трлн руб., – прирост более чем в 1,5 раза превышает результат 2023 г. Общий объем средств россиян в банках достиг 57,5 трлн руб.
В ходе поведенческого надзора ЦБ выявил практики, которые не являются нарушением закона, но вместе с тем не позволяют клиентам адекватно и полностью оценить условия предлагаемых вкладов, рассказал его представитель. Например, некоторые банки акцентируют внимание потребителя на предельно возможной ставке по депозиту – часто бывали случаи, когда в калькуляторе при расчете доходности уже предустановлены отметки, из-за чего отображаются наиболее выгодные условия по вкладу, указал представитель ЦБ. Также встречались ситуации отражения привлекательного показателя доходности вместо процентной ставки (показатель является расчетным по методике самого банка и не урегулирован законодательно).