Кто сказал, что эмансипированные женщины появились только в конце XIX века?

Знание – силаИстория

Софонисба Вторая… — Первая!

Елена Данченко

Автопортрет.  1556—1557 гг.

Кто сказал, что эмансипированные женщины появились только в конце XIX – начале XX века?

На самом деле они были всегда. Вот история удивительной женщины, которая в эпоху позднего Средневековья стала пионером профессионального искусства, была вполне эмансипированной и снискала международное признание.

В ее жизни было все: серьезная учеба, любимая работа, карьера придворной художницы, довольно позднее замужество (причем мужа он подыскала себе сама), смерть мужа, поздняя страстная любовь и второе замужество, путешествия, встречи с Рубенсом и ван Дейком. А сама жизнь была очень и очень долгой, особенно по меркам шестнадцатого‑семнадцатого веков: она ушла в преклонном возрасте девяносто трех лет, работая до самого конца.

Ее звали Софонисба Ангиссола. Свое необычное имя она получила в честь героини Пунической войны, дочери карфагенского вождя и жены двух царей. История той, первой Софонисбы заслуживает отдельного рассказа, но наш рассказ – о художнице.

Она родилась в 1532 году в Северной Италии, в Кремоне, городе, знаменитом на весь мир своими мастерами струнных инструментов – Амати, Страдивари, Гварнери. Великие мастера скрипичных и виолончельных дел родились гораздо позже художницы и прославили город в другое время.

Антонис Ван Дейк. Портрет Софонисбы Ангиссолы в старости. 1624 год

Софонисба появилась на свет первенцем в семье небогатой аристократической фамилии. Ни отец семейства – Амилькаре ди Лаццаро Ангиссола, ни родственники девочки не принадлежали к художественным кругам. Она пробивалась к своему призванию сама, в отличие от других известных художниц той эпохи.

В семье было шесть дочерей и один сын, что создавало для небогатой семьи большую проблему: собрать шесть приданых трудно. А ведь, согласно новым правилам Ренессанса, надо было обучить девочек аристократического происхождения музицированию, танцам, литературе, рисованию и вышиванию. Вся учеба проходила дома и была частью общего развития и милого времяпровождения, а вот профессиональное образование могли получить только юноши.

Старшая дочь в семье, Софонисба так хорошо рисовала, что отец смекнул: это шанс выдвинуть ее и остальных дочерей на рынок невест за счет рисования и живописи. Пять сестер, включая Софонисбу, стали художницами – Елена, Лючия, Европа, Анна-Мария.

Портрет отца художницы Амилькаре и ее  брата Асдрубале и сестры Минервы.  Около 1559 года

Впоследствии Анна‑Мария и Европа откажутся от искусства, выйдя замуж, а еще одна сестра, по имени Минерва, увлеклась сочинительством, но знаменитой не стала. Лючия, к сожалению, умерла молодой, что стало большой потерей для живописи, ибо по степени таланта она не уступала старшей сестре.

Когда Софонисбе исполнилось четырнадцать лет, а ее сестре Елене – чуть меньше, девочки были определены в обучение к известному кремонскому художнику Бернардино Кампи. Через пару лет они начали обучаться у другого Бернардино – Гатти. Доподлинно известно, что во время учебы у Кампи сестры занимались живописью в отдельном помещении, под присмотром жены художника и по совместительству – чаперроне, другими словами – компаньонки учениц. А вот в доме у второго наставника – Гатти – что‑то такое произошло, что именно – из сохранившихся свидетельств неясно, но в результате Елена, младшая из сестер, сошла с профессионального круга и удалилась в монастырь. Софонисба всегда с благодарностью и любовью отзывалась о первом учителе – Кампи, а вот о втором – Гатти не написала ни слова, во всяком случае, письменных подтверждений нет. Возможно, что ничего плохого в доме Гатти и не произошло, а Елене просто нравилось монашество, вот она и ушла туда, куда душа позвала, – этого мы уже не узнаем.

Игра в шахматы. 1555 год

Софонисба не могла слушать лекции по анатомии из‑за принадлежности к женскому роду, поэтому самые престижные темы живописи той поры оказались недоступными девушке. Она не могла, допустим, писать снятие Иисуса Христа с креста, полуголого Иоанна Крестителя и многого другого, чего требовало ремесло художника эпохи Ренессанса. Искусствоведы утверждают, что Софонисбе было присуще редкое художественное чутье, и она могла под одеждой угадывать пропорции тела так, что в ее работах нет ошибок. Кроме того, она старательно училась, копируя работы Кампи, и, по свидетельству искусствоведов, ее полотна по уровню превзошли работы ее первого учителя. На своих ранних картинах она изображала членов семьи или писала автопортреты – соло или в кругу семьи. Небольшого формата работы молодой художницы снискали славу во всей Италии. В свои двадцать три года Софонисба написала изумительную картину «Игра в шахматы», на которой предстает она сама с двумя младшими сестрами и служанкой. Искусствовед XVI века – Джорджо Вазари, первым описавший жизнь великих художников, так отозвался об этой картине: «Она выглядит столь живой, что ей не хватает только речи!».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Незаметный исполин Незаметный исполин

Какие растения вспоминаются нам при словах «семейство бобовые»?

Знание – сила
Почему Марс красный? Ученые связали это с наличием воды в прошлом планеты! Почему Марс красный? Ученые связали это с наличием воды в прошлом планеты!

Почему знаменитая Красная планета именно такая? Ученые, похоже, нашли объяснение

ТехИнсайдер
В именьи близ столицы В именьи близ столицы

Почему крестьяне из Мурина получили свободу раньше?

Санкт-Петербургский университет
Разработана умная роботизированная инвалидная коляска Разработана умная роботизированная инвалидная коляска

Как умное кресло-коляска позволяет находить оптимальный путь к пункту назначения

ТехИнсайдер
Бессмертие Петра Великого Бессмертие Петра Великого

Петр I был державным романтиком, «петербургским мечтателем»

Дилетант
Otyken: Россия такая большая страна, зачем еще куда-то ехать? Otyken: Россия такая большая страна, зачем еще куда-то ехать?

Как нужно делать музыку, которую будут слушать

Монокль
Два Гуся, две светлые постройки Два Гуся, две светлые постройки

Маршрут путешествия на два дня в Гусь-Железный и Гусь-Хрустальный

Weekend
Выбирайте выражения Выбирайте выражения

Какие фразы могут сильно усложнить жизнь вашему ребенку?

Лиза
Нужны ли права на мотоблок и можно ли ездить без них Нужны ли права на мотоблок и можно ли ездить без них

Можно ли на мотоблоке передвигаться без прав?

РБК
Адель. Обратный отсчет Адель. Обратный отсчет

Я не создаю музыку для глаз, я создаю музыку для ушей

Караван историй
6 молодых режиссеров с ярким авторским почерком 6 молодых режиссеров с ярким авторским почерком

Новые режиссерские имена и фигуры театра, за которыми интересно следить

Weekend
Любовный текст: 7 книг о многогранности любовных чувств Любовный текст: 7 книг о многогранности любовных чувств

Книги о любви и её проявлениях

РБК
Скорпионы и лавры: говорящие детали Скорпионы и лавры: говорящие детали

10 портретов-ребусов эпохи Возрождения

Вокруг света
Дай лапу, друг! Дай лапу, друг!

Самые подходящие питомцы для каждого знака Зодиака

Лиза
Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы

Как ушные мышцы, отвечающие за шевеление ушей, реагируют на напряженное слушание

N+1
В четыре руки В четыре руки

С террасы открывается вид на поле и дальний лес, здесь хорошо просто молчать

Afternoon Seasons of life
Когда БУМЕР встречает ЗУМЕРА Когда БУМЕР встречает ЗУМЕРА

Почему конфликт поколений — сомнительная теория и какая польза от их объединения

Afternoon Seasons of life
Ланч-боксы с подогревом: как они работают и стоит ли брать Ланч-боксы с подогревом: как они работают и стоит ли брать

Как работает ланч-бокс с подогревом и стоит ли вообще его покупать?

CHIP
Капризы моды в храме науки Капризы моды в храме науки

Казалось бы, в сфере науки просто нет места моде. Но так ли это?

Знание – сила
5 вещей, которые ты стираешь слишком часто 5 вещей, которые ты стираешь слишком часто

Бюстгальтеры, полотенца и другие вещи, которые не нужно так часто стирать

VOICE
Точки контакта Точки контакта

Чем уникальная концепция ресторана отличается от невыразительного проекта

Bones
Мода бывает разной Мода бывает разной

Мода может проявляться во всем, чем занимается человечество

Знание – сила
«Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам «Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам

История одиночек, для которых импрессионизм стал инструментом для экспериментов

РБК
Кабина истребителя Кабина истребителя

Мы «полетали» на обновленном кроссовере JAECOO J7

Вокруг света
Прежде чем спорить, давайте считать Прежде чем спорить, давайте считать

Эксперты разошлись во мнениях о драйверах и тормозах российской экономики

Деньги
Антон Хабаров: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер» Антон Хабаров: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер»

«Если умереть завтра, могу сказать, что прожил очень счастливую жизнь»

Коллекция. Караван историй
Не хочу учиться! Не хочу учиться!

7 причин нелюбви к школе и возможностей их исправить

Лиза
Хорошо там, где нас нет? Хорошо там, где нас нет?

На смену синдрому FOMO пришел FOBI. Почему теперь мы вовсе не хотим вовлекаться?

Grazia
Тройная радость Тройная радость

Маша Миногарова, Аня Pokrov и Яна Пилецкая раскрывают души, планы и косметички

VOICE
Мошенники ищут вклады Мошенники ищут вклады

Почему граждане стали чаще жаловаться на хищения денег с депозитов?

Ведомости
Открыть в приложении