Будущее стратегической авиации: B-21 против ПАК ДА
Стратегические бомбардировщики – наиболее грозное оружие военно-воздушных сил, которое может себе позволить далеко не каждая страна. Сегодня только Россия и США обладают этим типом боевых самолетов. В затылок им дышит Китай, стремящийся получить в свое распоряжение все атрибуты великой державы. И гонка не останавливается. в настоящее время в недрах оборонно-промышленных комплексов США и России в обстановке строгой секретности разрабатываются проекты новейших стратегических бомбардировщиков. Американский проект получил название B-21 Raider, российский – ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации).
B-21 Raider
Американский проект B-21 Raider компании Northrop Grumman представляет собой развитие концепции, заложенной в бомбардировщик B-2. Стоимость B-21 запланирована на уровне 550 млн долл., что значительно ниже стоимости B-2. ВВС США планируют закупить не менее 100 таких самолетов с возможным увеличением серии до 200 машин. Общая компоновка B-21 схожа с компоновкой B-2: это самолет, выполненный по схеме «летающее крыло» с максимальным применением технологий снижения заметности. Исходя из размера ангара для B-21, предполагаемая длина его фюзеляжа составляет 15 м, размах крыльев – 42 м, что несколько меньше габаритов бомбардировщика B-2 (21 и 52 м соответственно). Заметность B-21 Raider в радиолокационном и тепловом диапазонах должна быть значительно меньше, чем у B-2, который и так считается одним из эталонов стелс-самолетов.
Силовая установка бомбардировщика B-21 будет включать два двигателя. Скорее всего, это будет либо двигатель Pratt & Whitney F135 от истребителя пятого поколения F-35, либо Pratt & Whitney PW9000, разрабатываемый на базе «гражданского» PW1000G с применением технических решений двигателя F135.
Перспективный бомбардировщик B-21 должен стать полноценным участником сетецентрического поля боя, обмениваясь информацией с другими самолетами, а также наземными и надводными боевыми единицами. Предусмотрена возможность и полностью беспилотного полета. Также B-21 будет взаимодействовать с беспилотными летательными аппаратами, разрабатываемыми по программе Loyal Wingman («Верный ведомый»), которые смогут сопровождать бомбардировщик во время полета или даже перевозиться в его внутренних отсеках. Ведомые БПЛА будут решать задачи по вскрытию ПВО противника, создавать помехи, отвлекать противника, вызывая огонь на себя, а также выступать в качестве носителей оружия класса «воздух – земля» и даже «воздух – воздух».
Учитывая стоимость и секретность машины, можно предположить, что использоваться в полностью автономном режиме B-21 будет лишь в исключительных случаях.
Одно из ключевых отличий B-21 не только от B-2, но и от других самолетов стратегической авиации – возможность активной обороны от истребителей противника. В настоящее время для обеспечения выживаемости бомбардировщиков уже недостаточно ни высокой скорости в сочетании с большой высотой полета, ни скоростных бросков на сверхмалой высоте, ни технологий малой заметности и использования средств РЭБ. Стратегические бомбардировщики будущего должны уметь защищаться от истребителей и перехватчиков противника. В каком-то смысле история повторяется: по концепции обеспечения выживаемости B-21 во многом будет близок к Boeing B-17 Flying Fortress и Boeing B-29 Superfortress – бомбардировщикам времен Второй мировой войны.
Как и у многофункциональных истребителей пятого поколения, основой системы обороны B-21 станет радиолокационная станция (РЛС) с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Учитывая то, что РЛС с АФАР AN/APG-77 истребителя F-22 и РЛС AN/APG-81 истребителя F-35 разработаны компанией Northrop Grumman – той же самой, что проектирует бомбардировщик B-21, – никаких проблем здесь возникнуть не должно. Кроме того, на достаточно крупном бомбардировщике можно разместить гораздо больше приемо-передающих модулей, что позволит повысить дальность РЛС по обнаружению воздушных и наземных целей, а также ее эффективность при работе в режиме РЭБ.