ДСНВ-3 продлен: что дальше?
Последнее соглашение времен холодной войны. Дальше придется договариваться в неформальном ключе
Соглашение о продлении договора о стратегических наступательных вооружениях (ДСНВ-3) максимум на пять лет было достигнуто, поскольку обе стороны считают, что пролонгация документа отвечает их национальным интересам. Тем не менее ДСНВ-3, вероятно, станет последним из такого рода соглашений эпохи холодной войны, которые ограничивают только российские и американские системы доставки ядерного оружия большой дальности.
Для будущих договоров необходим обширный охват дополнительных типов стратегических систем вооружений и расширенный состав стран-участниц. Альтернативно соглашения в дальнейшем могут базироваться не на официальных договорах, таких как ДСНВ-3, а неформальных договоренностях между Москвой и Вашингтоном.
Было желание
Принимая во внимание, что для обеспечения достаточного фактора сдерживания в течение следующих пяти лет ни России, ни США не нужно превышать потолок ядерного арсенала, обозначенный в договоре, а также в целях большей предсказуемости в их стратегических отношениях: для обоих государств имело смысл продлить ДСНВ-3.
Кроме того, это соглашение дает возможность не только формально ограничивать уровень вооружений, но и получать полезные сведения о состоянии и развитии стратегических ядерных сил каждой из сторон посредством обмена данными и верификацией. Верификация, в свою очередь, позволяет убедиться в том, что участники соблюдают свои обязательства в рамках договора. Без этих обменов разведывательным органам России и США пришлось бы отвлекать ресурсы от других миссий для получения необходимой информации.
Следует также отметить, что, поскольку ДСНВ-3 уже предусматривал процедуру продления, оба правительства могли легко воспользоваться этой возможностью. Новый президент США Джо Байден, для которого продление договора было приоритетным в сфере контроля над вооружениями, в значительной степени использовал систему исполнительных указов, так как они позволяют ему действовать быстро, без необходимости получения одобрения Конгресса.
Со стороны РФ российские парламентарии в рекордно короткие сроки одобрили продление международного договора.
Наконец, Россия и Соединенные Штаты хотели продемонстрировать прогресс в выполнении своих обязательств в области разоружения (в соответствии со статьей VI Договора о нераспространении ядерного оружия, ДНЯО), особенно накануне запланированной на этот год обзорной конференции участников ДНЯО по рассмотрению действия договора.
Перспективы на будущее
Однако подписание нового договора о контроле над стратегическими вооружениями после истечения срока действия ДСНВ-3 через пять лет представляется сложным. Как отмечают российские эксперты, прежняя практика ограничения только баллистических ракет большей дальности и бомбардировщиков, принадлежащих Соединенным Штатам и Российской Федерации, в значительной степени исчерпала свой потенциал в связи с развитием двух факторов.
Во-первых, в последние годы были разработаны новые виды неядерных стратегических технологий, которые при определенных условиях могут сравниться с ядерными силами по воздействию. Среди них автономные ударные системы, в том числе с использованием искусственного интеллекта, кибероружие и высокоточное обычное оружие. Появление этих новейших технологий затрудняет достижение договоренности о том, что именно следует ограничить в будущем договоре и как рассчитать стратегический баланс для обеспечения эквивалентной безопасности сторон договора.
Во-вторых, распространение этих современных военных технологий за пределами России и Соединенных Штатов снизило ценность договоров, ограничивающих вооружения только этих двух государств. В частности, вследствие соперничества США и Китая, который рассматривается как основная угроза безопасности США в долгосрочной перспективе, военныe соглашения, в которых Пекин не участвует, для Вашингтона считаются недостаточными для обеспечения национальных интересов.
Более того, официальные лица России и США расходятся во мнениях по многим важным вопросам, связанным с любым будущим договором. Так, официальные лица США хотят ограничить системы доставки ядерного оружия России, исключенные из ранее заключенных договоров, — например те, которые имеют радиус действия менее 500 километров. Под запрет или строгий учет могут также подпасть новейшие российские системы доставки стратегического оружия, такие как межконтинентальная крылатая ракета наземного базирования неограниченной дальности полета с ядерной энергетической установкой и, по всей видимости, ракеты с ядерным боезарядом «Буревестник» и беспилотный подводный аппарат, оснащенный тяжелой ядерной боеголовкой «Посейдон».
В свою очередь, российские официальные лица поднимают вопрос об американской стратегической противоракетной обороне. Очевидно, что российская сторона будет настаивать на ее ограничении — так же, как на ограничении ядерных бомб США, которые они «делят» с некоторыми странами НАТО, и ограничении ядерных сил членов НАТО — Великобритании и Франции.
Перспективы восстановления договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) выглядят еще более пессимистичным. Будучи кандидатом в президенты, Байден активно критиковал выход США из ДРСМД. Однако, даже если стороны выразят желание вернуться к соглашению, преодолев шквал взаимных обвинений и подозрений, США потребуется новая ратификация договора в Конгрессе. Здесь важно подчеркнуть, что Вашингтон не может возвратиться к ДРСМД на прежних условиях. Растущий военный потенциал в целом и арсенал ракет средней дальности наземного базирования Китая в частности ставят США перед необходимостью подключить к договору Пекин, что пока не представляется возможным. Возвращение США в Договор по открытому небу (ДОН) тоже будет проблематичным.
Учитывая все вышеперечисленные проблемы в создании договора, подобного СНВ-3, или в возрождении ДРСМД и ДОН, в следующие несколько лет велика вероятность появления ограниченных недоговорных соглашений, дополнительных мер укрепления доверия и менее формальных кодексов поведения сторон при использовании новейших стратегических технологий.
Например, Россия, Соединенные Штаты и другие страны могли бы договориться о том, чтобы избегать развертывания ядерных ракет вблизи территорий друг друга, которое нарушает кризисную стабильность и создает угрозу применения превентивных мер, рассчитанных на нейтрализацию уязвимостей, порождаемых опасениями нанесения первого обезоруживающего удара другой стороной. Они также могли бы участвовать в диалогах о повышении стратегической стабильности, обсуждая меры по устранению дестабилизирующего потенциала новых военных технологий и их дальнейшего глобального распространения.
*Эксперт клуба «Валдай», директор Центра военно-политического анализа (США).
**Эксперт клуба «Валдай», младший научный сотрудник Центра военно-политического анализа (США).
Договор в силе
Договор о стратегических наступательных вооружениях был переподписан в ускоренном режиме за два дня до истечения срока действия. В первом же телефонном разговоре Владимир Путин и новый президент США Джо Байден подтвердили желание сохранить договоренности в силе. Соглашение было немедленно внесено на ратификацию в Государственную думу и 3 февраля поддержано обеими палатами парламента. ДСНВ-3 продлевается до 2026 года без каких-либо дополнений и условий, в оригинальном виде. В этом смысле можно сказать, что соглашение заключено на российских условиях. Напомним, Дональд Трамп не видел особого смысла в ограничивающих Соединенные Штаты договорах и выставлял российской стороне невыполнимые условия для продления ДМНВ-3, например с обязательством включить в соглашение ядерные силы КНР и новейшие российские разработки ВПК. А вот Джо Байден еще в ходе избирательной кампании пообещал, что немедленно продлит ДСНВ-3 и считает эту цель своим приоритетом.
Заключенный в 2010 году ДСНВ-3 истекал 5 февраля 2021 года. Напомним, договор предусматривает сокращение ядерных арсеналов обеими сторонами: суммарные количества вооружений не должны превышать 700 межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет на подводных лодках и тяжелых бомбардировщиках, а также 1550 боеголовок и 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок. Кроме того, стороны обязаны оповещать друг друга о создании новых стратегических носителей, могут проводить инспекции, получать телеметрические данные о полетах ракет. При этом договор никак не ограничивает развитие и модернизацию наших стратегических сил сдерживания.
Петр Скоробогатый
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl