На сервисах Kion и Wink вышли сериалы, исследующие природу насилия

ЭкспертСобытия

Битва сериалов: «Комплекс бога» против «Фишера»

На сервисах Kion и Wink вышли сериалы, исследующие природу насилия

Вячеслав Суриков

Даниил Страхов в сериале «Комплекс бога» играет роль бизнесмена Владимира Нестерова. Фото: KION

«Комплекс бога» — сериал по сценарию Алены Званцовой. Она не только сценарист («Оттепель»), но и режиссер («Частица вселенной»). Чаще всего снимает проекты по собственным сценариям. Но все же пишет она намного быстрее, чем успевает снимать. Над «Комплексом бога» в качестве режиссера работала Флюза Фархшатова. Из всех снятых ею проектов самый известный — «Спросите Марту». Главную роль в «Комплексе бога» сыграл Даниил Страхов. Для него, прошедшего через череду российских сериалов, воплотившего в том числе Максима Исаева в сериале «Исаев» Сергея Урсуляка, это редкое появление в роли отрицательного героя — могущественного бизнесмена, изо всех сил сдерживающего периодически пробуждающийся в себе инстинкт хищника. В этом сериале вместе с ним в кадре чаще всего работает Кирилл Кяро, необычайно востребованный актер, чья популярность продолжает набирать обороты. В «Комплексе бога» он играет психиатра, который пытается помочь бизнесмену разобраться с его демонами и вместо этого становится косвенной причиной его гибели.

В «Фишере» обращает на себя внимание актерский состав: Иван Янковский, Александра Бортич, Александр Яценко. Они играют следователей, на протяжении нескольких лет разыскивающих серийного убийцу, чьими жертвами становятся подростки. Иван Янковский играет нахрапистого и грубоватого следователя из провинции. Его уязвимое место — тяжелобольная жена, что во многом предопределяет его мотивацию. Героиня Александры Бортич — женщина с несложившейся личной судьбой. А как выяснится ближе к концу сериала, еще и склонная к алкоголизму. Герой Александра Яценко, самозабвенно отдающий себя работе, не может найти общий язык с сыном-подростком. Все они неудачники, и это роднит их с героями советского фильма «Экипаж», формулу которого его создатель Александр Митта когда-то объяснял в интервью «Эксперту»: «В этом фильме было три героя-неудачника, один из которых жил в повседневной реальности, другой — в любовной комедии, третий — в мелодраме. А затем они должны были объединиться в сюжете “сказочная победа”».

Создатели «Комплекса бога» задаются вопросом: что, если человек с психопатологией попытается контролировать тяготеющие над его сознанием разрушительные инстинкты? По крайней мере, до какого-то времени у него будет хватать на это сил. И в момент, когда он почувствует, что силы иссякают, он обратится к психиатру, что послужит исходной точкой для развития сюжета. Но на стадии реализации что-то пошло не так. Сценаристка начала развивать несколько сюжетных линий и смогла их свести воедино только посредством убийства главного героя. Тот погиб, не совершив ни одного преступления и пройдя курс психотерапии. В этот момент внезапно выяснилось, что сериал до сих пор держался только на одном персонаже и интересен был только он. После его исчезновения на экране начался хаос. Персонажи сериала словно потеряли смысл экранного существования. Возможно, именно поэтому Kion не прилагал никаких усилий к продвижению «Комплекса бога» и оборвал показ на пятой серии.

Иван Янковский в сериале «Фишер» играет роль следователя Евгения Бокова. Фото: Art Pictures Group

В «Фишере» все наоборот: зритель следит за развитием событий глазами следователей. Здесь серийный убийца — абсолютное зло, для него нет никаких оправданий. Зритель теряется в догадках, кто бы это мог быть. Сценаристы то и дело пускают его по ложному следу, одновременно намекая, что до финала, в котором раскроется истинный виновник преступлений и его мотивация, еще далеко. Атмосфера нагнетается, одно преступление следует за другим, но следователи не в состоянии их раскрыть. Они оказываются неудачниками не только в личной жизни, но и в профессиональной. И этим еще больше располагают к себе. Иван Янковский, излишне акцентируя южный говор своего персонажа, подкупает пробивающими экран эмоциями. Александр Яценко, в любом проекте остающийся узнаваемым и при этом всегда поразительно органичным, на этот раз играет настолько превосходно, что заслуживает сравнения с самым естественным актером кино советского — Иннокентием Смоктуновским. Александра Бортич, поначалу казавшаяся неуместной в образе советского следователя, с каждой серией все сильнее погружается в эпоху, пока не становится ее частью.

Серийный убийца — главный герой американского кинематографа второй половины XX века. В отечественном кино он появился еще в 1985 году, с выходом сериала Семена Арановича «Противостояние» по сценарию Юлиана Семенова. Преступника в нем сыграл обаятельный Андрей Болтнев, а разыскивает его еще более обаятельный следователь в исполнении Олега Басилашвили. Создатели сериала предположили, что деформация личности главного героя произошла в тщательно скрываемом им нацистском прошлом. Это все объясняло. Сорок лет спустя вышел сериал «Метод» уже с целой портретной галереей отечественных серийных убийц. Для объяснения происходящего на экране сценаристы использовали иррациональную концепцию, когда-то сформулированную создателями фильмов «Ночной дозор» и «Дневной дозор» (и не случайно в дилогии Тимура Бекмамбетова и в сериале играет Константин Хабенский): в мире есть пребывающие в равновесии темные и светлые силы, иногда это равновесие нарушается, и отдельные представители темных сил выходят из-под контроля.

Александр Яценко играет в сериале «Фишер» роль следователя Валерия Козырева. Фото: Art Pictures Group

Американские кинематографисты отчасти в погоне за сюжетным разнообразием, а отчасти в поисках истины демонстрируют, что едва ли не каждый подобного рода преступник получал в раннем детстве сильные впечатления, так или иначе связанные с насилием. Иногда этот опыт может быть настолько жестоким, что психика вырабатывает защитный механизм, создавая субличность, как губка впитывающую негативный опыт, позволяя основной личности жить в соответствии с общепринятыми социальными нормами. Эта субличность со временем может ослабевать, а может и усиливаться. Иногда до такой степени, что подавляет личность с социально приемлемым поведением. Кинематографичным этот сюжет делает тот факт, что социум может не заметить этой перемены и продолжать идентифицировать потенциального преступника как обычного человека, особенно если он, подобно едва ли не самому знаменитому и одному из самых страшных американских преступников Теду Банди, обладает харизмой и яркой внешностью.

Той же формуле следуют и создатели «Комплекса бога». Главный герой в детстве становится свидетелем автомобильной аварии. На его глазах погибает девочка, и с тех пор она становится его навязчивым видением. Похожая история всплывает и в «Фишере». В поисках мотива разыскиваемого ими преступника один из следователей обращается к уже сидящему в тюрьме другому серийному убийце. Тот рассказывает о произошедшей в детстве на его глазах автомобильной аварии. В ней погибает мальчик, и он тоже становится его навязчивым видением (в этой сцене изображен исторический персонаж и в действительности произошедший с ним случай). Будущий преступник пытается вести социально приемлемый образ жизни, но субличность, впитавшая в себе опыт наблюдения сцен насилия, под влиянием обстоятельств периодически активируется в нем. Она может полностью захватить основную личность, и тогда все ее сознательные усилия направятся на совершение преступлений.

Это не означает, что каждый человек, ставший жертвой насилия или свидетелем сцены насилия, и сам рано или поздно проявит к нему склонность и про него однажды снимут сериал. «Так же ярко, как в кино, в жизни этого не происходит, — рассказывает в интервью “Эксперту” специалист по криминальной психологии Виктор Киселев. — Но внутри нас очень много парадоксов, и часто нам приходится сталкиваться с борьбой между собой внутренних мотивов, которую можно интерпретировать как противостояние наших различных ипостасей, — это заметно, когда мы колеблемся при принятии решений. Такая борьба может происходить и на уровне подсознания, но мы не отдаем себе в этом отчета». Продюсеры, запуская сериал — дорогостоящий и долгосрочный проект, пытаются прежде всего откликнуться на общественный запрос. Они хотят не только дать зрителю возможность получить опыт эмоционального переживания, но и сделать это на новом художественном уровне. Создатели «Фишера» оказались наиболее близки к решению такой задачи. Это жестокое, иногда по-настоящему страшное кино, где напряжение нарастает от одного эпизода к другому. И в то же время это история про трех неудачников, которые объединяются, по формуле Александра Митты, ради «сказочной победы» — победы над чудовищем, и пусть не сразу, но она все-таки наступает.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Литий тоже будет наш Литий тоже будет наш

Россия возвращается к добыче собственного лития

Эксперт
Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов

Названы 6 самых хитрых приемов дилеров при продаже машин

РБК
Будущее где-то рядом с Эр-Риядом Будущее где-то рядом с Эр-Риядом

Сможет ли Саудовская Аравия превратиться в ведущую мировую державу?

Эксперт
За мечтой — в кошелек? За мечтой — в кошелек?

«Анора» — философский фильм о мечтах и реальности

Монокль
Пролезть между струйками не получится Пролезть между струйками не получится

Казахстан не торопится поддержать Россию в санкционной войне с Западом

Эксперт
9 хаков для уборки, которые не работают 9 хаков для уборки, которые не работают

Несколько мифов о наведении чистоты, о которых давно пора забыть

VOICE
От города миллионеров к СберСити От города миллионеров к СберСити

Город от Сбера: акцент на экотехнологии и цифровизации

Эксперт
10 остросюжетных новинок от азиатских авторов 10 остросюжетных новинок от азиатских авторов

Погружаемся в мир загадочной Японии, многоликого Китая, самобытной Кореи

Maxim
Почему Столыпин не смог спасти империю от краха? Почему Столыпин не смог спасти империю от краха?

Великий реформатор взвалил на себя ответственность за необходимые преобразования

Дилетант
«У меня еще много незакрытых гештальтов» «У меня еще много незакрытых гештальтов»

Владимир Селиванов — о роли Вована в своей жизни и семейных ритуалах

OK!
Украинская экономика зиму переживет Украинская экономика зиму переживет

Экономика Украины рухнула почти вдвое, однако ситуация далека от коллапса

Эксперт
Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен» Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен»

Как снять защиту записи с флешки usb, если диск защищен?

CHIP
Помнить все: действительно ли есть люди, которые никогда ничего не забывают? Помнить все: действительно ли есть люди, которые никогда ничего не забывают?

Способен ли человеческий мозг хранить мельчайшие подробности всей своей жизни

ТехИнсайдер
Восток VS Запад Восток VS Запад

Сравним отношение к радостям жизни на Востоке и Западе!

Лиза
Princess S80. Чæстное мнение Princess S80. Чæстное мнение

Экстерьер, компоновка, отделка интерьера и ходовые качества Princess S80

Y Magazine
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как в научной фантастике появился сюжет о затерянных мирах

Наука и жизнь
Нет, это не нормально: что делать, если ты чувствуешь жжение во время сушки гель-лака Нет, это не нормально: что делать, если ты чувствуешь жжение во время сушки гель-лака

О чем надо попросить мастера-маникюра, если твои ногти «горят» в УФ-лампе

VOICE
Все фильмы Дэвида Линча по порядку от хорошего к лучшему Все фильмы Дэвида Линча по порядку от хорошего к лучшему

Напоминаем кинофильмы Дэвида Линча, а еще то, что их нельзя смотреть по ТВ

Maxim
«Всё необходимое для карри» «Всё необходимое для карри»

Как в Британии появились блюда с приправой карри

Наука и жизнь
«Происхождение вкусов: Как любовь к еде сделала нас людьми» «Происхождение вкусов: Как любовь к еде сделала нас людьми»

Как мозг запоминает и классифицирует запахи

N+1
Онлайн – место рыбное Онлайн – место рыбное

Почему кибермошенники чаще взламывают системы Android, чем iOS?

Ведомости
Что о вас может сказать ваша толерантность к остроте, и как ее повысить Что о вас может сказать ваша толерантность к остроте, и как ее повысить

Почему острое может быть полезным и как повысить свою переносимость остроты?

ТехИнсайдер
Пока не стало слишком поздно: 60 важных вопросов, которые нужно задать родителям Пока не стало слишком поздно: 60 важных вопросов, которые нужно задать родителям

60 вопросов, которые пока еще не поздно задать своим родителям

Psychologies
Островки песчаных дюн: 5 самых маленьких пустынь мира Островки песчаных дюн: 5 самых маленьких пустынь мира

Встречайте: 5 самых маленьких, но от того не менее интересных пустынь мира

ТехИнсайдер
7 признаков психического здоровья 7 признаков психического здоровья

Как понять, что ваше психическое здоровье в норме?

Psychologies
Вызов самой себе Вызов самой себе

Леонела Мантурова — о выборе профессии и умении не сдаваться перед сложностями

OK!
Желание женщины — закон: каким сегодня показывают секс в кино Желание женщины — закон: каким сегодня показывают секс в кино

Как «Плохая девочка» исследует тему эмоциональной близости через призму секса

СНОБ
Как и когда люди начали лечить животных: история ветеринарии Как и когда люди начали лечить животных: история ветеринарии

Какими были первые человеческие шаги в ветеринарии

ТехИнсайдер
Ксерокс, термос и аспирин: 10 названий брендов, которые стали именами нарицательными Ксерокс, термос и аспирин: 10 названий брендов, которые стали именами нарицательными

Эскалатор, пинг-понг, фрисби — слова, которые раньше были названиями брендов

ТехИнсайдер
Валерий Фокин: Театр вписан в контекст времени Валерий Фокин: Театр вписан в контекст времени

Режиссер Валерий Фокин — о библейских текстах и вкусах современного зрителя

Ведомости
Открыть в приложении