На сервисах Kion и Wink вышли сериалы, исследующие природу насилия

ЭкспертСобытия

Битва сериалов: «Комплекс бога» против «Фишера»

На сервисах Kion и Wink вышли сериалы, исследующие природу насилия

Вячеслав Суриков

Даниил Страхов в сериале «Комплекс бога» играет роль бизнесмена Владимира Нестерова. Фото: KION

«Комплекс бога» — сериал по сценарию Алены Званцовой. Она не только сценарист («Оттепель»), но и режиссер («Частица вселенной»). Чаще всего снимает проекты по собственным сценариям. Но все же пишет она намного быстрее, чем успевает снимать. Над «Комплексом бога» в качестве режиссера работала Флюза Фархшатова. Из всех снятых ею проектов самый известный — «Спросите Марту». Главную роль в «Комплексе бога» сыграл Даниил Страхов. Для него, прошедшего через череду российских сериалов, воплотившего в том числе Максима Исаева в сериале «Исаев» Сергея Урсуляка, это редкое появление в роли отрицательного героя — могущественного бизнесмена, изо всех сил сдерживающего периодически пробуждающийся в себе инстинкт хищника. В этом сериале вместе с ним в кадре чаще всего работает Кирилл Кяро, необычайно востребованный актер, чья популярность продолжает набирать обороты. В «Комплексе бога» он играет психиатра, который пытается помочь бизнесмену разобраться с его демонами и вместо этого становится косвенной причиной его гибели.

В «Фишере» обращает на себя внимание актерский состав: Иван Янковский, Александра Бортич, Александр Яценко. Они играют следователей, на протяжении нескольких лет разыскивающих серийного убийцу, чьими жертвами становятся подростки. Иван Янковский играет нахрапистого и грубоватого следователя из провинции. Его уязвимое место — тяжелобольная жена, что во многом предопределяет его мотивацию. Героиня Александры Бортич — женщина с несложившейся личной судьбой. А как выяснится ближе к концу сериала, еще и склонная к алкоголизму. Герой Александра Яценко, самозабвенно отдающий себя работе, не может найти общий язык с сыном-подростком. Все они неудачники, и это роднит их с героями советского фильма «Экипаж», формулу которого его создатель Александр Митта когда-то объяснял в интервью «Эксперту»: «В этом фильме было три героя-неудачника, один из которых жил в повседневной реальности, другой — в любовной комедии, третий — в мелодраме. А затем они должны были объединиться в сюжете “сказочная победа”».

Создатели «Комплекса бога» задаются вопросом: что, если человек с психопатологией попытается контролировать тяготеющие над его сознанием разрушительные инстинкты? По крайней мере, до какого-то времени у него будет хватать на это сил. И в момент, когда он почувствует, что силы иссякают, он обратится к психиатру, что послужит исходной точкой для развития сюжета. Но на стадии реализации что-то пошло не так. Сценаристка начала развивать несколько сюжетных линий и смогла их свести воедино только посредством убийства главного героя. Тот погиб, не совершив ни одного преступления и пройдя курс психотерапии. В этот момент внезапно выяснилось, что сериал до сих пор держался только на одном персонаже и интересен был только он. После его исчезновения на экране начался хаос. Персонажи сериала словно потеряли смысл экранного существования. Возможно, именно поэтому Kion не прилагал никаких усилий к продвижению «Комплекса бога» и оборвал показ на пятой серии.

Иван Янковский в сериале «Фишер» играет роль следователя Евгения Бокова. Фото: Art Pictures Group

В «Фишере» все наоборот: зритель следит за развитием событий глазами следователей. Здесь серийный убийца — абсолютное зло, для него нет никаких оправданий. Зритель теряется в догадках, кто бы это мог быть. Сценаристы то и дело пускают его по ложному следу, одновременно намекая, что до финала, в котором раскроется истинный виновник преступлений и его мотивация, еще далеко. Атмосфера нагнетается, одно преступление следует за другим, но следователи не в состоянии их раскрыть. Они оказываются неудачниками не только в личной жизни, но и в профессиональной. И этим еще больше располагают к себе. Иван Янковский, излишне акцентируя южный говор своего персонажа, подкупает пробивающими экран эмоциями. Александр Яценко, в любом проекте остающийся узнаваемым и при этом всегда поразительно органичным, на этот раз играет настолько превосходно, что заслуживает сравнения с самым естественным актером кино советского — Иннокентием Смоктуновским. Александра Бортич, поначалу казавшаяся неуместной в образе советского следователя, с каждой серией все сильнее погружается в эпоху, пока не становится ее частью.

Серийный убийца — главный герой американского кинематографа второй половины XX века. В отечественном кино он появился еще в 1985 году, с выходом сериала Семена Арановича «Противостояние» по сценарию Юлиана Семенова. Преступника в нем сыграл обаятельный Андрей Болтнев, а разыскивает его еще более обаятельный следователь в исполнении Олега Басилашвили. Создатели сериала предположили, что деформация личности главного героя произошла в тщательно скрываемом им нацистском прошлом. Это все объясняло. Сорок лет спустя вышел сериал «Метод» уже с целой портретной галереей отечественных серийных убийц. Для объяснения происходящего на экране сценаристы использовали иррациональную концепцию, когда-то сформулированную создателями фильмов «Ночной дозор» и «Дневной дозор» (и не случайно в дилогии Тимура Бекмамбетова и в сериале играет Константин Хабенский): в мире есть пребывающие в равновесии темные и светлые силы, иногда это равновесие нарушается, и отдельные представители темных сил выходят из-под контроля.

Александр Яценко играет в сериале «Фишер» роль следователя Валерия Козырева. Фото: Art Pictures Group

Американские кинематографисты отчасти в погоне за сюжетным разнообразием, а отчасти в поисках истины демонстрируют, что едва ли не каждый подобного рода преступник получал в раннем детстве сильные впечатления, так или иначе связанные с насилием. Иногда этот опыт может быть настолько жестоким, что психика вырабатывает защитный механизм, создавая субличность, как губка впитывающую негативный опыт, позволяя основной личности жить в соответствии с общепринятыми социальными нормами. Эта субличность со временем может ослабевать, а может и усиливаться. Иногда до такой степени, что подавляет личность с социально приемлемым поведением. Кинематографичным этот сюжет делает тот факт, что социум может не заметить этой перемены и продолжать идентифицировать потенциального преступника как обычного человека, особенно если он, подобно едва ли не самому знаменитому и одному из самых страшных американских преступников Теду Банди, обладает харизмой и яркой внешностью.

Той же формуле следуют и создатели «Комплекса бога». Главный герой в детстве становится свидетелем автомобильной аварии. На его глазах погибает девочка, и с тех пор она становится его навязчивым видением. Похожая история всплывает и в «Фишере». В поисках мотива разыскиваемого ими преступника один из следователей обращается к уже сидящему в тюрьме другому серийному убийце. Тот рассказывает о произошедшей в детстве на его глазах автомобильной аварии. В ней погибает мальчик, и он тоже становится его навязчивым видением (в этой сцене изображен исторический персонаж и в действительности произошедший с ним случай). Будущий преступник пытается вести социально приемлемый образ жизни, но субличность, впитавшая в себе опыт наблюдения сцен насилия, под влиянием обстоятельств периодически активируется в нем. Она может полностью захватить основную личность, и тогда все ее сознательные усилия направятся на совершение преступлений.

Это не означает, что каждый человек, ставший жертвой насилия или свидетелем сцены насилия, и сам рано или поздно проявит к нему склонность и про него однажды снимут сериал. «Так же ярко, как в кино, в жизни этого не происходит, — рассказывает в интервью “Эксперту” специалист по криминальной психологии Виктор Киселев. — Но внутри нас очень много парадоксов, и часто нам приходится сталкиваться с борьбой между собой внутренних мотивов, которую можно интерпретировать как противостояние наших различных ипостасей, — это заметно, когда мы колеблемся при принятии решений. Такая борьба может происходить и на уровне подсознания, но мы не отдаем себе в этом отчета». Продюсеры, запуская сериал — дорогостоящий и долгосрочный проект, пытаются прежде всего откликнуться на общественный запрос. Они хотят не только дать зрителю возможность получить опыт эмоционального переживания, но и сделать это на новом художественном уровне. Создатели «Фишера» оказались наиболее близки к решению такой задачи. Это жестокое, иногда по-настоящему страшное кино, где напряжение нарастает от одного эпизода к другому. И в то же время это история про трех неудачников, которые объединяются, по формуле Александра Митты, ради «сказочной победы» — победы над чудовищем, и пусть не сразу, но она все-таки наступает.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нужен ли России цифровой кодекс и от чего он защитит Нужен ли России цифровой кодекс и от чего он защитит

Эксперты опасаются формирующегося глобального надзорного капитализма

Эксперт
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Пролезть между струйками не получится Пролезть между струйками не получится

Казахстан не торопится поддержать Россию в санкционной войне с Западом

Эксперт
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Будущее где-то рядом с Эр-Риядом Будущее где-то рядом с Эр-Риядом

Сможет ли Саудовская Аравия превратиться в ведущую мировую державу?

Эксперт
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
«Мулан»: отвергнутый дар Голливуда «Мулан»: отвергнутый дар Голливуда

Голливудская версия китайской легенды в новой идеологической реальности

Эксперт
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Мангалорец Мангалорец

Самые странные, дикие и нелепые примеры русско-азиатской культурной интеграции

Правила жизни
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Смогут ли Россия и Китай понять друг друга Смогут ли Россия и Китай понять друг друга

Как повернуть систему подготовки кадров на Восток?

Эксперт
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
«Империи норманнов: Создатели Европы, завоеватели Азии» «Империи норманнов: Создатели Европы, завоеватели Азии»

Что гобелен из Байё сообщает о завоевании Англии нормандцами

N+1
Я — сноб: искусствовед Анастасия Постригай Я — сноб: искусствовед Анастасия Постригай

Анастасия Постригай об академии OP-POP-ART и любви к художникам-шестидесятникам

СНОБ
Лажа Галактики Лажа Галактики

«Франшиза»: Армандо Ианнуччи и Сэм Мендес разоблачают супергероику

Weekend
Диана Милютина о главной роли в «Чистых», Театре Ленсовета и работе в кино Диана Милютина о главной роли в «Чистых», Театре Ленсовета и работе в кино

Вся школа жизни, все драки со старшим братом, мне это тоже закалило характер

Коллекция. Караван историй
«Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец» «Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец»

Режиссер Иван Соснин — о любви к фантастике и недоверии к компьютерной графике

СНОБ
Время тает Время тает

Ледники, которые стоит лично увидеть, пока они еще не покинули этот мир

Men Today
«Все зависимые выросли не в бедной, а в дисфункциональной семье»: на главные вопросы об алкоголизме отвечает нарколог «Все зависимые выросли не в бедной, а в дисфункциональной семье»: на главные вопросы об алкоголизме отвечает нарколог

Почему родственникам зависимых тоже нужна терапия?

Psychologies
Вышел из тени Вышел из тени

С какими тенями борется актер Борис Хвошнянский?

Men Today
Бегом-бегом: 6 секретов, как сэкономить время и везде успеть Бегом-бегом: 6 секретов, как сэкономить время и везде успеть

Как научиться трезво оценивать свой список задач и успевать намного больше?

Psychologies
Вышли на замену Вышли на замену

Какие китайские автомобили заменили нам привычные европейские и корейских бренды

Men Today
Джонни, бегут Джонни, бегут

Как тяга к красивым цифрам заставила Антона Иванова пробежать 42 км в 42 года

Men Today
Почему черно-белые фильмы выглядят эстетичнее? Узнайте интересные факты о кино! Почему черно-белые фильмы выглядят эстетичнее? Узнайте интересные факты о кино!

Почему черно-белое кино такое эстетичное?

ТехИнсайдер
Как добавить 11 лет своей жизни? Ходьбой! Как добавить 11 лет своей жизни? Ходьбой!

Каждый час ходьбы может принести до шести лет «дополнительной» жизни

ТехИнсайдер
Брачный контракт: за и против Брачный контракт: за и против

Брачный договор: в каких случаях его стоит заключать?

Psychologies
Эффект Матильды: как и почему женщины в науке остаются незамеченными Эффект Матильды: как и почему женщины в науке остаются незамеченными

Почему достижения женщин в науке оставались и остаются незамеченными?

ТехИнсайдер
Легенды Имандры Легенды Имандры

Что же влечет туристов в место, расположенное среди каменистой тундры и гор

Отдых в России
«Еретик»: религиозный хоррор с Хью Грантом в роли профессора-маньяка «Еретик»: религиозный хоррор с Хью Грантом в роли профессора-маньяка

Чем впечатляет хоррор-триллер «Еретик»?

Forbes
Игры торговых сетей Игры торговых сетей

Как ритейлеры зарабатывают на геймификации

Деньги
Открыть в приложении