На сервисах Kion и Wink вышли сериалы, исследующие природу насилия

ЭкспертСобытия

Битва сериалов: «Комплекс бога» против «Фишера»

На сервисах Kion и Wink вышли сериалы, исследующие природу насилия

Вячеслав Суриков

Даниил Страхов в сериале «Комплекс бога» играет роль бизнесмена Владимира Нестерова. Фото: KION

«Комплекс бога» — сериал по сценарию Алены Званцовой. Она не только сценарист («Оттепель»), но и режиссер («Частица вселенной»). Чаще всего снимает проекты по собственным сценариям. Но все же пишет она намного быстрее, чем успевает снимать. Над «Комплексом бога» в качестве режиссера работала Флюза Фархшатова. Из всех снятых ею проектов самый известный — «Спросите Марту». Главную роль в «Комплексе бога» сыграл Даниил Страхов. Для него, прошедшего через череду российских сериалов, воплотившего в том числе Максима Исаева в сериале «Исаев» Сергея Урсуляка, это редкое появление в роли отрицательного героя — могущественного бизнесмена, изо всех сил сдерживающего периодически пробуждающийся в себе инстинкт хищника. В этом сериале вместе с ним в кадре чаще всего работает Кирилл Кяро, необычайно востребованный актер, чья популярность продолжает набирать обороты. В «Комплексе бога» он играет психиатра, который пытается помочь бизнесмену разобраться с его демонами и вместо этого становится косвенной причиной его гибели.

В «Фишере» обращает на себя внимание актерский состав: Иван Янковский, Александра Бортич, Александр Яценко. Они играют следователей, на протяжении нескольких лет разыскивающих серийного убийцу, чьими жертвами становятся подростки. Иван Янковский играет нахрапистого и грубоватого следователя из провинции. Его уязвимое место — тяжелобольная жена, что во многом предопределяет его мотивацию. Героиня Александры Бортич — женщина с несложившейся личной судьбой. А как выяснится ближе к концу сериала, еще и склонная к алкоголизму. Герой Александра Яценко, самозабвенно отдающий себя работе, не может найти общий язык с сыном-подростком. Все они неудачники, и это роднит их с героями советского фильма «Экипаж», формулу которого его создатель Александр Митта когда-то объяснял в интервью «Эксперту»: «В этом фильме было три героя-неудачника, один из которых жил в повседневной реальности, другой — в любовной комедии, третий — в мелодраме. А затем они должны были объединиться в сюжете “сказочная победа”».

Создатели «Комплекса бога» задаются вопросом: что, если человек с психопатологией попытается контролировать тяготеющие над его сознанием разрушительные инстинкты? По крайней мере, до какого-то времени у него будет хватать на это сил. И в момент, когда он почувствует, что силы иссякают, он обратится к психиатру, что послужит исходной точкой для развития сюжета. Но на стадии реализации что-то пошло не так. Сценаристка начала развивать несколько сюжетных линий и смогла их свести воедино только посредством убийства главного героя. Тот погиб, не совершив ни одного преступления и пройдя курс психотерапии. В этот момент внезапно выяснилось, что сериал до сих пор держался только на одном персонаже и интересен был только он. После его исчезновения на экране начался хаос. Персонажи сериала словно потеряли смысл экранного существования. Возможно, именно поэтому Kion не прилагал никаких усилий к продвижению «Комплекса бога» и оборвал показ на пятой серии.

Иван Янковский в сериале «Фишер» играет роль следователя Евгения Бокова. Фото: Art Pictures Group

В «Фишере» все наоборот: зритель следит за развитием событий глазами следователей. Здесь серийный убийца — абсолютное зло, для него нет никаких оправданий. Зритель теряется в догадках, кто бы это мог быть. Сценаристы то и дело пускают его по ложному следу, одновременно намекая, что до финала, в котором раскроется истинный виновник преступлений и его мотивация, еще далеко. Атмосфера нагнетается, одно преступление следует за другим, но следователи не в состоянии их раскрыть. Они оказываются неудачниками не только в личной жизни, но и в профессиональной. И этим еще больше располагают к себе. Иван Янковский, излишне акцентируя южный говор своего персонажа, подкупает пробивающими экран эмоциями. Александр Яценко, в любом проекте остающийся узнаваемым и при этом всегда поразительно органичным, на этот раз играет настолько превосходно, что заслуживает сравнения с самым естественным актером кино советского — Иннокентием Смоктуновским. Александра Бортич, поначалу казавшаяся неуместной в образе советского следователя, с каждой серией все сильнее погружается в эпоху, пока не становится ее частью.

Серийный убийца — главный герой американского кинематографа второй половины XX века. В отечественном кино он появился еще в 1985 году, с выходом сериала Семена Арановича «Противостояние» по сценарию Юлиана Семенова. Преступника в нем сыграл обаятельный Андрей Болтнев, а разыскивает его еще более обаятельный следователь в исполнении Олега Басилашвили. Создатели сериала предположили, что деформация личности главного героя произошла в тщательно скрываемом им нацистском прошлом. Это все объясняло. Сорок лет спустя вышел сериал «Метод» уже с целой портретной галереей отечественных серийных убийц. Для объяснения происходящего на экране сценаристы использовали иррациональную концепцию, когда-то сформулированную создателями фильмов «Ночной дозор» и «Дневной дозор» (и не случайно в дилогии Тимура Бекмамбетова и в сериале играет Константин Хабенский): в мире есть пребывающие в равновесии темные и светлые силы, иногда это равновесие нарушается, и отдельные представители темных сил выходят из-под контроля.

Александр Яценко играет в сериале «Фишер» роль следователя Валерия Козырева. Фото: Art Pictures Group

Американские кинематографисты отчасти в погоне за сюжетным разнообразием, а отчасти в поисках истины демонстрируют, что едва ли не каждый подобного рода преступник получал в раннем детстве сильные впечатления, так или иначе связанные с насилием. Иногда этот опыт может быть настолько жестоким, что психика вырабатывает защитный механизм, создавая субличность, как губка впитывающую негативный опыт, позволяя основной личности жить в соответствии с общепринятыми социальными нормами. Эта субличность со временем может ослабевать, а может и усиливаться. Иногда до такой степени, что подавляет личность с социально приемлемым поведением. Кинематографичным этот сюжет делает тот факт, что социум может не заметить этой перемены и продолжать идентифицировать потенциального преступника как обычного человека, особенно если он, подобно едва ли не самому знаменитому и одному из самых страшных американских преступников Теду Банди, обладает харизмой и яркой внешностью.

Той же формуле следуют и создатели «Комплекса бога». Главный герой в детстве становится свидетелем автомобильной аварии. На его глазах погибает девочка, и с тех пор она становится его навязчивым видением. Похожая история всплывает и в «Фишере». В поисках мотива разыскиваемого ими преступника один из следователей обращается к уже сидящему в тюрьме другому серийному убийце. Тот рассказывает о произошедшей в детстве на его глазах автомобильной аварии. В ней погибает мальчик, и он тоже становится его навязчивым видением (в этой сцене изображен исторический персонаж и в действительности произошедший с ним случай). Будущий преступник пытается вести социально приемлемый образ жизни, но субличность, впитавшая в себе опыт наблюдения сцен насилия, под влиянием обстоятельств периодически активируется в нем. Она может полностью захватить основную личность, и тогда все ее сознательные усилия направятся на совершение преступлений.

Это не означает, что каждый человек, ставший жертвой насилия или свидетелем сцены насилия, и сам рано или поздно проявит к нему склонность и про него однажды снимут сериал. «Так же ярко, как в кино, в жизни этого не происходит, — рассказывает в интервью “Эксперту” специалист по криминальной психологии Виктор Киселев. — Но внутри нас очень много парадоксов, и часто нам приходится сталкиваться с борьбой между собой внутренних мотивов, которую можно интерпретировать как противостояние наших различных ипостасей, — это заметно, когда мы колеблемся при принятии решений. Такая борьба может происходить и на уровне подсознания, но мы не отдаем себе в этом отчета». Продюсеры, запуская сериал — дорогостоящий и долгосрочный проект, пытаются прежде всего откликнуться на общественный запрос. Они хотят не только дать зрителю возможность получить опыт эмоционального переживания, но и сделать это на новом художественном уровне. Создатели «Фишера» оказались наиболее близки к решению такой задачи. Это жестокое, иногда по-настоящему страшное кино, где напряжение нарастает от одного эпизода к другому. И в то же время это история про трех неудачников, которые объединяются, по формуле Александра Митты, ради «сказочной победы» — победы над чудовищем, и пусть не сразу, но она все-таки наступает.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пора разобраться в крабовых палочках Пора разобраться в крабовых палочках

В России растет производство рыбного фарша сурими из минтая

Эксперт
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Склад вскладчину Склад вскладчину

Закрыт один из крупнейших фондов коллективных инвестиций в недвижимость

Эксперт
Ланч-боксы с подогревом: как они работают и стоит ли брать Ланч-боксы с подогревом: как они работают и стоит ли брать

Как работает ланч-бокс с подогревом и стоит ли вообще его покупать?

CHIP
Будущее где-то рядом с Эр-Риядом Будущее где-то рядом с Эр-Риядом

Сможет ли Саудовская Аравия превратиться в ведущую мировую державу?

Эксперт
Скажи мне, что ты ешь Скажи мне, что ты ешь

Как продукты, которые мы предпочитаем, могут раскрыть характер?

Лиза
Наследники по прямой: как юное поколение распорядится капиталом в $20 трлн Наследники по прямой: как юное поколение распорядится капиталом в $20 трлн

Мир переживает самую массовую передачу капитала от одного поколения другому

РБК
Редкоземельные металлы: что такое, почему редкие и зачем нужны людям Редкоземельные металлы: что такое, почему редкие и зачем нужны людям

Какие металлы считаются редкоземельными и почему получили такое название

ТехИнсайдер
От клетки к вилке От клетки к вилке

Какие вызовы стоят перед создателями культивируемого мяса

Агроинвестор
7 поломок, которые чаще всего случаются весной. О чем стоит знать заранее 7 поломок, которые чаще всего случаются весной. О чем стоит знать заранее

На какие детали и узлы автомобиля нужно обратить особое внимание весной

РБК
Страшная правда демографических пирамид Страшная правда демографических пирамид

В Азии, Индии и Южной Африке сформируются новые центры экономической активности

Эксперт
Роботы Figure научились сообща сортировать предметы Роботы Figure научились сообща сортировать предметы

Компания Figure разработала универсальный алгоритм управления роботами

N+1
Как модельер Эльза Скиапарелли совмещала удобный крой и эксцентричность Как модельер Эльза Скиапарелли совмещала удобный крой и эксцентричность

Эльза Скиапарелли привнесла в моду искусство

Forbes
Фундамент будущего Фундамент будущего

Блиц-интервью с учеными, лидерами мнений в своей профессии

OK!
7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Эксперт по счастью: 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Inc.
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
Советы Юре Борисову: как правильно выступить с речью на «Оскаре» Советы Юре Борисову: как правильно выступить с речью на «Оскаре»

Парочка рекомендаций для подготовки речи на церемонии «Оскара»

Psychologies
Праздник со вкусом апельсина — что Берджесс, Кубрик и Фуко думали о насилии Праздник со вкусом апельсина — что Берджесс, Кубрик и Фуко думали о насилии

О том, как в «Заводном апельсине» рассматривается тема насилия

СНОБ
Все, что нужно знать о защите нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Часть 1 Все, что нужно знать о защите нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Часть 1

О творческих достижениях, не вписывающихся в рамки объектов авторского права

Наука и техника
Сергей Курехин Сергей Курехин

Правила жизни музыканта, актера и сценариста Сергея Курехина

Правила жизни
Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 1 Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 1

Развитие торговых и политических отношений между США и Российской империей

Наука и техника
Всем — компартменты Всем — компартменты

Понятие зоосанитарного статуса будет введено для каждого вида сельхозживотных

Агроинвестор
Джиган и Оксана Самойлова: «За 15 лет мы ругались два раза» Джиган и Оксана Самойлова: «За 15 лет мы ругались два раза»

Разговор с Джиганом и Оксаной Самойловой, очень легкий, открытый, искренний

ЖАРА Magazine
Агрострахование на подъеме Агрострахование на подъеме

Площадь застрахованных площадей увеличилась более чем на треть

Агроинвестор
Честность как концепция Честность как концепция

Как шефы относятся к чистоте концепции и что в целом думают о честной позиции?

Bones
Фитнес-геометрия Фитнес-геометрия

Уникальная методика тренировок от фитнес-редакторов Ксении Ruff и Олега Майами

ЖАРА Magazine
Мясная альтернатива Мясная альтернатива

Не все повара умеют работать с альтернативными стейками. В чем секреты ремесла?

Bones
Заговор крупным планом Заговор крупным планом

Гид по фильмам о заговорах и их теориях

Правила жизни
«Русланы» уходят. Часть 1 «Русланы» уходят. Часть 1

История Ан-124 «Руслан» уходит во времена зарождения реактивной авиации

Наука и техника
Открыть в приложении