Битва сериалов: «Комплекс бога» против «Фишера»
На сервисах Kion и Wink вышли сериалы, исследующие природу насилия
«Комплекс бога» — сериал по сценарию Алены Званцовой. Она не только сценарист («Оттепель»), но и режиссер («Частица вселенной»). Чаще всего снимает проекты по собственным сценариям. Но все же пишет она намного быстрее, чем успевает снимать. Над «Комплексом бога» в качестве режиссера работала Флюза Фархшатова. Из всех снятых ею проектов самый известный — «Спросите Марту». Главную роль в «Комплексе бога» сыграл Даниил Страхов. Для него, прошедшего через череду российских сериалов, воплотившего в том числе Максима Исаева в сериале «Исаев» Сергея Урсуляка, это редкое появление в роли отрицательного героя — могущественного бизнесмена, изо всех сил сдерживающего периодически пробуждающийся в себе инстинкт хищника. В этом сериале вместе с ним в кадре чаще всего работает Кирилл Кяро, необычайно востребованный актер, чья популярность продолжает набирать обороты. В «Комплексе бога» он играет психиатра, который пытается помочь бизнесмену разобраться с его демонами и вместо этого становится косвенной причиной его гибели.
В «Фишере» обращает на себя внимание актерский состав: Иван Янковский, Александра Бортич, Александр Яценко. Они играют следователей, на протяжении нескольких лет разыскивающих серийного убийцу, чьими жертвами становятся подростки. Иван Янковский играет нахрапистого и грубоватого следователя из провинции. Его уязвимое место — тяжелобольная жена, что во многом предопределяет его мотивацию. Героиня Александры Бортич — женщина с несложившейся личной судьбой. А как выяснится ближе к концу сериала, еще и склонная к алкоголизму. Герой Александра Яценко, самозабвенно отдающий себя работе, не может найти общий язык с сыном-подростком. Все они неудачники, и это роднит их с героями советского фильма «Экипаж», формулу которого его создатель Александр Митта когда-то объяснял в интервью «Эксперту»: «В этом фильме было три героя-неудачника, один из которых жил в повседневной реальности, другой — в любовной комедии, третий — в мелодраме. А затем они должны были объединиться в сюжете “сказочная победа”».
Создатели «Комплекса бога» задаются вопросом: что, если человек с психопатологией попытается контролировать тяготеющие над его сознанием разрушительные инстинкты? По крайней мере, до какого-то времени у него будет хватать на это сил. И в момент, когда он почувствует, что силы иссякают, он обратится к психиатру, что послужит исходной точкой для развития сюжета. Но на стадии реализации что-то пошло не так. Сценаристка начала развивать несколько сюжетных линий и смогла их свести воедино только посредством убийства главного героя. Тот погиб, не совершив ни одного преступления и пройдя курс психотерапии. В этот момент внезапно выяснилось, что сериал до сих пор держался только на одном персонаже и интересен был только он. После его исчезновения на экране начался хаос. Персонажи сериала словно потеряли смысл экранного существования. Возможно, именно поэтому Kion не прилагал никаких усилий к продвижению «Комплекса бога» и оборвал показ на пятой серии.
В «Фишере» все наоборот: зритель следит за развитием событий глазами следователей. Здесь серийный убийца — абсолютное зло, для него нет никаких оправданий. Зритель теряется в догадках, кто бы это мог быть. Сценаристы то и дело пускают его по ложному следу, одновременно намекая, что до финала, в котором раскроется истинный виновник преступлений и его мотивация, еще далеко. Атмосфера нагнетается, одно преступление следует за другим, но следователи не в состоянии их раскрыть. Они оказываются неудачниками не только в личной жизни, но и в профессиональной. И этим еще больше располагают к себе. Иван Янковский, излишне акцентируя южный говор своего персонажа, подкупает пробивающими экран эмоциями. Александр Яценко, в любом проекте остающийся узнаваемым и при этом всегда поразительно органичным, на этот раз играет настолько превосходно, что заслуживает сравнения с самым естественным актером кино советского — Иннокентием Смоктуновским. Александра Бортич, поначалу казавшаяся неуместной в образе советского следователя, с каждой серией все сильнее погружается в эпоху, пока не становится ее частью.
Серийный убийца — главный герой американского кинематографа второй половины XX века. В отечественном кино он появился еще в 1985 году, с выходом сериала Семена Арановича «Противостояние» по сценарию Юлиана Семенова. Преступника в нем сыграл обаятельный Андрей Болтнев, а разыскивает его еще более обаятельный следователь в исполнении Олега Басилашвили. Создатели сериала предположили, что деформация личности главного героя произошла в тщательно скрываемом им нацистском прошлом. Это все объясняло. Сорок лет спустя вышел сериал «Метод» уже с целой портретной галереей отечественных серийных убийц. Для объяснения происходящего на экране сценаристы использовали иррациональную концепцию, когда-то сформулированную создателями фильмов «Ночной дозор» и «Дневной дозор» (и не случайно в дилогии Тимура Бекмамбетова и в сериале играет Константин Хабенский): в мире есть пребывающие в равновесии темные и светлые силы, иногда это равновесие нарушается, и отдельные представители темных сил выходят из-под контроля.
Американские кинематографисты отчасти в погоне за сюжетным разнообразием, а отчасти в поисках истины демонстрируют, что едва ли не каждый подобного рода преступник получал в раннем детстве сильные впечатления, так или иначе связанные с насилием. Иногда этот опыт может быть настолько жестоким, что психика вырабатывает защитный механизм, создавая субличность, как губка впитывающую негативный опыт, позволяя основной личности жить в соответствии с общепринятыми социальными нормами. Эта субличность со временем может ослабевать, а может и усиливаться. Иногда до такой степени, что подавляет личность с социально приемлемым поведением. Кинематографичным этот сюжет делает тот факт, что социум может не заметить этой перемены и продолжать идентифицировать потенциального преступника как обычного человека, особенно если он, подобно едва ли не самому знаменитому и одному из самых страшных американских преступников Теду Банди, обладает харизмой и яркой внешностью.
Той же формуле следуют и создатели «Комплекса бога». Главный герой в детстве становится свидетелем автомобильной аварии. На его глазах погибает девочка, и с тех пор она становится его навязчивым видением. Похожая история всплывает и в «Фишере». В поисках мотива разыскиваемого ими преступника один из следователей обращается к уже сидящему в тюрьме другому серийному убийце. Тот рассказывает о произошедшей в детстве на его глазах автомобильной аварии. В ней погибает мальчик, и он тоже становится его навязчивым видением (в этой сцене изображен исторический персонаж и в действительности произошедший с ним случай). Будущий преступник пытается вести социально приемлемый образ жизни, но субличность, впитавшая в себе опыт наблюдения сцен насилия, под влиянием обстоятельств периодически активируется в нем. Она может полностью захватить основную личность, и тогда все ее сознательные усилия направятся на совершение преступлений.
Это не означает, что каждый человек, ставший жертвой насилия или свидетелем сцены насилия, и сам рано или поздно проявит к нему склонность и про него однажды снимут сериал. «Так же ярко, как в кино, в жизни этого не происходит, — рассказывает в интервью “Эксперту” специалист по криминальной психологии Виктор Киселев. — Но внутри нас очень много парадоксов, и часто нам приходится сталкиваться с борьбой между собой внутренних мотивов, которую можно интерпретировать как противостояние наших различных ипостасей, — это заметно, когда мы колеблемся при принятии решений. Такая борьба может происходить и на уровне подсознания, но мы не отдаем себе в этом отчета». Продюсеры, запуская сериал — дорогостоящий и долгосрочный проект, пытаются прежде всего откликнуться на общественный запрос. Они хотят не только дать зрителю возможность получить опыт эмоционального переживания, но и сделать это на новом художественном уровне. Создатели «Фишера» оказались наиболее близки к решению такой задачи. Это жестокое, иногда по-настоящему страшное кино, где напряжение нарастает от одного эпизода к другому. И в то же время это история про трех неудачников, которые объединяются, по формуле Александра Митты, ради «сказочной победы» — победы над чудовищем, и пусть не сразу, но она все-таки наступает.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl