От клетки к вилке
Какие вызовы стоят перед создателями культивируемого мяса
С момента появления первой котлеты из искусственно созданного мяса не прошло и 10 лет. Тогда ее выпуск обошелся в несколько сотен тысяч долларов. Теперь стоимость производства такой продукции приблизилась к реальным цифрам, а сама ниша привлекает все больше новых инвестиций. Что происходит в сфере создания «мяса из пробирки», а также о том, когда и зачем нам ждать появления таких продуктов в российских ресторанах и на полках супермаркетов, расскажет автор данной статьи.
Еще в 1932 году Уинстон Черчилль прогнозировал, что через 50 лет мы избежим абсурдности выращивания целого цыпленка для того, чтобы съесть грудку или крылышко. Вместо этого мы будем производить части птицы отдельно в подходящей питательной среде. В 2013-м голландский ученый Марк Пост сделал первую котлету из культивируемого мяса. На ее создание команда эксперта потратила $330 тыс. А в конце декабря 2020-го в сингапурском ресторане «1880» состоялся закрытый ужин, на котором кусочки культивируемого мяса курицы стоили всего $17. За весь 2020 год компании, работающие в области R&D культивируемого мяса, вложили в развитие сегмента более $400 млн. В 2021-м инвестиции в эту сферу (в том числе от двух крупнейших мировых мясопереработчиков — JBS и Tyson Foods) составили в совокупности более $1 млрд.
В начале декабря 2020 года Сингапур стал первой страной в мире, где разрешили продавать культивируемое мясо компании Eat Just. Футуристические прогнозы Черчилля начали претворяться в жизнь, пусть и с опозданием в четыре десятилетия. До этого Eat Just в первую очередь была известна своими растительными альтернативами куриным яйцам и майонезом. Для производства клеточного мяса компания (под новым брендом Good Meat) использует 1200-литровый биореактор, который может произвести достаточное количество куриных наггетсов для нескольких ресторанов Сингапура. Весь производственный процесс занимает несколько недель. Примерно столько же (от четырех до семи недель) растут цыплята на промышленных фермах. В ограниченном количестве блюда с культивируемой курицей от Good Meat в этой республике уже можно заказать через сервис доставки Foodpanda.
В конце лета 2021-го Eat Just заключила соглашение с Doha Venture Capital и Qatar Free Zones Authority о строительстве подобного производства и в Катаре. Завод, инвестиции в который оцениваются более чем в $200 млн, будет намного больше сингапурского, что значительно увеличит доступность культивируемого мяса для потребителя в ближайшие годы. Министерство здравоохранения Катара уже заявило о своем намерении как можно быстрее одобрить продажу культивируемого мяса курицы. Стоит отметить, что продукт Eat Just пока что не состоит на 100 % из культивируемых клеток животных. Соотношение животных и растительных компонентов в данный момент составляет примерно 70 % и 30 % соответственно. Растительные ингредиенты являются хорошим «каркасом» для придания структуры культивируемым продуктам, и обойтись без их помощи пока невозможно. Поэтому перспективным выглядит как раз гибридный подход, включающий в себя коллаборацию проектов в R&D культивируемого мяса с производителями растительных альтернатив, а также с командами, занимающимися получением альтернативных продуктов методом ферментации.
Между тем, помимо Eat Just во всем мире уже существует свыше 80 компаний, работающих в секторе культивируемых технологий. Две из них — 3D Bioprinting Solutions и ArtMeat — из России.
Какие преимущества
Зачем вообще нужно пытаться культивировать, когда можно продолжать производить обычное мясо? Здесь можно выделить несколько факторов. Во-первых, биологическая безопасность. По мнению управляющего партнера 3D Bioprinting Solutions Юсефа Хесуани, размножение животных клеток в биореакторах и последующая печать инновационных пищевых продуктов снижает риск заражения патогенами. В качестве примеров он приводит COVID-19 и сальмонеллу. Помимо этого, можно будет избежать массового применения антибиотиков в промышленных целях и снизить риски появления антибиотикорезистентных бактериальных штаммов, считает Хесуани.
Чтобы понять серьезность рисков, можно обратиться к следующему факту: уже сейчас от устойчивых к лекарствам заболеваний ежегодно умирают 700 тыс. человек. Если эта ситуация не изменится, то, согласно Докладу ООН, к 2050 году устойчивые к антибиотикам инфекции будут уносить по 10 млн жизней каждый год.