Наследники по прямой: как юное поколение распорядится капиталом в $20 трлн
Антон Аликов прослеживает связь между самой масштабной в истории передачей капитала «отцов» в руки «детей» и венчурными инвестициями
Пока наше внимание отвлечено политическими и экономическими потрясениями чуть ли не на всех континентах сразу, не так заметно проходит одно из важнейших событий: мир переживает самую массовую за всю историю передачу капитала от одного поколения другому.
Только в США суммарный передаваемый капитал составит около $15 трлн к 2030 году. Для Европы и Азии эти цифры поменьше, но тоже впечатляющие: $3,2 трлн и $1,9 трлн соответственно. Доля Азии в глобальной передаче состояния пока невелика, так как обеспеченное поколение гораздо моложе, чем в других регионах.
При этом 70% сверхбогатых людей не удается правильно организовать передачу капитала и ответственности за него, в результате чего семья теряет контроль над своим состоянием, так что 90% основного состояния может улетучиться уже к пенсионному возрасту внуков. Как говорит один из героев сериала «Миллиарды», «классическая ситуация: Хатч Первый создает, Хатч Второй развивает, а Хатч Третий спускает в унитаз! От нуля к нулю за три поколения».
Подобная статистика для постсоветского пространства не ведется, но можно предположить, что у нас дела обстоят несколько хуже: в Европе и США традиции инвестирования и передачи семейного капитала существуют уже столетиями. Для этого выстроена вся инфраструктура и приняты необходимые законы, проведены наблюдения и сделаны выводы о лучших практиках. На постсоветском пространстве мы наблюдаем лишь первые поколения, которые получают капитал от своих успешных родителей или собственных удачных вложений. Юридически это еще не устоявшаяся практика. Закон о личных фондах для управления имуществом и бизнесом, который регулирует передачу сложноструктурированных активов по наследству, был принят в России лишь летом 2021 года.
Венчурные инвестиции в стратегии долгосрочных вложений
В то время как создание инфраструктуры — это задача государства, задача владельца состояния — найти способ накопить, сохранить и передать капитал следующим поколениям, для чего прежде требуется обучить и вовлечь в предпринимательство и инвестиции своих детей и внуков. Вопрос особенно актуальный, когда число богатых людей растет во всех регионах. Численность только сверхбогатых в 2021 году увеличилась на 9% и достигла 610 тыс. человек.
Разговор о состоянии между поколениями почти никогда не бывает простым, но он всегда сводится к обсуждению общих для семьи ценностей и видения будущего семейного капитала: как поддержать следующие поколения? как вовлечь их в управление капиталом? как сделать так, чтобы семья оставалась крепкой и поддерживала друг друга? Такое планирование предполагает длинный горизонт.
В мире в последнее десятилетие стабильно растет количество семейных офисов. Они планируют инвестиции на три поколения вперед, то есть примерно на 100 лет, при этом философский взгляд семьи о предназначении капитала в целом становится базой для стратегии инвестирования.
Поскольку семейные офисы могут позволить себе риски на более длинном горизонте, они включают альтернативные инвестиции в свою стратегию, что подтверждают как управляющие, так и многочисленные исследования. Для западных инвесторов это часто способ диверсификации, а для восточных — желание на ранних стадиях вложиться в понятные им индустрии.
Венчурные инвестиции благодаря своей возможности кардинально менять устоявшиеся отрасли, создавать новые и изменять будущее человечества в этом случае становятся связующим звеном между поколениями. В отличие от, например, криптовалют, в которые инвестирует пока еще лишь треть семейных офисов, они понятны и не вызывают столько споров, а также имеют подтвержденную статистику доходности.
Интересно, что новому поколению, выросшему в обеспеченных семьях, венчурные инвестиции ближе, чем занятия филантропией, работа на высокой управленческой должности и социальное инвестирование. Число таких молодых людей, вовлеченных в венчур, растет от года к году и достигло 39% в 2021 году, потому что им понятны технологии и они обладают хорошей сетью социальных связей.
Правила новых поколений
Новое поколение инвесторов, выросшее в достатке, склонно оценивать компании для инвестиции не только с той точки зрения, получится ли на них заработать, насколько быстро и много, а с позиции, что эта компания делает хорошего для общества. Им не нужно зарабатывать первоначальный капитал, они могут сосредоточиться на инвестициях, которые отвечают их ценностям и стилю жизни.
Так, например, миллениалы задали тренд на экологически ответственные и устойчивые инвестиции, а остальные поколения его поддержали.
Для молодых людей сейчас важен бренд: какую миссию выполняет компания, какой посыл она несет миру, какая у нее история, каких ценностей придерживается руководство. На рынке уже есть немало предложений инвестировать в социально ответственные проекты, которые ориентированы на таких инвесторов. Они были популярны даже во время пандемии.
Новые поколения также не мыслят себя в узких географических границах, а потому сталкиваются с необходимостью найти способы более легкого управления различными классами активов и оптимизации налогов в различных юрисдикциях.
Интересно, что у молодых поколений меняется и понятие филантропии — если их родители или бабушки и дедушки просто жертвовали деньги на какие-то цели, то молодые люди с капиталом сейчас предпочитают не точечные решения, а долгосрочный результат и больший масштаб для человечества, а значит, и более современные модели, предлагающие инвестирование и развитие проектов и целых индустрий.
Но и их родители предпочитают направлять деньги на что-то другое, а не бездумно завещать состояния детям, лишая их желания реализовываться самостоятельно. Сверхкрупные состояния все больше идут на различные социальные инициативы. Уоррен Баффетт, Билл Гейтс, Марк Цукерберг и другие хотят оставить своим детям достаточно для жизни, но не более того. Следует ожидать большой передачи богатства от миллиардеров в общество, а это тоже требует инфраструктуры и нового вида менеджмента, похожего на венчурный.
Какие стратегии и формулы окажутся лучшими
Венчурный рынок в последние годы стал привлекательным не только для семейных офисов, но и для других нетрадиционных для отрасли инвесторов, среди которых — суверенные фонды и частные инвесторы.
Венчурные инвестиции на протяжении многих лет приносили больше прибыли инвесторам, чем какие-либо другие вложения, включая рынок частного капитала. Именно компании, основанные на венчурном капитале, показали феноменальный рост в последние десятилетия — и никакие другие не могут с ними сравниться.
Долгое время инвесторы наблюдали интересный тренд: частные компании постепенно вытесняли публичные. С начала 2000-х годов количество публично торгуемых бумаг в США снизилось с 8090 до 4336. И хотя 2021 год прошел под флагом рекордного количества IPO, важно понимать, что компании все дольше остаются непубличными (и кризис 2022 года хорошо это показал), основная прибыль делается инвесторами до того, как компания выходит на биржу, есть прямая зависимость между доходностью и сроком, пока компания остается непубличной, а вторичный рынок растет экспоненциальными темпами: с $20 млрд в 2010 году до $130 млрд в 2021-м.
Среди институциональных инвесторов с лучшими результатами по отрасли доля венчурных инвестиций в портфеле в 15% стала стандартом. Некоторые аналитики полагают, что для частных инвесторов в текущей ситуации эта цифра может быть значительно выше — 20% и более, если горизонт инвестиций составляет несколько лет, на протяжении которых у инвестора будут деньги на необходимые расходы.
Тем не менее венчурные инвестиции остаются высокорисковым классом активов, и решение о наращивании доли в индивидуальном портфеле свыше 10% должно быть тщательно взвешено.
Часто венчур предполагает и налоговые послабления, а потому становится еще более привлекательным активом для межпоколенческих инвестиционных стратегий. Налоги на длинном горизонте способны съесть огромную часть доходов, поэтому их оптимизация — важный компонент сохранения капитала.
Долгосрочное планирование и диверсификация капитала важны не только для минимизации рисков, но и для создания пассивного дохода для членов семьи. Ведь часто бывает так, что создатель первоначального капитала — владелец какого-либо бизнеса, но его дети или внуки могут предпочесть другие профессии и не захотеть продолжать начатое дело. А может случиться что-то непредсказуемое, как пандемия или санкции, и бизнес будет разрушен, тогда как в него направлялись все средства семьи. Что бы ни произошло, молодые поколения должны ценить созданный ранее капитал и уметь его сохранять.
Поэтому более глобальный, выходящий за рамки конкретного бизнеса или поколения подход к финансовой стратегии семьи просто необходим. В ближайшее десятилетие мы будем наблюдать, какие стратегии и формулы окажутся лучшими.
Фото: Андрей Любимов для РБК
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl