Будущее где-то рядом с Эр-Риядом
Саудовскую Аравию называют одним из центров глобальной экономики будущего. Но сможет ли патриархальная страна с сильными религиозными традициями превратиться в ведущую мировую державу?
Одеться скромно, закрыв локти и колени, не носить вещи с изображением известных людей, не пить спиртного, не показывать на публике чувств, не слушать музыку, если она мешает, не играть в азартные игры… На днях в Эр-Рияде прошла международная экономическая конференция, позволившая ее участникам увидеть страну, которая открыла въезд для туристов лишь три года назад. Действительно ли консервативная Саудовская Аравия может претендовать на роль нового технологического хаба, туристической Мекки и столицы прорывных урбанистических решений? Корреспондент «Эксперта» провела четыре дня в Эр-Рияде и готова поделиться своими впечатлениями.
Welcome to Riyadh!
Управление туризма Саудовской Аравии призывает к скромности, но старается не давить. Особенно воодушевляет фраза «В настоящее время женщинам необязательно носить абайю или хиджаб». Однако прибывающие на территорию страны должны соблюдать культурные и нравственные ценности Королевства Саудовская Аравия (КСА). При нарушении правил полагается штраф, а в некоторых случаях даже депортация. Самый большой штраф в списке нарушений — за непристойное поведение, включая действия сексуального характера: 3000 арабских риялов в первый раз и 6000 при повторном нарушении для каждого из участников содеянного. По текущему курсу один риял равен 20,24 рубля, поэтому сумма получается весьма существенной. Мягче оценивают появление в пижаме или нижнем белье — 100 и 200 риялов соответственно. Ну что же, не так все страшно. В командировку я беру три длинные юбки и платье.
«Страна на пути к утроению экономики в процессе реализации программы Saudi Vision 2030, “Видение Саудовской Аравии — 2030”», — отмечает на пленарной сессии конференции финансового сектора в Эр-Рияде министр инвестиций Саудовской Аравии Халид аль-Фалих. «Мы опережаем график, однако знаем, что нам нельзя расслабляться, — продолжает чиновник. — Одно из самых больших изменений заключается в том, что в прошлом нас рассматривали как источник капитала, но сегодня это меняется, и мы призываем финансовое сообщество осознавать возможности, чтобы привлечь как можно больше капитала и международных партнеров».
Задача конференции финансового сектора — обсудить текущие проблемы в экономике и бизнесе стран мира, найти решения и пути развития. Мир меняется, смещается его полярность. Главный экономист Morgan Stanley Сет Карпентер рассказывает, что в компании с интересом смотрят на Азию, включая такие страны, как Китай, Япония, Индия и Саудовская Аравия, поскольку в США и Европе при высоких экономических показателях рост идет значительно медленнее. Руководитель внешнеполитического ведомства КСА Фейсал ибн Фархан Аль Сауд на Всемирном экономическом форуме в Давосе даже заявил, что страна намерена в этом году стать самой быстрорастущей экономикой в мире (см. Expert.ru от 18.01.2023). Вопрос лишь в том, удастся ли ближневосточному королевству осуществить свои планы в условиях мировой нестабильности.
Saudi Vision 2030 — ключевая программа развития страны на ближайшие годы, которую разработал наследный принц Мухаммед ибн Салман Аль-Сауд, в основу которой положена диверсификация экономики. Собственно, конференция — повод продемонстрировать мощь, богатство, статус и инвестиционную привлекательность региона. Мероприятие проходит в Международном конференц-центре короля Абдула, King Abdul Conference Center. Здание — огромный дворец с триумфальной аркой на въезде. На территории — зеленый сад, цветы и фонтан; гостей к лавандовой ковровой дорожке доставляют электрокары. Внутри дворца все в мраморе и восточных узорах, сотнями лампочек сияют огромные люстры. Здесь есть зоны для общения, медиа, партнерские лаунжи, есть кофе-точки, а позднее появятся элегантные угощения в стаканчиках и на крохотных тарелочках.
Пожалуй, нигде больше я не видела столько мужчин в белом и женщин в черных традиционных платьях — абайях. Но. Часть местных жительниц — более прогрессивная — одета иначе: в пастельных, светло-серых, молочных тонах. Ярко подведенные карие глаза, широкие брови, нюдовые или вишневые губы, сумки исключительно Louis Vuitton, Chanel, Yves Saint Laurent, Cristian Dior. При этом с утра многие заходили со стаканчиками Starbucks — восточные декорации замысловатые, но люди здесь те же. В обед многие европейские женщины общались с местными мужчинами, вместе курили на веранде дворца, смеялись и что-то активно обсуждали, делали селфи.
Участники конференции могли скачать приложение, в котором легко начать любой нетворкинг. Мне удалось пообщаться с представителями локальных организаций. Но когда мужчина, чья голова на аватарке покрыта белым платком — куфией, присылает сообщение со смайлом, невольно испытываешь когнитивный диссонанс. Как позднее мне объяснит знакомая, переехавшая в Эр-Рияд из Дубая, местные мужчины часто знакомятся в онлайне: «Все используют и Tinder, и Snapchat. Многие учились за рубежом, путешествовали, а потому совершенно спокойно относятся к дейтингу». Там же, в приложении, я познакомилась и встретилась с участниками из Лондона и Штатов, оба приехали в Саудовскую Аравию в поисках нового рынка для своих компаний из IT и банковского сектора соответственно.
Население страны очень молодое, больше половины моложе 25 лет. Поэтому обеспечение доступа к образованию крайне важно. От молодежи здесь ждут свершений, энергии, новаций. У жителей есть возможность получить стипендию на обучение более чем в 60 самых престижных учебных заведениях мира, включая Гарвард и Сорбонну. В 2021 году власти выделили на образование более 52 млн долларов.
«Мне нравятся местные молодые женщины 25–40 лет. Они амбициозные, нацелены на карьеру, хотят работать и увидеть мир. Не стремятся рано выйти замуж», — говорит Маргарита Скавронская, возглавляющая офис компании Creation BC в КСА. Благодаря Vision женщины получили возможность водить автомобиль, путешествовать, теперь у них есть право подать на развод. Согласно официальной статистике, на конец 2021 года 38% малых и средних предприятий в Саудовской Аравии принадлежит женщинам и управляется ими. И действительно, для страны это прорыв. Но, к примеру, посещать бассейн в отеле обоим гендерам по-прежнему запрещено, для женщин выделены специальные «женские» часы, причем не самые удобные. Поэтому позагорать при завидных +28 градусах за всю командировку удалось лишь один раз, зато в течение часа.
И таких вещей довольно много. Даже у McDonald’s недалеко от отеля два входа: single section для одиноких мужчин и family section для семей и женщин. Хотя Маргарита Скавронская убеждена, что два входа — уже атавизм, возможно, забыли убрать вывеску.
Из Москвы Arabia Vision 2030 воспринималась скептично. Программа виделась прекрасной мечтой государства, зависящего от сырьевого экспорта. Реализовать ее можно, но не в полной мере, не так масштабно — статья «Королевство хочет стабильности» в «Эксперте» № 46 за 2022 год это подтверждает. Однако, оказавшись в Эр-Рияде, я готова поверить, что программа работает. «Местные очень воодушевлены Arabia Vision 2030. Для них это большая и интересная цель, они искренне верят в успех», — уверяет Маргарита.
Возможно, один из секретов — заметные для всех результаты. Продолжительность жизни в стране растет: сейчас она достигла 75,1 года, хотя еще в 2003 году составляла 68 лет. Постепенно увеличивается и количество граждан, имеющих собственный дом. Согласно программе, к 2030 году доля домовладельцев должна приблизиться к 70% (правда, сколько их сейчас, неизвестно). Для реализации планов три года назад на средства Государственного инвестиционного фонда (Public Investment Fund, PIF) запустили компанию Roshn Real Estate. Девелоперу поручили строить для саудовцев яркие жилые кварталы. В тот момент частные инвестиции в сектор недвижимости превысили 67 млрд долларов. Сейчас в стране увеличилось количество жилья по доступным ценам, а ипотечный кредит можно получить по упрощенной схеме.
Мегапроекты для мегапланов
Один из драйверов экономического подъема в стране — деятельность Государственного инвестиционного фонда. Задача PIF — следить за мировыми трендами и держать фокус на стратегически важных направлениях, включая аэрокосмическую, оборонную и горнодобывающую промышленность, сельское хозяйство, недвижимость.
Стоимость активов под управлением PIF за пять лет увеличилась в 2,6 раза — с 152 млрд долларов до 400 млрд на конец 2020 года. Сейчас перед фондом стоит новая задача: рост активов до 1,07 трлн долларов и создание 1,8 млн рабочих мест к 2025 году.
Очевидно, что запустить все проекты за счет PIF нереально. «Мир не придал значения происходящему в Саудовской Аравии, и напрасно. Скоро у инвесторов просто не будет другого выбора — только вкладывать средства сюда. Глобальные инвесторы должны стать частью Saudi Vision 2030», — говорит соруководитель отдела рыночных операций Sociеtе Gеnеrale Александр Флери. Сможет ли страна привлечь таких инвесторов, вопрос пока открытый, но шансы можно оценить по тем мегапроектам, которые реализуются в стране прямо сейчас.
На данный момент за счет средств PIF финансируется сразу несколько проектов на ранних стадиях. Один из самых известных — проект города будущего Неом в провинции Табук, в 12 часах езды от Эр-Рияда. В городе — в силу огромных масштабов его было бы правильнее назвать комплексом или территорией — появятся три необычные локации. «Линия» — небоскреб высотой 500 метров и длиной 170 километров. Передвигаться внутри гиганта жители смогут на сверхскоростном поезде — всего 20 минут от одного конца «Линии» до другого. Фасад планируется сделать зеркальным; внутри — жилая часть, сервисы, магазины, парки, площадки, вертикальные фермы. Для снижения температуры воздуха в районе небоскреба хотят использовать технологию, увеличивающую количество осадков.
Помимо «Линии» в Неоме построят Оксагон — восьмиугольный портовый комплекс с огромной плавучей платформой. Он будет расположен близ Суэцкого канала и станет крупнейшим круизным терминалом. Электричество здесь предполагается полностью «зеленое»: солнечные батареи и ветряные мельницы. На территории возведут завод по производству микроэлектроники, ботанические сады, океанологический центр. Отдаленные районы свяжет сеть поездов. По заявлению принца Мухаммеда ибн Салмана, проект «окажет поддержку региональной торговле Саудовской Аравии и поможет созданию нового координационного центра для глобальных торговых потоков».
Частью Неома также станет Трожена — место для любителей экстремальных видов спорта и круглогодичного катания на горных лыжах. Недавно власти заявили, что здесь появится вертикальная деревня Вольт общей площадью 200 тыс. квадратных метров: 198 в высоту, 253 в ширину, 864 в длину. В деревне предполагается устроить пляжи, которые светятся в темноте, и пустить летающее такси. Исполнительный директор Трожены Филип Галетт отметил, что невероятный дизайн деревни отвечает принципам Неома: это экологичность, сохранение земель и отказ от традиционной модели строительства городов вширь.
Создание города будущего — один из основных элементов программы страны по наращиванию туристической привлекательности. Еще один проект — курорт Red Sea Project площадью 28 тыс. квадратных километров, который охватит 50 островов и береговую линию вдоль Красного моря. Здесь круглый год относительно комфортные +31. Ожидается, что благодаря проекту появится 70 тыс. новых рабочих мест, а будущий доход курорта к 2030 году достигнет 5,9 млрд долларов.
Частью Red Sea Project станет городок Амаала, который уже сейчас прозвали ближневосточной Ривьерой. Он расположится на 4200 квадратных километров природного заповедника принца Мухаммеда ибн Салмана. Помимо вилл и шикарных номеров на курорте разместят Музей современного искусства и Поселок культуры, здесь можно будет поиграть в поло, гольф, теннис, посмотреть на верблюжьи бега. Появится даже собственный аэропорт, построенный по дизайн-проекту старейшего британского архитектурного бюро Foster + Partners. Цели масштабные: обеспечить 2,5 млн VIP-туристов услугами, которые не предоставляет ни один курорт.
Арабская версия Walt Disney World — Qiddiya в Эр-Рияде, призванная собрать все развлечения в одном месте и на открытом воздухе. Здесь откроются стадионы, спортивные арены, концертные площадки, музеи. В будущем проект должен создать 25 тыс. рабочих мест, ежегодно приносить 4,5 млрд долларов и привлекать 17 млн посетителей.
А символом столицы может стать золотой небоскреб «Куб», Mukaab, каждая сторона которого равна 400 метрам. Для сравнения: берлинский офисный центр Cube Berlin около центрального вокзала, меньше в 10 раз. Площадь застройки составит рекордные 19 квадратных километров. Внутри «Куба» разместят спиралевидную башню, сверху — купол. Внешняя облицовка куба напоминает ритмичный узор из треугольников; за счет золотистого оттенка — на визуализированных графических макетах — куб переливается на солнце. На крыше здания расположится огромный парк. Пространство между стенами и куполом благодаря передовым технологиям дополненной реальности можно будет превратить во что угодно: океанское дно, джунгли, равнины Марса. В башне планируются жилые помещения, отели, магазины, культурные объекты. Mukaab станет центром нового района Murabba с велодорожками и пешеходными зонами. Станет ли этот проект реальностью или так и останется мечтой? Пока специалисты настроены скептически: нет технологий, нужны дополнительные инвестиции, есть риск не достроить.
Но не туризмом единым. Диверсификация экономики Саудовской Аравии — часть процесса построения сильной экономической державы. В стране развивают энергетику с нулевым углеродным следом и возобновляемые источники энергии, смотрят на рост потребительского сектора и развитие туризма, уделяют внимание диджитализации, стремятся уйти от наличного обращения валюты. По плану, малый и средний бизнес к 2030 году будет генерировать 35% ВВП королевства. За первые пять лет реализации программы иностранные инвестиции утроились — с 1,42 млрд до 4,7 млрд долларов. Построено 12 тыс. вышек 5G; согласно отчету Opensignal, в 2020 году страна заняла первое место по скорости загрузки 5G. Саудовская Аравия привлекает инвестиции в технологии: уже создано совместное предприятие корпорации Google и местного нефтяного гиганта Saudi Aramco, а Oracle выбрала КСА в качестве регионального центра обработки данных в регионе MENA — Middle East and North Africa.
Развитие мировой энергетической отрасли стимулирует рост добычи полезных ископаемых. Invest Saudi оценивает неиспользованные минеральные ресурсы страны в 1,3 трлн долларов. На долю Саудовской Аравии приходится больше трети (37,9%) рынка металлов и горнодобывающей промышленности Ближнего Востока и Африки. Согласно программе, к 2030 году сектор должен утроить вклад в ВВП, создать 200 тыс. рабочих мест для прямых исполнителей, поставщиков и подрядчиков. Много надежд связано с местной компанией Ma’aden, входящей в топ-10 горнодобывающих компаний мира.
По заявлениям принца Мухаммеда ибн Салмана, в рамках перехода к диверсифицированной экономике местная фондовая биржа Tadawul должна войти в топ-3 в мире. Суммарная стоимость компаний, которые здесь котируются, составляет 2,86 трлн долларов.
Ходить нельзя уехать
В Эр-Рияде будущего нас ждет урбанистика с новым звучанием: зачем строить большой транспортный хаб и дороги, если можно возвести новый город по новому принципу, добавить район, пересобрать сервисы в одном месте. Мы — или, скорее, они — перестанем тратить уйму времени на дорогу. Хотя пока вопросы к Эр-Рияду у меня остались. Особенно к его шоссе.
Сейчас город абсолютно не приспособлен для пешеходов: грязно, тротуар может внезапно закончиться, на светофорах женщинам постоянно сигналят, оказывая специфические знаки внимания, — к вопросу о гендерном равенстве. По пути попалась симпатичная лавка местного шоколатье, там меня угостили кофе с огромной конфетой. А вот из огромного двухэтажного магазина с детскими товарами пришлось почти сразу выбежать: все полки, а где-то и пол были завалены китайскими игрушками с резким запахом. Множество магазинчиков с мужскими красно-белыми платками и белой тканью всех возможных оттенков, простеньких забегаловок с пластиковой мебелью, прачечная, салон красоты, мужская парикмахерская. Я даже зашла в аналог Fix Price — магазин с товарами по 5,95 рияла с фокусом на бытовые нужды: посуда, кухонная утварь, химия для дома, гигиенические средства.
Эр-Рияд, как и многие столицы, очень контрастный город. Здесь нужно заплатить за вход в парк, зато в музеи можно зайти совершенно свободно. Невзрачные улицы соседствуют с шикарными зеркальными небоскребами. В одном из таких зданий находится крупный ТЦ King Saudi Trade Centre — ни вывесок, ни указателей. Водитель Карим высадил меня у входа в пятизвездочный Four Seasons. И к счастью, нашел сдачу с моих 100 риялов наличными — повсюду расплачиваются картами: в кафе, магазинах, есть даже местный аналог СБП.
Вход в ТЦ оказался там же, в отеле. H&M и Zara представлены вполне европейскими коллекциями, но есть и длинные платья, прикрывающие по правилам локти и колени или даже щиколотки. На втором этаже ТЦ — Chanel, где покупателей больше, чем в Zara. На минус первом — небольшой фудкорт; за роллы с авокадо и лососем с меня взяли 29 риялов. Мы сели за столик на улице — поют птички, греет солнце, рядом сверкающая высотка Kingdom Centre, и в голове проносится: «Я в Эр-Рияде, ущипните меня!» Но щипать не пришлось: на обратном пути столкнулись с не понимающим английский таксистом, встали в жуткую пробку, и я снова подумала: мы же в центре Аравийской пустыни, чего еще ждать?
В сувенирном магазине Национального музея Саудовской Аравии обнаруживаю значок: арабский мужчина купается в кружке с темной жидкостью. Это, конечно, кофе, хотя мне все время кажется, что нефть. Но есть вероятность, что ассоциации скоро изменятся.
Эр-Рияд — Москва
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl