Бедным хочется купить, обеспеченным — получить удовольствие
В России начал формироваться рынок аренды вещей на базе новых онлайн-платформ. Ожидать значительного роста интереса к шерингу вещей можно будет только при значительном снижении стоимости аренды
Аренда вещей в системе отечественного шеринга занимает последнее место по объему трансакций — около 220 млн рублей в год, по данным РАЭК и «ТИАРЦентра», это примерно десятая часть средств, которые тратятся на прокат автомобилей. Вместе с тем рынок проходит те же этапы, что в свое время каршеринг.
Основные категории, пользующиеся наибольшим спросом в шеринге вещей, — электроника, товары для спорта и активного отдыха, одежда. Например, на первом месте по круглогодичному спросу — все, что касается впечатлений напрокат: фото, видео, игровые приставки и гаджеты. На втором месте — спорт, активный отдых. Вне сезона берут спортивные тренажеры для дома. Летом предпочитают яхты, лодки, палатки, зимой — коньки и горнолыжное оборудование. Кроме того, стабильным спросом пользуются детские товары, прежде всего автокресла, коляски. Берут в аренду декор и оборудование для проведения мероприятий, карнавальные костюмы. Среди девушек самая популярная категория — одежда, хит — вечерние платья. В аренде такие клиентки видят понятную для себя экономию: платье в рознице может стоит 50 тыс. рублей, а они берут его всего за пять тысяч. Молодые мужчины часто берут в аренду строительные и садовые инструменты. Например, «болгарка» напрокат стоит 250 рублей в сутки, в рознице аналогичный инструмент может стоить восемь-десять тысяч рублей.
Инструменты, костюмы и телефоны — хиты аренды вещей
Три наиболее популярные причины, которые называют сами потребители, когда обращаются в сервисы по аренде вещей, — желание сэкономить, удобство пользования и социальная ответственность. Основная целевая аудитория — все те же миллениалы. Впрочем, по мнению генерального директора «ТИАР-Центра» Антона Губницына, один из основных трендов экономики совместного потребления в России, зафиксированный в прошлом году, — взросление аудитории: специализированными шеринговыми сервисами все больше пользуются люди в возрастной группе 40+. Аренда вещей популярна в Москве и Санкт-Петербурге. В небольших городах чаще развито «соседство», когда люди разрешают пользоваться своими вещами бесплатно.
Как правило, шеринг вещей интересен представителям среднего класса. «Сначала у нас была ошибочная гипотеза: мы думали, что наши пользователи — люди, у кого доход ниже среднего, которым нужно сэкономить. Но оказалось, что это не так. Именно люди со средними доходами и выше среднего считают, что выгоднее получить от вещи полезную функцию, нежели обременять себя владением», — говорит сооснователь сайта объявлений по аренде вещей Next2U Екатерина Крайванова.
Во многих случаях аренда вещей — это больше впечатления, удовольствие и повышение качества жизни потребителей. «По нашему сервису мы видим, что спрос растет на более дорогие товары, но это не вещи первой необходимости. Весы для новорожденных, детская качалка или манеж хоть и являются товарами повседневного спроса, но теоретически без них можно обойтись. Или инструменты: условно говоря, человек может купить какую-то непонятную дрель за тысячу рублей, а может за эти деньги взять в прокате хорошую качественную дрель», — рассказывает сооснователь сайта частных объявлений по аренде вещей Rentmania Людмила Булавкина.
При этом специализированные операторы, стараясь привлечь максимум аудитории, часто акцентируют внимание на качестве своей продукции. «Наши пауэрбанки, предназначенные для шеринговой аренды, отличаются от своих аналогов, которые продаются в интернет-магазинах или в салонах сотовой связи. По количеству циклов зарядки они в два-три раза превосходят обычные коммерческие пауэрбанки, так как сделаны из сверхпрочного пластика, их трудно разбить или повредить», — подтверждает основатель и CEO «Бери заряд!» Кирилл Кулаков. В компании Rentsuit, специализирующейся на прокате мужских костюмов и смокингов, тоже ориентируются на качество.
По сути, современные сервисы шеринга вещей, которые появились на российском рынке примерно пять лет назад, — те же классические пункты проката вещей, которые существовали в нашей стране в советское время, только на современной технологической основе. Их можно классифицировать по ассортименту и модели бизнеса.
Существуют компании, предлагающие специализированную аренду — например, вечерние платья, снаряжение для туризма, инструменты для ремонта.
Раньше такие пункты прокатов располагались в крупных населенных пунктах, иногда при магазинах. Теперь они переходят в интернет, при этом даже крупные розничные компании сами начинают заниматься подобными форматами. Так, в строительном направлении такой прокат активно развивает торговая сеть «Петрович». Допустим, стоимость ударной дрели в сутки составит 500 рублей. В случае невозврата потребитель оплатит 7500 рублей, стоимость нового инструмента в магазине — почти 8000 рублей.
К специализированному шерингу можно отнести и сервисы по обмену, продаже и дарению прочитанных книг. Их прототип — традиционные библиотеки. Сегодня такие сервисы возникают на коммерческой основе. По принципу библиотек стремятся работать и другие специализированные сервисы, например по аренде детских товаров. «У нас пользуется спросом как разовая аренда — игрушки, автокресла, кровати-манежи и прочее, так и услуги по подписке, как в библиотеке: в этом случае потребители берут в аренду что-то постоянно. Подобные сервисы есть в разных странах. В перспективе, когда аренда станет более массовым явлением, именно такой формат будет пользоваться наибольшим спросом», — рассказывает генеральный директор сервиса по прокату игрушек и детских товаров Toyrent Алексей Граундынь.
Помимо специализированных компаний на рынке шеринга появляются и прокаты широкого профиля. Раньше они в основном находились в местах отдыха, где приезжающие могли арендовать все сразу на месте — от полотенца до катамарана. Сейчас это самостоятельные шеринговые сервисы, которые расширяют локацию присутствия и предлагают потребителям более широкий выбор. Некоторые шеринговые сервисы целенаправленно закупают вещи и организуют свой склад. «Мы гипермаркет аренды разных вещей, и наша модель бизнеса напоминает каршеринг», — рассказывает основатель и CEO сервиса по аренде самых разных вещей Арентер.ру Сергей Степанов. Сейчас в компании вводят страховку для клиентов, чтобы исключить парадокс, когда люди не боятся брать в аренду дорогостоящий автомобиль, но боятся арендовать фототехнику из страха сломать ее.
Средний чек аренды на Арентер.ру составляет пять тысяч рублей, средний срок аренды — восемь дней. Впрочем, в компании действует система скидок, когда цена на товары падает каждые сутки. К примеру, прокатная стоимость смартфона iPhone XS за первые сутки составляет 1720 рублей, а дальше — 792 рубля в сутки. Если же оформить подписку на год, то ежемесячная оплата составит порядка 5720 рублей. «Наша подписка — это альтернатива рассрочки. Это немного дороже, чем приобретение в традиционных магазинах. Но в нашем случае человек может взять товар на 12 месяцев, через три месяца понять, что он ему больше не нужен, и вернуть его. А по рассрочке он так сделать не может», — объясняет Сергей Степанов.
Другая модель бизнеса — с2с, когда шеринговые сервисы помогают связать физических лиц друг с другом, — тоже пользуется успехом. Так, в компании Rentmania стремятся наращивать число частных владельцев и снижать долю профессиональных прокатчиков. Личные вещи от частников оцениваются дешевле, чем от компаний, поэтому берут их чаще. Как правило, платформы-посредники в основном зарабатывают на количестве трансакций. Комиссия на рынке шеринга вещей варьируется от 10 до 30% в зависимости от суммы сделки. По мнению Людмилы Булавкиной, в перспективе, чтобы арендой вещей пользовались как можно больше, она должна дешеветь.
В Rentmania стремятся к тому, чтобы стоимость вещи в аренду составляла примерно 10% ее розничной цены. Компания не диктует владельцам вещей, за какую сумму они должны их выставлять. Однако если на сервисе появляется объявление, которое явно выпадает из общей категории — например, велосипед за восемь тысяч рублей в неделю, служба поддержки звонит таким клиентам и рекомендует им скорректировать цену аренды.
В среднем стоимость одной вещи напрокат в Rentmania — 700 рублей, чаще всего ее берут на три дня. При этом средний чек шерингового сервиса — порядка двух тысяч рублей, потому что люди часто берут по три вещи сразу. «Еще два года назад наш средний чек был 750– 1000 рублей, с тех пор мы старались его нарастить. Сейчас мы расчищаем наш каталог от совсем дешевых вещей, которые проще купить, — к примеру, нижний порог прокатной стоимости составляет 300 рублей. Это необходимо делать, чтобы не вступать в конкуренцию с досками объявлений типа Avito».
Другая модель сервисов — агрегаторы шеринга вещей, работающие по принципу сайтов по аренде жилья вроде Airbnb или Booking; они представляют на своей площадке не один, а сотни прокатов. Наиболее известная площадка на российском рынке аренды — Next2U, ассортимент которой доходит до 50 тыс. разных артикулов. «Наша задача не агрегирование существующего рынка шеринга вещей, потому что мы это уже почти сделали, а его активная популяризация. Сейчас целевая аудитория тех, кто выбирает платья и товары для активного отдыха, сильно различается. Мы же стремимся, чтобы потребители не просто брали разово в аренду какие-либо вещи, а оставались и мигрировали из одной категории в другую. К примеру, если арендовали платье, то почему бы не взять напрокат велосипед», — говорит Екатерина Крайванова.
Российские сервисы нередко кооперируются с крупными мировыми брендами. Особой популярностью пользуется инструмент Try & Buy, когда компании сначала предлагают попробовать пользоваться вещью, а если понравилось — приобрести ее с дисконтом. Например, Арентер.ру сотрудничает в части аренды фототехники с Fujifilm, Rentmania запускала проекты по бытовой технике с «М.Видео» и мебели — с IKEA, Next2U — с производителем детских колясок Thule. Подобные схемы в основном используются в отношении дорогостоящих товаров. Потребителям дается время на их тестирование в реальных условиях. Если товар не подходит, оплачивается лишь стоимость аренды. При этом все довольны: бренд повышает лояльность, а люди не приобретают лишнее.
В целом рынок шеринга и аренды вещей — динамично развивающийся сегмент шеринговой экономики. Однако пока правильно его воспринимать не как тренд, ломающий все прежние модели потребления, а как еще один потребительский сценарий. Его минусы очевидны. Во-первых, аренда пока недешева. Если ее цена составляет 10–20% розничной цены продукта (что бывает нечасто), она становится интересна потребителю. Если же цена аренды составляет треть розничной цены и более, потребитель не видит в этом смысла. Во-вторых, логистика и затраты времени на поиск и получение вещи. Доставка иногда стоит дороже, чем сама аренда, или тратится слишком много времени на поиск, оформление и вывоз. И наконец, страх порчи чужого имущества и необходимость возмещать ущерб также отпугивают потребителей от аренды. Пока рыночный оборот шеринга вещей в перспективе ближайшего десятилетия оценивается игроками не более чем в пять-шесть процентов объема розничной торговли непродовольственными товарами.
Как спасти еду
Фудшеринг — единственный в мире вид шеринга, который создавали без цели заработать. Первые фудшеринги появились как благотворительные организации, которые стремились уменьшить количество продуктовых отходов путем распределения избыточной еды среди нуждающихся.
В России фудшеринг развивался по аналогии с европейским опытом: все началось с благотворительных проектов, в ходе которых организаторы собирают с ритейла и производителей продуктов питания остатки еды и раздают ее тем, кому она нужна. Фудшерингом называют даже «корзины доброты», в которые покупатели складывают бакалею для нуждающихся в продуктовой поддержке. Есть и довольно экзотические сервисы, например «Курочка напрокат», когда можно арендовать несушку на время, собрать урожай яиц и сдать птицу обратно.
Наши крупнейшие благотворительные организации — «Фудшеринг. Россия», фонд «Русь», «Отдам еду даром», «Дари еду». Первым на рынке начал работать фонд «Русь», который сегодня аккумулирует большую часть поставок продовольствия на благотворительность: с сентября прошлого года совместно с Х5 Retail Group фонд запустил приложение Food Drive, через которое можно зарегистрироваться для участия в благотворительных акциях сети магазинов Х5 или, наоборот, покупать наборы для нуждающихся. Фонд «Русь» работает с крупнейшими производителями и розничными сетями — Mars International, Cargill, Billa, Danone, Procter & Gamble, «Дикси» и др. — в 54 регионах России. В 2018 году было распределено 4600 тонн еды на 700 млн рублей. После получения продуктов фонд «Русь» передает их в благотворительные организации, которые дальше организуют доставку с волонтерами, которые в порядке очереди распределяют их между желающими. Это самая простая форма благотворительного фудшеринга, но иногда из продуктов готовят блюда в кафе и приглашают туда посетителей на бесплатный обед. Усилиями этих организаций за прошлый год было спасено семь миллионов тонн еды. «Иногда компании производят еды больше, чем могут продать, избыточный объем еды попадет на благотворительность» — говорит Анна Алиева-Хрусталева, вице-президент фонда «Русь»
«У нас остается много кондитерской продукции, которую мы не продаем на следующий день, — это политика компании. Остатки мы продаем в последний час работы со скидкой до 40 процентов. В Новосибирске малоимущие семьи получают талоны, которые меняют на продукцию бесплатно. В среднем в месяц мы выдаем около 500 килограммов бесплатной продукции по талонам — это около 250 тортов и 2000 различных пирожных и булочек в месяц. Для себя мы таким способом решаем вопрос с переизбытком продукции, которую мы в этот день в любом случае списали бы», — говорит Евгения Головкова, управляющий партнер сети кондитерских Kuzina.
Правда, на таких проектах никто не зарабатывает, хотя рынок отходов перспективен для новых бизнес-идей: по данным Всемирной продовольственной программы, ежегодно выбрасывается треть всех продуктов питания на планете, это 1,3 млрд тонн. А благотворительные организации охватывают далеко не все сегменты, где остаются излишки еды, — они обходят стороной рестораны, на которые приходится значительный объем отходов. Из ресторанов и пекарен продукт необходимо забирать максимально быстро, как правило, в вечернее время, и так же быстро передать его потребителю — у волонтеров оперативно выстроить эту схему работы не получается, поэтому благотворительные организации не хотят брать на себя риски и работают с продуктами с более длительным сроком годности.
Анализируя все эти данные, немецкие энтузиасты придумали сервис по продаже излишков еды из ресторанов — Too Good To Go. Это мобильное приложение, в котором можно забронировать в ресторане блюдо, не проданное до конца дня, с большой скидкой и самостоятельно его забрать из ближайшего заведения. За четыре года работы сервис вырос до крупнейшего приложения в мире — оно представлено в 15 странах, включая США, Англию, Францию, Швейцарию: «Я увидел в Германии интересное приложение, в котором можно было купить блюдо в ресторане с большой скидкой. Это блюдо или выпечка, которые никак не отличаются от тех, которые гость получит, сделав в ресторане заказ по полной стоимости. Просто блюда со скидкой продают дешевле, потому что их оказалось конкретно сегодня чуть больше, чем нужно», — говорит Рудольф Ан, который в прошлом году создал в России аналогичное приложение Eatme (см. «Спасательный круг для еды», «Эксперт» № 45–46 за 2019 год), сначала в Санкт-Петербурге, а потом и в других российских городах. В России приложение с такой идеей стало вторым, первое — DoggyBag. Помимо Eatme и DoggyBag в России есть и другие сервисы — Eatyeat, Lastbox, Foodhide, — которые работают по одному принципу: в их приложении размещается информация и фото блюд и выпечки с указанием размера скидки, адреса ресторана и времени, когда блюдо можно забрать. От общей концепции отличается только приложение DoggyBag: там гость бронирует не одно блюдо, а комплект из нескольких блюд в определенном заведении, но что будет в комплекте, он не знает, потому что с момента оформления заказа до передачи его клиенту одно из блюд может быть заказано в заведении по полной цене, которая у ресторанов в приоритете. Тогда в комплекте происходит замена блюд, о чем потребитель не догадывается. Такую услугу предлагает европейский аналог — приложение Too Good To Go. Скидки на еду в приложениях действительно большие — от 15 до 80%. Скидку берет на себя ресторан, а приложение зарабатывают на комиссии от покупки, размер которой зависит от стоимости заказа и может варьироваться в пределах 20–40%.
Фото: Вера Кузьмина, Олег Сердечников, Zuma\tass, Marijan Murat /dpa/picture-alliance
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl