Первый в тундре
Российский зонд попробует на вкус лунную вечную мерзлоту
После переноса запуска «ЭкзоМарса» следующей в очереди российской межпланетной миссией оказалась «Луна-25», которая должна будет стартовать в октябре 2021 года. Хотя за прошедшие 60 лет Луну исследовали вдоль и поперек, в последние два десятилетия ученым стала открываться совершенно незнакомая Луна — полярная, где могут существовать водяной лед и замерзшие газы. Первым исследователем этой вечной «мерзлоты» и должен стать российский зонд. Об истории этого проекта и его научных задачах мы поговорили с Игорем Митрофановым, заведующим отделом ядерной планетологии Института космических исследований РАН и одним из руководителей миссии.
Долгое время ученые считали, что Луна сухая, как кость. Образцы, которые привезли американские астронавты и советские «Луны», содержали незначительное количество воды, которое можно было легко списать на земное загрязнение. Картина стала меняться в последнее десятилетие XX века.
В 1990-е годы к Луне отправился американский орбитальный аппарат Clementine — данные с его радара впервые дали ученым основания утверждать, что у лунных полюсов может быть водяной лед. В 1998 году гамма-спектрометр на зонде Lunar Prospector показал, что в приполярных зонах в лунном грунте много водорода — и это тоже указывало на воду. С этого момента начался ренессанс исследований Луны — к спутнику отправлялись многочисленные американские, индийские, японские, китайские и даже израильские зонды, ученые получили достаточно твердые основания утверждать, что лунная вода действительно существует. Более подробно об этом вы можете прочитать в нашем материале «За водой на Луну». Но до лунного льда нужно еще добраться. Это и есть главная задача «Луны-25» и следующих российских лунных миссий.
N+1: Дата запуска уже не изменится?
Игорь Митрофанов: Да, это будет 1 октября 2021 года, и у нас есть вторая, запасная дата 30 октября 2021 года. Эту дату мы определили еще год-полгода назад. Дата согласована с НПО имени Лавочкина, и она определяется как условиями перелета, так и возможностями по массе космического аппарата.
Зная все проблемы, которые у нас есть, я могу утверждать, что эта дата — окончательная. Раньше обстановка очень сильно менялась, было очень много проблем, достаточно назвать санкции, из-за которых некоторые системы фактически пришлось разрабатывать заново. Сейчас мы уже вышли на тот уровень готовности, который позволяет назвать эту дату окончательной.
Идея проекта, который сейчас называется «Луна-25», родилась в 1997 году, после одной из крупнейших неудач российской космонавтики — потери зонда «Марс-96». Первоначальный проект миссии, которая тогда называлась «Луна-Глоб», многое заимствовал у «Марса». Главной задачей аппарата считались сейсмические исследования, которые предполагалось производить при помощи сбрасываемых с орбиты ударных зондов — пенетраторов.
На борту «Луны-Глоб» должна была стоять кассета с 10 пенетраторами, созданными на базе «марсианских». Они должны были без торможения падать на лунную поверхность со скоростью 2,5 километра в секунду, пережить перегрузку 100 тысяч g и после этого проработать год, образовав малоапертурную сейсмическую группу — распределенный сейсмический датчик.
Но тогда этот проект проиграл конкуренцию новому марсианскому проекту «Фобос-Грунт» и астрофизической программе — серии космических телескопов «Спектр», в рамках которой в 2011 году полетел «Спектр-Р», а в 2019 — «Спектр-РГ».