«Рекорд инжиниринг» разрабатывает оборудование для уменьшения доли ручного труда

ЭкспертБизнес

Между человеком и роботом

Уральская компания разрабатывает и выпускает вспомогательное оборудование для уменьшения доли ручного труда и его облегчения. В ситуации, когда российские предприятия не могут позволить себе промышленных роботов, продукция «Рекорд инжиниринг» пользуется спросом

Вера Колерова

Промышленные манипуляторы позволяют резко снизить физическую нагрузку на человека, но работать без него они не могут

«Рынок подтолкнул, вот и начали делать нестандартное оборудование», — говорит основатель екатеринбургской компании «Рекорд инжиниринг» Евгений Долгих. Он выходец из структур «Росатома» — работал на Уральском электрохимическом комбинате, потом в Центральном проектно-технологическом институте (принадлежит ТВЭЛ). «Я видел, как у меня на глазах предприятия брали на вооружение худшие западные схемы производства и закрывали конструкторские подразделения, мастерские, где делалось нестандартное оборудование, — рассказывает Долгих. — Связка между проектированием, конструированием и изготовлением оборудования оказалась нарушена на большинстве предприятий — по крайней мере, относительно неосновной продукции. Например, если предприятие делает насосы, то конструкторское бюро по разработке насосов оно сохраняет, но на такие второстепенные направления, как, допустим, изготовление испытательных стендов, сил уже не хватает».

На подхвате

«Рекорд инжиниринг» не замахивается на основную деятельность предприятий, но готова сделать, например, для завода, выпускающего электродвигатели, оборудование для фиксации ротора и статора во время операций по намотке катушки двигателя, формовочную машину, манипулятор для перемещения колесных дисков и множество других полезных «мелочей». Как, например, новый тип конвейера или погрузочно-разгрузочного устройства. В общем, компания занимается автоматизацией межоперационных перемещений.

«Можно, конечно, найти подобное техническое решение за рубежом, но с вас там три шкуры сдерут, — говорит Евгений Долгих. — Потому что любое отступление от стандартного проекта — это дорогое удовольствие, трата времени высокооплачиваемых западных инженеров. Мы в этом смысле чувствуем себя по сравнению с ними очень конкурентоспособными».

«Мы с “Рекорд инжиниринг” сотрудничаем примерно с 2008 года. И мы с тех пор далеко шагнули, и они переключаются на более сложное оборудование, — говорит Станислав Гизатуллин, начальник отдела оборудования и запасных частей “Уральских локомотивов”. — Вплоть до того, что, когда у нас был трансфер технологий от Siemens по производству электропоездов “Ласточка”, мы в ряде случаев просили их сделать нам аналогичное зарубежному технологическое оборудование. И они делали его по более выгодной цене, с сохранением качества».

Например, окна в вагоны «Ласточки» вклеиваются с помощью сборочных эстакад и промышленных манипуляторов, которые «Уральским локомотивам» поставила «Рекорд инжиниринг». Она же сделала вспомогательные тележки для перемещения кузовов вагонов электропоезда по участкам сборки и платформенные передаточные тележки для покрасочных и сушильных камер.

На «Уральских локомотивах» работает четыре промышленных манипулятора производства «Рекорд инжиниринг». Это не роботы, а довольно простые устройства для выполнения операций по изменению положения детали. Манипулятор может поднять заготовку с помощью специального захвата, переместить ее или повернуть. Но делается это с участием человека — оператора, который управляет манипулятором.

Те же окна для поездов можно устанавливать, и полностью роботизировав этот процесс, но это обойдется в десятки миллионов рублей, говорит Станислав Гизатуллин, даже если речь идет о наиболее распространенных решениях, например от компании Fanuc.

Манипуляторы в зависимости от вида захвата, которым они оснащаются (он может быть механическим, вакуумным, магнитным) и назначения, стоят от половины миллиона рублей до двух миллионов. По словам Гизатуллина, манипуляторы «Рекорд инжиниринг» обошлись «Уральским локомотивам» в два с половиной — три раза дешевле, чем удалось бы приобрести импортные.

Понятно, что проекты по изготовлению нестандартного оборудования всегда штучные и имеют разную рентабельность и степень сложности. Но вот манипуляторы стали для «Рекорд инжиниринг» почти серийной продукцией, как говорит Евгений Долгих. Предприятиям они нужны с одной целью — снизить физические нагрузки на работников. Манипуляторы не увеличивают скорость перемещения деталей, скорее даже замедляют. Но снижение нагрузок становится ценностью для многих предприятий, считает Долгих, ведь в России постепенно внедряются западные стандарты безопасности труда. Такие «роботизация» и «повышение производительности труда» актуальны для многих российских предприятий. Порой даже самый примитивный манипулятор может быть конкурентным преимуществом.

«Постоянного предсказуемого спроса на манипуляторы нет, но в последние год-два мы делали их больше, чем когда бы то ни было, — говорит Евгений Долгих. — А когда мы входили в этот рынок в середине 2000-х, он был почти пуст: те заводы, которые еще с советских времен производили краны-манипуляторы, дышали на ладан. Да и сегодня многие из них до конца не восстановились. А в СССР эта тема была очень развита, но шла она не от потребности, а скорее от моды».

Знание — сила

Начинался бизнес «Рекорд инжиниринг» практически без вложений, говорит Евгений Долгих. Первый проект по изготовлению комплекса оборудования для перемещения и мойки изделий (конвейеры, пневмоманипуляторы) выполнили за авансовый платеж от заказчика — Уральского завода газовых центрифуг, договориться с которым удалось благодаря личным связям. На руку предпринимателям сыграло и то, что более крупные предприятия не могли достаточно быстро спроектировать и изготовить такое оборудование. «Рекорд инжиниринг» оперативно выполнила этот заказ по своим чертежам, арендовав цех и закупив самое простое оборудование. Главным активом была инженерная мысль. Потянулись и другие заказчики. «В чем прелесть нашей работы? Мы много знаем о том, как устроены производственные операции на разных предприятиях, — объясняет Евгений Долгих. — Задачи-то у всех примерно одинаковые: поднять, переместить, прикрутить. И мы понимаем, как, например, на керамическом производстве применить технологии, которые работают у трубников». Часть операций по производству агрегатов компания выполняет сама — сварку, покраску, сборку. Лазерную резку, гальванику и другие более сложные работы заказывают на уральских предприятиях. «Слава богу, мы же в Екатеринбурге», — отмечает Евгений Долгих.

Проекты «Рекорд инжиниринг» выполняет единичные, и нишу компания выбрала едва ли не премиальную. По крайней мере, все комплектующие для своего оборудования, в том числе манипуляторов, компания покупает только у известных брендов — европейских и американских. Нет ни одной китайской детали — это принцип. Российские детали пока скорее исключение. Но примеры есть: датчики положения с завода «Сенсор» (Екатеринбург), приводы (пневмомускулы) для манипуляторов, производство которых немецкая Festo (один из ведущих мировых поставщиков пневматических и электромеханических систем для автоматизации промышленности) локализовала в России.

«Рекорд инжиниринг» конструирует устройства самостоятельно и получила на свои разработки ряд патентов. Запатентован, к примеру, манипулятор с пневмомускулом (пневмомускул — особый тип пневмоцилиндра; его производит Festo). Аналогов такого манипулятора в России пока нет. «И в мире они нам неизвестны», — говорит Евгений Долгих.

Всего в линейке «Рекорд инжиниринг» четыре основных типа манипуляторов, к которым выпущено более 50 захватов для разных целей. В компании вспоминают лишь один случай, когда не удалось сделать манипулятор с захватом для перемещения деталей, который заказывало предприятие «Урал Боинг» (занимается механической обработкой штамповок авиационного назначения из титановых сплавов). Оказалось, что в этом случае буквально не за что ухватиться: детали имеют обратный уклон без параллельных поверхностей. Заказчик в итоге решил, что проще «кантовать» детали с помощью крана, тем более что речь шла о довольно редких операциях.

Проекты в области нестандартного оборудования приносят «Рекорд инжиниринг» порядка 75% выручки (остальное — манипуляторы), которая очень разнится год от года, но приблизительная вилка — от 25 млн до 140 млн рублей в год; бюджеты проектов — от 300 тыс. рублей до нескольких десятков миллионов за систему перемещения деталей с участием манипуляторов. Работает компания с бизнесом любого масштаба по всей России. Но есть рынки, плотно закрытые от российских производителей, например автомобильный. На всех автосборочных предприятиях с западными корнями, расположенных на территории России, стоят импортные технологические линии с импортными же манипуляторами. «Мы делали нескончаемые попытки выйти на этот рынок, — рассказывает Евгений Долгих. — До конкурса допускают, но ведь заранее известно, кто в нем победит. Но за участие поблагодарят». Чтобы получить хотя бы один проект в автопроме, «Рекорд инжиниринг» пришлось пойти на сильное снижение цены. «Поработали на портфолио, пусть заказ будет, хоть и с очень низкой рентабельностью», — говорят в компании.

Занимаясь автоматизацией производства, в «Рекорд инжиниринг» не могли пройти мимо промышленных роботов и попытались было продавать продукцию японской Kawasaki, однако спрос на них оказался почти нулевым. А потребность в пневматических манипуляторах все-таки есть, хотя спрос и невозможно точно спрогнозировать, считают в компании. Ясно только, что очень высоким он и не может быть, хотя бы потому, что физические нагрузки на сотрудников учитываются уже на этапе проектирования предприятий и рассчитываются так, чтобы не было необходимости в применении манипуляторов. Конкуренция на этом рынке тоже присутствует, и не только с импортными манипуляторами, но и теми, которые делают российские заводы в центральной части России.

Не сказать, что в «Рекорд инжиниринг» чувствуют себя уверенными в будущем: у компании есть портфель заказов максимум на полгода вперед. «Наша главная задача — сохранить наш коллектив из 23 человек, чтобы они не смотрели на сторону и достойно жили», — отмечает Евгений Долгих. К неопределенности в компании давно привыкли и не чувствуют себя подвешенными в воздухе — научились умело манипулировать имеющимися конкурентными преимуществами: инженерной смекалкой и налаженными связями. «Государство для нас может сделать только одно — развивать промышленность. А мы уже как-нибудь за ней будем успевать», — говорит Евгений Долгих.

Фото предоставлено компанией

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Техпарад Техпарад

Новости мира науки и техники

Популярная механика
Одной крови. Как генетик из Гарварда создал приложение для знакомств, которое ищет пары на основе ДНК Одной крови. Как генетик из Гарварда создал приложение для знакомств, которое ищет пары на основе ДНК

Генная терапия — это атомная энергия XXI

Forbes
Точка разрыва Точка разрыва

Рынок нефти переживает беспрецедентный профицит предложения

Эксперт
Ученые нашли два новых вида пилоносых акул Ученые нашли два новых вида пилоносых акул

Пилоносые акулы находятся под угрозой из-за рыбного промысла

N+1
Кризис, к которому мы готовы Кризис, к которому мы готовы

Первые оценки нефтяного кризиса оказались сильно преувеличенными

Эксперт
Слоистые двойные гидроксиды выделили сероводород и монооксид азота Слоистые двойные гидроксиды выделили сероводород и монооксид азота

Синтез материалов для контролируемого выделения сероводорода

N+1
Полимер ждет строгих мер Полимер ждет строгих мер

Какие новые материалы придут на смену пластику

РБК
«Чем мы здоровее, тем меньше проблем у наших детей». Правила жизни на пенсии «Чем мы здоровее, тем меньше проблем у наших детей». Правила жизни на пенсии

Есть ли жизнь на пенсии и как оставаться в тонусе

СНОБ
Не жалея ни женщин, ни детей Не жалея ни женщин, ни детей

Процесс по делу об айнзацгруппах в Нюрнберге

Дилетант
Темный цвет волос у мужчин связали с ранним пубертатом и короткой жизнью Темный цвет волос у мужчин связали с ранним пубертатом и короткой жизнью

Судя по всему, эта корреляция работает для обоих полов

N+1
Паоло Клеричи: «Я работаю, чтобы жить» Паоло Клеричи: «Я работаю, чтобы жить»

Правила бизнеса Паоло Клеричи, патриарха семейного бизнеса Coeclerici

Forbes
Зона комфорта Зона комфорта

Конфликт поколений: как всем ужиться под одной крышей

Лиза
Развод? Не верим! Невероятная история любви Джигана и Оксаны Самойловой Развод? Не верим! Невероятная история любви Джигана и Оксаны Самойловой

Вспомнили историю любви Джигана и Оксаны Самойловой

Cosmopolitan
Французский жим: техника выполнения и зачем он нужен женщинам Французский жим: техника выполнения и зачем он нужен женщинам

С помощью французского жима можно прокачать трицепс и сделать руки стройными

Cosmopolitan
«Рынок наполнен распилами». Эксперты рассказали о схемах мошенников «Рынок наполнен распилами». Эксперты рассказали о схемах мошенников

Вторичный рынок автомобилей наполнен угнанными двойниками

РБК
Предприниматель из Петербурга продал бизнес и потратил деньги на разработку клавиатуры и планшета для слепоглухих людей Предприниматель из Петербурга продал бизнес и потратил деньги на разработку клавиатуры и планшета для слепоглухих людей

C помощью этих устройств незрячие и слепоглухие смогут общаться с внешним миром

VC.RU
Что будет, если отказаться от газировки? 6 органов, работа которых изменится Что будет, если отказаться от газировки? 6 органов, работа которых изменится

Ты удивишься, что может случиться с твоим телом, если ты откажешься от газировки

Playboy
Курс немецкого Курс немецкого

Автопутешествие по весенней Германии: что можно увидеть из окна?

Cosmopolitan
Сети 6G позволят создать киборгов Сети 6G позволят создать киборгов

Следующий, финальный шаг — терагерцовая связь

Эксперт
Имбирь. Зри в корень! Имбирь. Зри в корень!

В старину верили, что этот корень способен побороть даже чуму

Здоровье
Дима Рыбин: про сексуальное воспитание детей в XXI веке и не только Дима Рыбин: про сексуальное воспитание детей в XXI веке и не только

«Смысл говорить, что порно – это жанр живописи, а секс – название сериала?»

Playboy
Трижды R Трижды R

«Хонда» подготовила для нас что-то действительно новое

Мото
14 крутых приложений и игр, в создании которых ключевую роль сыграли женщины 14 крутых приложений и игр, в создании которых ключевую роль сыграли женщины

Настоящие специалисты своего дела

Playboy
Великая трагедия орального секса: Арина Холина о самом интимном Великая трагедия орального секса: Арина Холина о самом интимном

Подруга считает, что оральный секс – не настоящий секс

Cosmopolitan
1946: «Макаки» прилетели 1946: «Макаки» прилетели

Как в один год началось мотопроизводство сразу на нескольких заводах

Мото
Коллекция автомобилей Илона Маска Коллекция автомобилей Илона Маска

До изобретения Tesla в гараже миллиардера тоже была жизнь

GQ
«Это просто отвратительно»: чем нам полезно это чувство? «Это просто отвратительно»: чем нам полезно это чувство?

Почему все люди испытывают одинаковое отвращение к некоторым вещам

Psychologies
Собачья работа Собачья работа

55 лет на экране несет службу пес из фильма «Ко мне, Мухтар!»

Лиза
Переспать и выжить: сколько на самом деле нужно спать Переспать и выжить: сколько на самом деле нужно спать

Сколько все-таки нужно спать, и работает ли тут правило “чем больше, тем лучше”

Популярная механика
Можем только копать Можем только копать

Российские игроки приступают к проектам по разработке месторождений цинка

Эксперт
Открыть в приложении