Не панацея: что не так с дизайнерскими защитными масками (и почему мы все равно можем их носить)
За последние недели шить маски стали, кажется, все, у кого были швейные производства, — от глобальных брендов вроде Burberry и Chanel до студентов-дизайнеров. Почему медицинскую маску удается сделать далеко не каждому и есть ли смысл покупать маски, сшитые локальными модными марками? Разбираемся.
В чем сложность?
Сейчас, когда мир и мировая экономика пытаются справиться с пандемией коронавируса, модные бренды от мала до велика разделились на две категории: те, кто помогает деньгами, и те, кто начинает шить защитную экипировку (многие гиганты индустрии совмещают оба способа). На первый взгляд идея кажется очевидной и логичной: у модных компаний есть швейные фабрики (если не собственные, то подрядчики), объем производства одежды неизбежно падает из-за карантинов и сопутствующего изменения потребительского поведения, следовательно — фабрики можно загрузить пошивом медицинских средств индивидуальной защиты, которых в больницах по всему миру не хватает. Но практика показывает, что не все так однозначно.
Во-первых, разберемся в терминологии. Медицинские, они же хирургические, маски — те самые одноразовые приспособления, закрывающие нос и рот носителя, — в первую очередь помогают больному человеку не распространить заразу на окружающих при чихании и кашле. Маски выглядят довольно тонкими, но они трехслойные: между внешними слоями нетканого материала находится специальный фильтрующий слой (эффективность медицинских масок для здоровых людей, которые используют их для предотвращения заражения, не доказана).
Кроме медицинских масок есть также респираторы стандарта N95 — они называются так потому, что задерживают 95 % воздушно-капельных и других частиц из вдыхаемого воздуха. В США именно их наиболее активно используют для защиты от коронавируса, в связи с чем возник дефицит: около половины всего нетканого полипропилена, который используется в фильтрах респиратора, производят в Китае, а на время эпидемии власти страны резко ограничили его экспорт, чтобы покрыть собственные нужды.
Получается, что дизайнерам и модным брендам, которые хотят помочь производством медицинских масок, нельзя шить их из тех тканей, к которым они обычно имеют доступ: для создания медицинских значимых изделий необходимы специальные материалы.