«Смешарики» и «Фиксики» теперь в одной лодке
Группа компаний «Рики», пустившая в мир мультсериал «Смешарики», стала владельцем анимационной студии «Аэроплан» с ее мультгероями фиксиками. Цель сделки — создать крупного игрока для конкуренции на отечественном и мировом рынках
Группа компаний «Рики», в состав которой входит анимационная студия «Петербург», выпускающая мультсериал «Смешарики», выкупила контрольный пакет студии «Аэроплан», владеющей «Фиксиками» — другим популярным мультбрендом. Сумму сделки участники не раскрывают, но, по оценке главы люксембургского офиса консалтинговой KRK Group Никиты Рябинина, речь может идти о 300–350 млн рублей. Это первая сделка по консолидации российских анимационных активов, и она должна упрочить лидерство «Рики» на отечественном рынке, где компания планирует через пять лет занять долю около 20%, а также подготовить почву для более активного продвижения на рынки внешние.
«Цель этой консолидации — укрепить наши позиции, выходить на рынок уже с двумя хедлайнерами, “Смешариками” и “Фиксиками”, чтобы эффективнее продвигать эти проекты во всех каналах коммуникации, в том числе при работе с розницей, что очень важно для лицензионных партнеров», — заявил «Эксперту» Илья Попов, генеральный продюсер и основатель «Рики». По его мнению, времена, когда можно было работать с одним брендом и оставаться успешными, уходят в прошлое, поскольку студии в стране находятся в конкуренции не столько между собой, сколько с международными компаниями, которые выходят на рынок с большими, крепкими каталогами.
Объем мирового рынка анимационной продукции превышает 250 млрд долларов в год, из них только несколько процентов приходится на Россию, однако наш рынок один из самых быстрорастущих. «Если в 2011 году он составлял 2,3 миллиарда рублей, то в 2018-м — уже 7,4 миллиарда, то есть увеличился более чем в три раза, а ежегодный прирост можно оценить на уровне 20 процентов», — констатирует Юлиана Слащева, председатель правления киностудии «Союзмультфильм» и председатель правления Ассоциации анимационного кино (АКК). В ассоциации видят, что спрос на визуальный анимационный контент постоянно растет: его ждут в кинотеатрах, сетевых digital-проектах, на ТВ, ОТТ-платформах, а значит, неизбежна консолидация не только студий, но и других различных направлений креативной индустрии: игрового, дизайнерского, создания технологий дополненной реальности.
Попали в хорошие руки
По словам Ильи Попова, еще в 2011 году «Рики» стала основным инвестором проекта «Фиксики», вложив в него три миллиона долларов, и помогла ему эффектно стартовать. С продюсером «Аэроплана» Георгием Васильевым была договоренность о том, что через пять лет «Рики» выкупит его долю в компании, но из-за кризиса в стране этот план удалось реализовать только теперь. Сопоставляя присутствие двух компаний на рынке контента и на лицензионном рынке, Илья Попов приходит к выводу, что «Рики» в два с половиной раза крупнее «Аэроплана», то есть за счет сделки мощности «Рики» увеличатся на треть. Причем это не механическое объединение, а попытка добиться творческой и технологической синергии. «Мы будем искать пути максимального объединения ресурсов, чтобы задействовать творческий и производственный потенциал двух студий, но при этом “Фиксики” останутся проектом “Аэроплана”, а “Смешарики” — студии “Петербург”», — заверил он.
Так, на днях выходит в свет первая серия четвертого сезона «Фиксиков», которые входят в тройку лидеров анимационных брендов в России и имеют статус проекта номер один в жанре edutainment — обучения через развлечение, в том числе за счет невероятного успеха в Китае — 12 млрд просмотров на VOD-платформах. В планах — стабильный выпуск по 26 серий в год, и так несколько сезонов подряд. Совсем недавно аудиторию заставили поволноваться: новые серии стали выходить редко, но связано это было с тем, что коллектив «Аэроплана» активно работал над полнометражными фильмами «Фиксики. Большой секрет» (2017) и «Фиксики против кработов» (2019). Эти два фильма и 156 серий — основные продукты в портфеле студии, перешедшие в распоряжение «Рики». По словам Ильи Попова, теперь сериалу ничто не помешает развиваться; более того, к проекту привлекут питерских специалистов, которые уже работали над проектом «Аэроплана» «Кработы». В качестве шуточной реплики в адрес новых родственников фиксики могут пустить смешариков ненадолго в свой мир. «Хотя эти вселенные развиваются по разным художественным законам, в начале проекта у нас был опыт, когда в паре серий “Фиксиков” появлялись cмешарики в качестве артефактов в квартире ДимДимыча: игрушек, наклеек, рисунков, — говорит генеральный директор “Аэроплана” Юлия Софронова. — Мы также не будем возражать, если и “Смешарики” найдут способ включить в свои серии подобные упоминания».
В активах самой «Рики» помимо «Смешариков» такие успешные мультбренды, как «Малышарики», «ПинКод» и «Тима и Тома»; они транслируются в 90 странах и переведены на 50 языков и диалектов. За 16 лет в анимации студией «Петербург» произведено более ста часов. Однако пришло время новых горизонтов. «Консолидация медиаактивов — часть стратегических планов “Рики”: компания уже выкупила у ВГТРК права на производство мультфильма “Тима и Тома”, а у Межгосударственной корпорации развития приобрела ее долю в совместном Фонде девелопмента “Рики”, создавшем более десяти пилотных анимационных проектов», — отмечает глава управляющего комитета «Рики» Марк Завадский. При этом в компании учитывают, что вступают в конкуренцию с иностранными игроками, прежде всего с Disney с его гигантскими проектами и маркетинговыми ресурсами, да еще на фоне не самой благополучной ситуации с доходами населения, падения рождаемости, а значит, сокращения потенциальной аудитории. «В таких условиях оставаться лидером и желать пятую часть рынка можно только с помощью создания и развития новых проектов, хитов, усиления и консолидации тех, кто стал брендом, в том числе благодаря партнерствам и совместной работе с компаниями-лидерами», — уверен Илья Попов. Как раньше, так и сейчас «Рики» намерена сотрудничать с лидерами во всех секторах: с лицензиатами, партнерами по дистрибуции на любых площадках, где транслируется контент компании. Что касается «Фиксиков», то к их популярности новый акционер сможет добавить качественный менеджмент и более широкий охват лицензиатов.
Сила — в единстве и технологиях
В 2011 году Илья Попов выступил одним из инициаторов создания некоммерческого партнерства «Ассоциация анимационного кино», которое сегодня объединяет практически все индустриальные анимационные студии страны, включает в себя продюсерские и лицензионные компании, дистрибуторов, телеканалы, образовательные учреждения, работающие в сфере анимации. «Тогда мы уже успешно вывели на рынок “Смешариков”, а “Фиксики” только запускались, но я понимал, что будущее за консолидацией студий и команд: только так мы сможем развиваться и двигаться на международные рынки», — вспоминает Илья. Первым опытом совместной работы был проект с Тимуром Бекмамбетовым по созданию сериала «Алиса знает, что делать!» по мотивам книг Кира Булычева. Проект стал первым российским 3D-сериалом для подростков, было выпущено два сезона, а позже Тимур участвовал в создании первого полнометражного фильма «Смешарики. Начало». Придерживаясь принципа сотрудничества на рынке, «Рики» вместе с командой Олега Роя сделала проект «Дракоша Тоша» — анимационный образовательно-развлекательный сериал для детей от двух до пяти лет в технике 2D, а совместно с «Союзмультфильмом» развивает образовательный проект для детей от пяти лет «Монсики» в технике совмещения 3D и 2D.
Параллельно ААК ведет работу по привлечению внимания государства к отрасли, и лоббирование ее интересов дает свои плоды. В апреле 2018 года в Налоговом кодексе РФ появилась поправка о понижении страховых взносов для производителей анимационной продукции, что весьма важно, если учесть, что в себестоимости продукции 80% составляют затраты на оплату труда. До 2023 года в Фонд социального страхования РФ производители мультфильмов будут отчислять 14% прибыли, а в Пенсионный фонд РФ — 8% вместо нынешних 30%. На поддержку анимации государство теперь выделяет около 800 млн рублей в год — эти средства помогают молодым студиям на начальном этапе становления, а также способствуют появлению в авторской мультипликации новых проектов.
В борьбе за выживание на мировом рынке анимации наряду с консолидацией важно иметь современное оборудование, инновационные технологии, позволяющие значительно увеличивать выпуск контента, а значит, удешевлять его, сокращать сроки производства. В «Рики» постоянно ищут новые способы совершенствования технологий, обкатывают у себя все возможности, предоставляемые разработчиками программного обеспечения, в частности ноу-хау Renderman американской компании Pixar. Но чтобы осваивать новые возможности, надо быть технически подготовленными, обеспечить соответствие софта современным требованиям. «Сейчас мы осуществляем плановый апгрейд студии “Петербург”, на горизонте текущего года это понадобится и “Аэроплану”, — рассказывает Илья Попов. — У нас развит отдел R&D — он занимается поиском новых решений — в частности, разработана собственная система управления анимационным производством Asset Management, которой пользуемся уже не только мы, но и внешние студии». Ведутся эксперименты с технологиями удешевления и ускорения анимации на стыке с игровой индустрией: применение движков сильно удешевляет производство. Еще одно направление, которое недавно было очень дорогим, — технология Motion Capture, или «захват движений»: она позволяет оцифровать движения актера и использовать эти данные для управления трехмерной моделью персонажа. Приоткрывая завесу творческого процесса, продюсер сообщил, что в студии сейчас идет работа над проектом «ЛириТая» — про девочек, увлеченных танцами. К процессу привлекают хореографов, танцоров, с которых с помощью специального датчика снимаются движения, а после доработки аниматором персонаж на экране начинает танцевать и двигаться максимально естественно.
Важнейшим перспективным направлением развития отечественной индустриальной анимации, по мнению Ильи Попова, является производство под заказ: выпуск анимационных рекламных роликов, создание спецэффектов для кино. Продюсер намерен задействовать для этих целей ресурсы выкупленного фонда девелопмента «Рики». Плюс осуществлять экспансию на зарубежные рынки, используя не традиционные модели продвижения и развития брендов, которые стремительно устаревают, а новые инструменты: СРО-дистрибуцию (Cost Per Order — долевая часть расходов в рекламе и непосредственная стоимость заказа), диджитал-маркетинг. Ведь уже не так важно, в какой стране живет семья с детьми, важнее то, какими платформами она пользуется и к какой языковой группе принадлежит. Впрочем, если все-таки обратить взгляд на карту мира, то «Смешарики» с «Фиксиками» надеются усилить свое присутствие прежде всего в Китае, в том числе как в точке входа на огромный азиатский рынок. Они также верят в успех на латиноамериканском рынке и не оставят без внимания старушку Европу.
Сысоев Григорий /ITAR-TASS
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl