За полвека Саудовская Аравия создала с нуля мощную нефтехимическую отрасль

ЭкспертБизнес

Аравийский нефтехимический йеллоуфилд

За неполные полвека Саудовская Аравия создала с нуля мощную нефтехимическую отрасль. В своем развитии она прошла путь от монетизации дешевого сырья в крупнотоннажных полимерах к экспансии сложных, высокомаржинальных химических продуктов на премиальные рынки

Александр Ивантер, Андрей Горбунов

Нефтехимический комбинат Ibn Zahr в Эль-Джубейле — один из 15 саудовских «миллионников». sabic.com

Саудовскую нефтехимию можно смело назвать рукотворным продуктом энергетического кризиса 1973 года. Резкий скачок цен на нефть заставил власти королевства задуматься о более эффективном использовании попутных нефтяных газов — побочного продукта добычи нефтяного сырья. До этого момента, на протяжении тридцати лет, попутный газ просто сжигался у устья скважин.

Сама же саудовская нефтянка на шесть лет младше королевства: первые промышленные запасы нефти (сегодня они вторые в мире после Венесуэлы) были обнаружены здесь американской Standard Oil of California (SOCAL) в 1938 году, которая и получила их в разработку на основе долгосрочной концессии. В 1943 году аравийская «дочка» SOCAL переименовывается в Arabian American Oil Company (Aramco) — так родился бренд ныне самой дорогой нефтяной компании мира. Примечательно, что полный акционерный контроль над компанией власти страны получают лишь в 1988 году, предсказуемо добавив по такому случаю Saudi к ее названию.

График 1. За 20 лет страны Персидского залива в два раза увеличили долю в химической промышленности мира. Вклад Саудовской Аравии был решающим

В середине 1970-х правительство КСА решило создать систему улавливания попутных нефтяных газов и комплекса производств для их дальнейшей переработки в химикаты, полимеры и удобрения с прицелом как на внутренний рынок, так и на экспорт. Отрасль строилась с нуля, в двух центрах: Аль-Джубейле на берегу Персидского залива и в Янбу на западе страны, на побережье Красного моря. К созданию этого циклопических размеров гринфилда, точнее будет сказать, учитывая палитру аравийской пустыни, йеллоуфилда, были привлечены носители компетенций и технологий — отраслевые гранды первого эшелона из США, Западной Европы и Японии. В отношении инвесторов властями принимающей стороны были задействованы как пряник (налоговые льготы на период строительства, фиксированная субсидируемая цена входящего углеводородного сырья, все инфраструктурное обустройство — руками государства и за его счет), так и кнут (новые контракты на поставки в страны-доноры сырой саудовской нефти обусловливались инвестициями в нефтепереработку и нефтехимию королевства).

График 2. Пока страны Персидского заливы вынуждены опираться на чужие технологии

Оператором новой отрасли становится государственный монополист — созданная в 1976 году Саудовская корпорация базовых отраслей промышленности (Saudi Basic Industries Corporation, SABIC), ядро которой с самого начала составляла нефтегазохимия. Партнерами SABIC, в частности, стали Dow Chemical, Exxon, Shell и Mitsubishi. Первый актив нового конгломерата — созданная еще в 1965 году национальная компания по производству азотных минеральных удобрений. Уже через семь лет после создания SABIC выходит на мировой рынок с первой партией метанола, а еще через два года запускает производство пластмасс оригинальной марки. Две другие страны — Ирак и Иран (второй даже раньше) — начали создавать сложную нефтехимическую промышленность одновременно с королевством, но иракская нефтехимия была уничтожена во время военной операции США «Буря в пустыне» в 1991 году, а Иран в силу экономических санкций потерял доступ к передовым технологиям, на долгие годы сосредоточив развитие глубокой переработки нефти только для собственных нужд.

График 3. ТОП-10 крупнейших химических компаний мира

К началу 2000-х физические объемы производства SABIC превысили 35 млн тонн, при том что еще в 1993 году суммарное производство нефтехимической продукции во всех странах Персидского залива (без учета Ирана) не превышало трех миллионов тонн.

Пример Саудовской Аравии стал эталоном для других арабских стран залива. Бахрейн запустил первое крупное нефтехимическое производство в 1985 году, Кувейт — в 1997-м, позже позднее к ним подтянулись ОАЭ, Катар и Оман.

В 1984 году SABIC становится публичной, выведя 30% акций на национальную биржу, в то же время контроль над компанией сохранило государство в лице суверенного фонда Public Investment Fund (PIF). Летом 2020 года госпакет SABIC выкупила Saudi Aramco, которая сегодня, в свою очередь, на 98,5% контролируется государством.

Итак, первые четверть века жизни SABIC можно охарактеризовать как фазу экстенсивного роста за счет активного заимствования технологий и компетенций у их носителей из «старохимических» стран. Продуктовая линейка новичков на этой стадии ограничивается простыми крупнотоннажными полимерами, которые, тем не менее, быстро завоевывают существенную долю глобального рынка за счет фантастически низкой себестоимости производства, которую обеспечивают эффект масштаба (в стране работают 15 нефтехимических комбинатов с объемом производства свыше 1 млн тонн в год) и бросовая цена сырья (долгое время саудовские нефтехимики получали газ по цене 27 долларов за тысячу кубометров). В результате в 1990-е годы себестоимость саудовского этилена была в два — два с половиной раза ниже, чем в США и Западной Европе.

Однако уже на этой стадии SABIC делает заявку на движение вверх по передельной цепочке и наращивание компетенций в специальной химии. В 1997 году компания запускает свой первый международный научно-технический центр в Хьюстоне, столице американской нефтепереработки, еще через год — технологический центр в индийском Нью-Дели.

Как саудовские нефтехимики осваивали все более сложные, наукоемкие продукты

С полимерами скучно

C 2000-х окрепшая SABIC помимо крупнотоннажных полимеров начала выпускать продукты оргсинтеза. Вторая стадия развития SABIC была связана с приобретением компетенций в более сложных и одновременно более маржинальных продуктах — специальных химикатах, инженерных компаундах и ряде других. Единственный способ доступа к таким компетенциям — поглощение компаний — лицензиаров технологий. И саудовцы не скупились, хотя стоимость покупок шла на миллиарды долларов.

Глобальная производственно-технологическая экспансия SABIC началась в 2002 году с приобретения нефтехимического бизнеса голландской компании DSM с производственными мощностями в Нидерландах, Германии и Великобритании (теперь они образуют европейский кластер саудовского гиганта SABIC EuroPetrochemicals). В 2006 году последовала покупка британской компании Huntsman Petrochemicals (переименована в SABIC UK Petrochemicals), что еще больше расширило операции саудовцев в Европе. Затем они устремляют свой взгляд на Америку: в 2007 году SABIC приобретает химическое подразделение General Electric — GE Plastics, которое специализируется на разработке передовых материалов — инженерных пластмасс и их производных.

В 2018 году SABIC приобретает за 2,5 млрд долларов 25% швейцарской химической компании Clariant, чтобы расширить производство высокомаржинальных продуктов, используемых в косметике, катализаторах и биотопливе. Первые годы после сделки содержательное сотрудничество компаний налаживается со скрипом, тем не менее в 2020 году саудовцы довели свой пакет в Clariant до 31,5%, подтверждая серьезность своих намерений.

Летом 2019 года SABIC создает Gulf Coast Growth Ventures — паритетное совместное предприятие с ExxonMobil для сооружения нефтехимического завода в США. Сырьевая база — сланцевый газ Техаса. Изюминка завода — крупнейшая в мире установка парового крекинга этана мощностью 1,8 млн тонн. Строительство было проведено в рекордно короткие сроки: уже в январе 2022 года завод был пущен в эксплуатацию. Это уже третье СП SABIC и ExxonMobil, но первое за пределами КСА.

Отдельным направлением экспансии SABIC стал Китай. С 1998 года экспорт нефтехимической продукции из стран Персидского залива в Китай вырос более чем в два раза в натуральном выражении и превысил 20 млн тонн, а в стоимостном выражении — 17 млрд долларов. Это сделало Китай крупнейшим рынком для химической промышленности стран Залива, на долю которого приходится четверть от общего объема экспорта, из которого доля Саудовской Аравию составляет более 60%. Если в тех же США саудовцы в первую очередь ищут доступ к технологиям, а предприятия в Северной Америке в значительной степени завязаны на местные источники сырья, то Китай интересен как потребитель конечных продуктов, вырабатываемых в королевстве. По состоянию на конец 2021 года общая стоимость совместных инвестиционных проектов саудовцев и китайцев в сфере глубокой переработки нефти и газа превысила 35 млрд долларов при планируемых объемах производства 21,7 млн тонн к 2025 году. У SABIC в приморских провинциях Китая уже есть три действующих предприятия в сфере производства поликарбоната, термопластиков и базовых продуктов нефтехимии, еще один завод готовится к открытию.

По итогам 2021 года физический объем производства SABIC достиг 58 млн тонн. Согласно рейтингу издания Chemical and Engineering News, c объемом продаж химической продукции 43,2 млрд долларов в 2021 году SABIC является четвертой крупнейшей нефтехимической компанией мира (после немецкой BASF, китайской Sinopec и американской Dow), управляет 66 производственными активами и 20 научно-исследовательскими центрами по всему миру. Рыночная капитализация гиганта на 7 ноября 2022 года — 68,6 млрд долларов.

SABIC — гигант нефтехимии Саудовской Аравии, но сейчас на него приходится немногим более половины общей выработки продукции нефтехимической промышленности в стране. Доступ местных частных капиталов в нефтехимию был разрешен еще в 1980-е годы, но заметную роль формально частный бизнес стал играть только к началу 2000-х. Сейчас нефтехимическая промышленность при немногим менее 100 тыс. занятых обеспечивает половину промышленного производства страны (без учета добычи и первичной переработки нефти и газа) и две трети ненефтегазового экспорта.

Одной из первых частных саудовских компаний, вложившихся в «большую» нефтехимию, стала основанная в 1985 году группа Tasnee. В нефтехимию компания стала инвестировать в середине 1990-х годов, начав с крупного производственного комплекса в Аль-Джубейле, по соседству с одним из первых предприятий SABIC, а к 2000-м она уже была вторым по объемам производства поставщиком пропилена и полипропилена на его основе. В дальнейшем компания сосредоточивалась на более сложных производствах, в том числе полиолефинов, акриловых мономеров, акриловых кислот.

Другой крупный игрок — холдинг Sipchem (основан в 1999 году), после поглощения в 2019 году Saudi International Petrochemical Company и Sahara Petrochemical Company вошедший в число крупнейших химических компаний Саудовской Аравии. Деятельность Sipchem выстроена вокруг производства на экспорт полипропилена, этиленвинилацетата, каустической соды и производных уксусных кислот. И таких компаний в целом, вместе с филиалами в других арабских странах Персидского залива, более 20, не считая совместных предприятий с иностранными мейджорами. Главное отличие от SABIC частных игроков — более узкая специализация, выстроенная вокруг одной-двух цепочек производственных процессов базовых продуктов нефтехимии и их производных.

sabic.com

Атака на чужом поле

Отраслевые аналитики в последние годы замечают признаки очередной корректировки стратегии саудовского нефтехимического монополиста, что позволяет говорить о вступлении SABIC в третью фазу своего развития, суть которой — попытка конкурировать с ведущими западными (и японскими, а частью уже и китайскими) игроками на премиальных рынках. Пока зримых успехов этой дерзкой затеи не видно. Понятно, что саудовских «выскочек», вчерашних прилежных учеников, «старохимические» мейджоры не готовы пускать в свой элитный клуб. Можно купить оборудование, открыть предприятия, нанять сотрудников, переманив их из тех же западных компаний, но вот неформальные связи, контракты, технологические стандарты и репутацию купить не получится. Западные транснациональные компании разных отраслей, как правило, предпочитают работать друг с другом. Не особо им нужны арабские катализаторы, в том числе по причинам политического свойства.

Но саудовцы не намерены сдаваться. В стране принят национальный план поддержки НИОКР в области нефтегазохимии. Вовлекается широкий круг правительственных и частных организаций — университеты, государственные и частные исследовательские центры и лаборатории. Особую роль в реализации программы играет Город науки и технологий имени Короля Абдул-Азиза.

Два года назад SABIC получила мощное, и не только финансовое, усиление дома: «спящего» мажоритарного акционера компании, суверенный фонд PIF, сменила Saudi Aramco, предпринимающая в последние годы собственные недюжинные усилия по развитию нефтепереработки и нефтехимии. За 70% SABIC покупатель выложил 69 млрд долларов — и это летом пандемийного 2020 года, когда ценовая яма на нефтяном рынке привела к небывалому падению прибыли Aramco (минус 73% ко второму кварталу 2019 года) и резкому увеличению долга, вызванного опрометчивым обещанием ежегодной выплаты дивидендов в фиксированном размере 75 млрд долларов (так пытались соблазнить инвесторов к участию в IPO Saudi Aramco в декабре 2019 года; в итоге размещение прошло по верхней границе ценового диапазона и за полтора процента выставленных на продажу акций компания выручила 25,6 млрд долларов, превратив тем самым это размещение в крупнейшее в истории по выручке и по капитализации эмитента: последняя составила невероятную величину 1,7 трлн долларов — это примерно соответствует ВВП Канады, замыкающей первую десятку стран по ВВП в расчете по текущему обменному курсу).

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Смогут ли Россия и Китай понять друг друга Смогут ли Россия и Китай понять друг друга

Как повернуть систему подготовки кадров на Восток?

Эксперт
Эрдоган зажат между интересами США и Британии Эрдоган зажат между интересами США и Британии

Политический кризис в Турции может серьезно встряхнуть государство и регион

Монокль
Избыточный импульс для лунной гонки Избыточный импульс для лунной гонки

Как неудача миссии «Луна-25» скажется на российском освоении дальнего космоса?

Эксперт
Мертвые дети, неравенство и травмы Мертвые дети, неравенство и травмы

Настоящий мир вымышленного Питера Пэна

Weekend
Кто раскрутит генератор Кто раскрутит генератор

В России растет спрос на распределенную энергетику

Эксперт
«Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю» «Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю»

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Две выдающиеся личности

OK!
Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память

Какой процесс играет ключевую роль в том, как хранятся воспоминания?

Inc.
Патриотизм «подлинный» и «показной» Патриотизм «подлинный» и «показной»

Некогда мы гордились тем, что считали себя самой читающей страной

Дилетант
Зарплатно-гендерный вопрос Зарплатно-гендерный вопрос

Удовлетворенность размером зарплаты среди мужчин и женщин практически сравнялась

Ведомости
«Ангел Божий на землю спустился...» «Ангел Божий на землю спустился...»

Ирэн Юсупова — легенда своего времени, которую считали чуть ли не нимфой

Караван историй
Неудачник, который победил: как Вертинский преодолел поэзию, эпоху и свою судьбу Неудачник, который победил: как Вертинский преодолел поэзию, эпоху и свою судьбу

Как Вертинский прожил несколько жизней и предвосхитил куртуазных маньеристов

СНОБ
От эволюции к революции От эволюции к революции

Разговор о настоящем и будущем российского авиационного двигателестроения

Монокль
Кружок, два глаза и улыбка: кто и когда придумал первый смайлик Кружок, два глаза и улыбка: кто и когда придумал первый смайлик

Как родилась идея смайлика, которая впоследствии изменила мир

ТехИнсайдер
Зубастые красавицы Зубастые красавицы

Острые зубы, складки на шее, шрамы украшают женщину

Вокруг света
Рынок логистики вступил в полосу невезения Рынок логистики вступил в полосу невезения

Российская логистическая отрасль встревожена спадом активности клиентов

Монокль
Мясная альтернатива Мясная альтернатива

Не все повара умеют работать с альтернативными стейками. В чем секреты ремесла?

Bones
«Русланы» уходят. Часть 1 «Русланы» уходят. Часть 1

История Ан-124 «Руслан» уходит во времена зарождения реактивной авиации

Наука и техника
Старший Скаут России Старший Скаут России

В СССР Олега Пантюхова упоминали в приключенческой литературе для пионеров

Дилетант
Формула любви Формула любви

Можно ли просчитать совместимость с партнером математически?

Лиза
«Хотя бы в искусстве-то надо, чтобы добро побеждало зло» «Хотя бы в искусстве-то надо, чтобы добро побеждало зло»

Режиссер Петр Шерешевский между двух премьер

Weekend
Себя посмотреть Себя посмотреть

Самые важные открытия, которые я сделал, связаны с кухней родного края

Bones
8 ошибок, которые все совершают, когда готовят салат с тунцом 8 ошибок, которые все совершают, когда готовят салат с тунцом

Не любишь салат с тунцом? А ты точно правильно его готовишь?

VOICE
Деми Мур. По ту сторону памяти Деми Мур. По ту сторону памяти

Деми Мур всегда шла против правил и была прямолинейна

Караван историй
В клетку сквозь столетия: история вечного принта В клетку сквозь столетия: история вечного принта

Клетка в моде: откуда появился этот принт и как он развивался?

Правила жизни
Наводя мосты Наводя мосты

Глава «А-Клуба» Алина Назарова — о том, каково лидировать в исконно мужском деле

RR Люкс.Личности.Бизнес.
10 главных мифов о маникюре и уходе за ногтями: мнение ученого, работающего в бьюти-индустрии 10 главных мифов о маникюре и уходе за ногтями: мнение ученого, работающего в бьюти-индустрии

Какие мифы об уходе за ногтями являются самыми живучими

VOICE
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Анна Тыщецкая Анна Тыщецкая

Директор ВШЭ в Петербурге Анна Тыщецкая превращает город в центр знаний

Собака.ru
Дворянская честь и закон. Отрывок из книги «Когда велит совесть» Дворянская честь и закон. Отрывок из книги «Когда велит совесть»

Что предшествовало судебной реформе 1864 года

СНОБ
Каким мог стать Ту-204: как советские конструкторы искали идеальный авиалайнер Каким мог стать Ту-204: как советские конструкторы искали идеальный авиалайнер

За 15 лет видение о том, каким должен быть Ту-204, несколько раз менялось

ТехИнсайдер
Открыть в приложении