Зубастые красавицы
Острые зубы, складки на шее, шрамы украшают женщину, если судить по африканским маскам.
«Танцующие» маски в Западной, Экваториальной и Восточной Африке на протяжении многих веков сопровождают людей на важных жизненных этапах, например, в обрядах инициации. Они – главные персонажи и воплощение направляющей силы как во времена, когда все идет своим чередом, так и в переломные, критические моменты существования общины.
Маски были свидетелями прихода европейцев и не избежали потрясений, привнесенных колониальными завоеваниями. Изъятые как трофеи из родных мест и культур, они оказались заложниками в этнографических музеях, антикварных лавках и собраниях диковин. Но и в этой заокеанской жизни, в отрыве от своих корней, африканские маски продолжали играть важную роль. Коллекционеры высоко оценили их изысканный вид и виртуозную работу скульпторов, а в начале ХХ века эти маски дали импульс развитию новых форм и стилей современного искусства, вдохновив, в частности, кубистов и фовистов. Такая сила воздействия объясняется не только эстетическими достоинствами ритуальных личин. Дело в ассоциированном с ними свойстве преображать восприятие. Именно оно присуще маскам в их естественной среде бытования в Африке, где их задача – воздействовать на людей, их мысли, поведение.
Несмотря на социально-политические трансформации прошлого столетия, культура африканских масок выстояла и у себя на родине, сохранив многие традиционные элементы и выработав новые формы, адаптирующиеся к современным реалиям. И в наши дни она живет и развивается. Мир африканских масок богат и разнообразен, таковы, в частности, и образы, связанные с идеалом женской красоты.
Маска агбого ммуо
Народ ибо, Нигерия

Из множества типов масок ибо в центре южной части Нигерии у европейских коллекционеров издавна особенно популярны маски типа агбого ммуо («дух девы»). Это стилизованные изображения молодых девушек, успешно прошедших обряды женских инициаций и находящихся в статусе невест на выданье. Маска агбого ммуо может быть сделана и в форме плоской личины, и в форме объемного шлема, и в форме наголовника, когда на голове танцора фиксируется скульптура, состоящая из шеи и головы либо верхней части тела. Все эти формы объединяет один канонический тип лица с утонченными чертами. В наши дни маски девичьих духов участвуют в ежегодных тематических культурных фестивалях ибо Уде Агбого («Девичья слава»).
1. Прическа. В объемных шлемах и наголовниках внимание уделяется высокой, нарочито громоздкой прическе: один или несколько ажурных гребней с закрученными в спирали тонкими косичками и «вплетенными» в волосы резными колокольчиками.
2. «Макияж». Лицо, выбеленное красителем на основе мела или белой глины, покрыто узорной племенной скарификацией (так называется намеренное шрамирование с ритуальным или социальным смыслом) красного и черного цветов, иногда с добавлением желтого пигмента.