Яблоко без химии: кому это выгодно
В России три садоводческих хозяйства сертифицировали часть своих угодий под органические сады. Первый урожай органических яблок в продаже. Но пока расширять этот бизнес планирует лишь одна из компаний-пионеров
В этом сезоне в розничных сетях появились первые отечественные яблоки, выращенные по органической технологии — в чистой почве, без использования химических удобрений и средств защиты. «Агроном-сад» из Липецкой области поставил в магазины «Перекресток», «Вкусвилл» и «Азбука вкуса» яблоки сортов «Имрус» и «Либерти» — в картонной упаковке, на которую нанесен утвержденный Минсельхозом знак органической продукции: белый лист на зеленом фоне с надписью кириллицей «органик» сверху листа и латиницей organic — снизу листа. Всего компания собрала 500 тонн органических яблок на площади 45 га.
На путь органического садоводства вступили также два хозяйства в Воронежской области — в Новоусманском районе Центрально-Черноземная плодовоягодная компания с площадью садов 213 га и в Богучарском районе — «Донские сады» с площадью 123 га. В Центрально-Черноземной компании собрали 2000 тонн органических яблок и держат их в хранилище, так как еще не получили на руки упаковку, которая тоже должна быть полностью из органических материалов, а с этим, оказывается, в стране проблема. В «Донских садах» первый урожай ожидают только будущей осенью, а так как возраст сада, посаженного в 2017 году, почти равен возрасту компании и хранилищ у нее пока нет, свои органические яблоки она рассчитывает продать сразу после сбора.
За первопроходцами с белым листком с осторожностью наблюдают другие участники рынка, ведь, как и в любом новом деле, вопросов к органическому садоводству пока больше, чем ответов. Сюрпризы возможны на каждом этапе бизнес-цикла — от выращивания урожая без химзащиты и получения соответствующего сертификата по ГОСТ 33980-2016, который необходимо подтверждать ежегодно (в Центрально-Черноземной плодово-ягодной компании рассказали, что пришлось с корнем выкапывать яблони и отправлять на проверку), до формирования цены на органические яблоки. Последняя, учитывая способ выращивания, должна быть заметно выше, чем на обычные яблоки, произведенные по индустриальной технологии, но найдется ли столько осознанных потребителей в стране — неизвестно.
Вместе с тем в Союзе органического земледелия полагают, что потребители, насытившиеся импортными «пластиковыми» фруктами без вкуса и запаха, уже готовы видеть на прилавках продукты иного качества. «Именно в органических фруктах легче показать разницу во вкусе. Когда мы привезли на реализацию партию органических яблок в местный супермаркет, то критерием покупки был их запах: люди подходили, чувствовали аромат и совершали покупку», — рассказывает председатель правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов. Его оптимизм отчасти подтверждает опыт первых продаж «Агрономсада». Яблоки по розничным ценам от 139,90 до 279 рублей за килограмм уже закончились в «Перекрестке и «Азбуке вкуса», остались лишь в нескольких московских магазинах «Вкусвилл». Среди отзывов покупателей преобладают положительные: «Яблоки в меру сладкие. Мякоть зернистая, сочная». «Чудесные яблоки, по вкусу напоминают клубнику», «Яблоки отличные, действительно органические, потому что на магазинные у меня чаще всего аллергия», «Дороговато, конечно, но очень вкусно». Хотя есть и такие: «Ожидала большего. Обычные яблоки», «Взяла на пробу впервые. Вкус слабо выраженный, не кислое и не сладкое, в общем, никакое».
Переоценка ценностей
В развитых странах рынок органической продукции растет на 10–15% в год уже более двадцати лет. По данным Института органического сельского хозяйства (Research Institute of Organic Agriculture, FiBL), тренд задают европейские страны; тройку мировых лидеров по тратам на душу населения возглавляют Дания (344 евро в год), Швейцария (338), Люксембург (265). В США этот показатель составляет 136 евро, а в мире в целом — 10 евро. В России среднедушевое потребление органической продукции, по оценкам, не превышает двух евро, а целевая ниша охватывает 1% населения, при этом темпы роста рынка намного выше мировых — более 20%. Правда, наблюдается полная путаница в понятиях, свидетельствующая о малой информированности граждан в этом вопросе. Так, Центр изучения потребительского поведения Роскачества (ЦИПП) выяснил, что надписи «органический» и «органик», введенные в обиход с 1 января 2020 года законом «Об органической продукции», которые действительно означают, что продукт соответствует ряду повышенных требований к качеству, потребители путают с понятиями «био», «эко», «натуральный», «фермерский», которые никак не регламентируются и произвольно используются в маркетинговых заявлениях компаний. В итоге 64% респондентов чаще покупают продукцию с обозначением «натуральный» и только 17% — с обозначением «органический», остальные не акцентируют на этом внимание.
Но даже преодолев барьер узнавания упаковки, производители органики должны будут ответить на другой вопрос потребителей: чем же все-таки органические яблоки отличаются от неорганических? Например, очевидная, казалось бы, разница во вкусе и запахе не всегда зависит от способа выращивания, но во многом обусловлена выбором сорта. «С конца 1980-х вся Европа начала культивировать сорта “Гольден”, “Гренни”, “Гала”, “Фуджи”, которые хороши только внешне, и в начале 2000-х, когда отечественных яблок было менее 10 процентов, они заполнили наши прилавки, — говорит председатель совета директоров Центрально-Черноземной плодово-ягодной компании Валерий Литвиненко. — Сегодня приоритеты меняются, на первое место выходит вкус яблок, садоводы Германии и Франции начинают возрождать садоводство по старым сортам, у которых совсем другая мякоть и другой сок. А мы в своих садах давно выращиваем всеми любимые “Богатырь”, “Слава победителям”, “Белый налив”, “Мельба”».
По мнению ученых, сравнительные исследования характеристик органических и индустриальных яблок затруднены тем, что на конечное качество фруктов большое влияние оказывают и факторы, не связанные с типом производства, такие как климат, тип почвы, условия хранения. Известно, что чем южнее регион выращивания, тем яблоки сахаристее, зато чем дальше на север, тем больше они содержат витамина C и могут по этому показателю соперничать даже с цитрусовыми. В известном смысле географическая широта определяет и технологии садоводства.
По содержанию витамина С российское яблоко может соперничать с цитрусовыми
Президент Ассоциации садоводов России Игорь Муханин считает, что потребительский тренд в сторону органики для жителей Европы объясняется прежде всего нещадной химизацией местного агропрома. В Польше, Венгрии, Словакии, Чехии и других странах промышленные сады обрабатывают химией до 35–40 раз в сезон, что не лучшим образом отражается на вкусовых качествах и полезности яблок. В России же, расположенной в целом севернее большинства стран, период вегетации намного короче, поэтому здесь даже на юге интенсивные сады обрабатываются 25–30 раз, а в центральной зоне всего 10–12 раз, из которых четыре раза — до цветения деревьев, так что ее можно считать вполне экологичной для выращивания яблок. Поволжье еще чище: там сады обрабатывают шесть-восемь раз. «У нас часто сажают сады на новых землях, поливают питьевой водой, а удобрения вносятся не для того, чтобы плоды и листья росли, а для регулирования уровня pH в почве, так как наши почвы слабощелочные, а нужны слабокислые, — поясняет Муханин. — А вторая роль удобрений — микродозы кальция, чтобы яблоки были тверже и дольше хранились». Так что если делать выбор между отечественным яблоком и импортным, то лучше выбирать отечественное, а если между южным и северным — то северное: оно реже обрабатывается от вредителей пестицидами и богаче витаминами. «В центральной зоне плодожорки бывает одно поколение, а на юге — три, клещ в суровые зимы тоже практически не выживает, а если весной в период цветения защитить яблони от тли и парши, то дальше уже никаких проблем нет», — резюмируют в Ассоциации садоводов.
И все же исследования, подтверждающие преимущества органических яблок перед индустриальными, имеются. Ученые Королевского ветеринарного и сельскохозяйственного университета Дании показали, что органические яблоки имеют больше внешних цветовых вариаций, а также содержат больше сахара и яблочной кислоты, что сказывается на их вкусовых характеристиках. В магистерской диссертации Грегори Пека, защищенной в Вашингтонском государственном университете, приведены данные, что общая антиоксидантная активность органических яблок на 10–15% выше, чем у выращенных индустриальным методом. Это проявляется в большей концентрации сухих веществ, кислотности, твердости плодов. Причем все эти различия отмечали и потребители, которых несколько раз опрашивали в ходе исследования. «Хотя органическое производство яблок создавало больше проблем с управлением, чем традиционные системы, превосходное качество органических яблок было заметным открытием», — пишет Грегори Пек. Одним из открытий стало то, что органические яблоки лучше сохраняют свои свойства при длительном хранении.
Органические яблоки преимущественно средние по размеру, а индустриальные — крупные
Органические яблоки лучше сохраняют свои потребительские свойства при длительном хранении
Неидеальная органика
Когда звучат слова «удобрения» и «пестициды», многие сразу настораживаются, а понятие «органический» всем внушает доверие. Однако производителю, вставшему на путь органического садоводства, важно оставаться прагматиком и понимать, чем можно заменить химические средства для защиты сада от тех же вредителей. Ведь к плодовым деревьям, особенно к яблоне, проявляют интерес многие: долгоносик, плодожорка, кистехвосты, пяденица, клещи; если деревья вовремя не обработать, то урожая можно не дождаться либо увидеть в итоге совсем неидеальные плоды, поврежденные насекомыми и паршой.
В «Агроном-саде» сообщили, что используют разрешенные и сертифицированные органические средства защиты в той мере, в какой они могут быть эффективны: к примеру, от некоторых вредителей применяют метод дезориентации при помощи феромонных ловушек. В Центрально-Черноземной плодово-ягодной компании пока ничего не применяют, а только ищут поставщиков защитных средств. «В прошлом году мы проводили испытания средств одной компании и получили участок сада как после ядерной войны. Теперь, когда на меня выходят разные производители средств защиты органического сада, я сразу спрашиваю, где и кем использованы их препараты; как правило, на этом разговор и завершается», — сетует коммерческий директор Галина Бобрешова. При этом компания продолжит поиск поставщиков биозащитных препаратов, только теперь под испытания будет отводить не более одного-двух гектаров. В «Донских садах» тоже с опаской поглядывают на поступающие предложения. «Никто нам не дает гарантии, что конкретно эта бактерия будет эффективно работать по этому возбудителю болезни, научные институты серьезных испытаний по микробиологическим препаратам не проводили, наука отстает в поддержке органического садоводства, — считает исполнительный директор “Донских садов” Валерий Чешев. — А если кто-то делает выводы, что такой-то гриб убивает бабочку, приносящую вред дереву, то возникает встречный вопрос: почему этот агрессивный гриб не убьет и полезную бабочку, насколько он в целом безвреден для природы».
Отсутствие эффективных средств защиты органического сада является одной из причин того, что садоводческие хозяйства массово не спешат в органику. «Насколько я помню, АПХ “Центральный“ и “Сад-гигант” пытались идти в органику и использовали биопрепараты, разрабатываемые в Краснодарском институте, но им хватило сил продержаться до конца мая, а когда пошли клещ, плодожорка, пришлось переключиться на химию», — говорит Игорь Муханин. А в компании «Сады Мичурина» из Славянска-на-Кубани объясняют свой отказ от выращивания органики особенностями южного климата. «У нас влажность воздуха маленькая, к тому же нет препаратов для ухода за таким садом, а судя по тому опыту, что я видел у людей, качественного яблока там нет», — говорит агроном Юрий Щученков.
Впрочем, никто и не обещал, что бизнес на органическом садоводстве будет простым. «Это крайне сложный процесс, который требует высокого уровня готовности компании и профессионально проработанной бизнес-модели, так как сложные и трудоемкие технические регламенты неизбежно влияют на увеличение производственной себестоимости и соразмерное увеличение товарной цены», — уверена директор направления разработки и внедрения новых технологий «Агроном-сада» Ирина Шулипина. В Союзе органического земледелия подтверждают, что у органического сада есть своя специфика: плодоносить он начинает позже, не на третий-четвертый год, как промышленный интенсивный, а на четвертый-пятый, и урожай дает не 30–35 тонн с гектара, а 18–25 тонн, потому что деревьев высаживается меньше — не 1250–2500 штук на гектар, а от 500 до 1250, и по величине органические яблоки заметно уступают индустриальным. Зато живет органический сад не 10–12 лет, а 20–25 лет, и его общий ресурс плодоношения выше.
Так эксперимент или бизнес?
В «Донских садах» свой органик-проект рассматривают как эксперимент. «Мы посадили сад на залежных, целинных землях вдоль Дона, которые никогда не обрабатывались ядами, поэтому выбрать путь органического садоводства нам было несложно. Другой вопрос, что пока нет четкой уверенности, что все будет хорошо и мы начнем получать прибыль», — говорит Валерий Чешев. Свои сомнения он объясняет тем, что при работе по традиционной технологии знает, что получит порядка 85% стандартного яблока и 15% отправит в переработку, а в органическом саду ожидает не более 50% товарного яблока, которое, чтобы не получить убытки, надо будет продавать на 20–50% дороже обычной рыночной цены. Но как отреагирует потребитель на эту цену?
Не меньше сомнений по поводу реализации своих органических яблок и у Центрально-Черноземной плодово-ягодной компании, только там больше переживают не по поводу потребителей, а за политику торговых сетей: отведут ли отдельные полки под органические фрукты, если поставщиков органики еще слишком мало? В качестве перспективного направления в компании видят производство сока из органических яблок, его реализацию как внутри страны, так и на экспорт в европейские страны, где такая продукция стоит дорого. Опыт в производстве качественного сока прямого отжима в стеклянной таре со сроком хранения до двух лет у компании уже есть: к примеру, в 2021 году она выпустила 500 тыс. бутылок под брендом NewTone. Но расширять площадь органического сада в хозяйстве пока не планируют.
В «Агроном-саде» считают, что успех дела во многом зависит от выбранных сортов. «Мы выбрали сорта “Имрус” и “Либерти” благодаря их иммунным качествам, потому что именно генетические свойства определяют до 70 процентов пригодности того или иного сорта быть органическим, а далее уже реализуется сама технология», — говорит Ирина Шулипина и уточняет: это не означает, что другие сорта не могут быть произведены в качестве органических. В компании приняли решение продолжить эксперимент с органикой, этой весной планируют посадить еще 50 га сорта «Либерти». А для расширения ассортимента продукции прорабатывают технологию производства органического сока.
Между тем небольшой размер органического сада — это не минус, а скорее плюс для бизнеса. В Союзе органического земледелия обращают внимание на мировой опыт: средний размер органических садов в странах ЕС составляет 4–10 га. «Мелким производителям легче поддерживать и доносить ценности и смыслы органического земледелия, формировать и удерживать пул лояльных потребителей, в том числе через агротуризм, рассказы в соцсетях о природоподобных технологиях, которые они применяют», — считает Сергей Коршунов. По его мнению, в России на площади от 40 га уже можно создать экономически эффективное органическое садовое производство, которое способно поставлять свои фрукты в местные школы, детские сады, больницы и санатории. Кроме того, можно брать пример с американских органических фермеров, которые объединяются в кооперативы и создают устойчивые местные продовольственные системы, не зависят от импорта, ценовых колебаний глобального рынка продовольствия. Такая система создана в городах-миллионниках Миннеаполис и Сент-Пол, она включает в себя более 300 производителей, совместного дистрибутора органической продукции и 15 потребительских кооперативов, управляющих 17 розничными продовольственными магазинами. При этом доход, поступающий производителям после дистрибуторской и розничной наценки, превышает 50% продаж.
Фото: Предоставлено компанией «Агроном-сад»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl