Самокат повышенной надежности
Зеленоградский производитель электроники «Протон» выпустил оригинальную модель электросамокатов, чтобы войти в быстро растущий рынок кикшеринга
Доставщик пиццы или продуктов едет по городу на электровелосипеде — эта картинка уже всем знакома, а вот доставщик на электросамокате с прикрученным к нему коробом для товаров — на такую историю существует пока лишь запрос со стороны многочисленных сервисов по доставке еды. Производители электросамокатов думают, как реализовать это и другие пожелания потенциальных клиентов, свидетельствующие о том, что в ближайшие несколько лет рынок будет активно развиваться. Хотя он и так в последнее время всех удивляет: за год продажи электросамокатов в России выросли более чем в три раза, и сегодня только в кикшеринге — сервисе по предоставлению самокатов в краткосрочную аренду — задействовано более 90 тыс. штук, а всего в стране за первое полугодие 2021 года было продано около 335 тыс. штук. Объем рынка оценивается в 10 млрд рублей.
Спрос на самокаты в России на 99% удовлетворяется за счет импорта — прежде всего многочисленных брендов из Китая, а также с большим отрывом следующих за ними марок из Голландии, Германии, Испании, Таиланда и Кореи. И вот на этот плотный рынок, где по запросу в онлайне «купить самокат» сразу попадаешь на сайты маститых дилеров с широким предложением по ассортименту и ценам, решила выйти отечественная компания с полувековой историей, некогда известная как экспериментальный завод «Протон» Московского института электронной техники, а ныне — АО «Завод “Протон”».
Вложив в разработку нового продукта 20 млн рублей, компания на своих производственных площадях в ОЭЗ «Технополис Москва» в Зеленограде уже выпустила 330 электросамокатов, план следующего года — сделать тысячу штук. «Мы уже продали семьдесят самокатов для сервисов кикшеринга, они сдаются в прокат в Череповце, Сочи, ОреховоЗуеве, — рассказывает менеджер по проектам завода “Протон” Владислав Сысоев. — Покупают разными партиями, от десяти до сорока изделий, но мы хотели бы выйти на продажи от ста самокатов за раз и для этого наращиваем производство, создаем современный участок с цехами определенного цикла».
Разработано две модели самокатов — для кикшеринга и для продажи частным лицам. Пока все изделия реализуются под заказ, но в планах компании — открыть собственный магазин электротранспорта. Здесь уверены, что их продукция займет свою нишу на рынке, поскольку по техническим характеристикам она сопоставима с лучшими образцами известных брендов, в том числе Xiaomi, Kugoo, Ninebot, Neoline.
Завод «Протон» создан в 1972 году в Зеленограде. Специализируется на разработке и производстве полного цикла радиоэлектронной и микроэлектронной аппаратуры. Основные активы: производство площадью более 10 тыс. кв. м, станция технических испытаний. Выручка — 1,4 млрд рублей. Число сотрудников — 181 человек.
Всё для удобства клиента
Идея выпустить электросамокат принадлежит заместителю гендиректора «Протона» Виталию Сухову, а команда конструкторов, занявшись ее практическим воплощением, решила создать модель повышенной надежности, с дополнительными удобствами для пользователей и облегченным техническим обслуживанием. «Была поставлена задача сделать конструкцию с минимальным количеством разъемных соединений, так как многие серийные самокаты из-за большого количества соединений быстро разбалтываются, что делает их некомфортными и даже опасными в эксплуатации. Мы также хотели максимально скрыть все коммуникации — проводку, тормозные тросы, включая сопряжение рама—вилка», — рассказывают на заводе.
Вилку сделали неразборной — цельной и сварной, полностью спрятали провода и трос, что важно в антивандальных целях для использования самоката в кикшеринге. Рама тоже сварная, без болтовых соединений. Компоновку проводки и оборудования системы осуществили так, чтобы максимально сократить время сборки и разборки самоката, замену любого элемента системы — это снижает затраты на сервис. В отличие от большинства аналогов с колесами в 8–10 дюймов установили колеса в 14 дюймов, что облегчает управление самокатом, особенно для неопытных пользователей. Аккумуляторная батарея тоже быстросъемная, что сокращает время простоя и позволяет держать меньшее количество единиц техники на одной площадке. Подумали и о том, чтобы на платформе самоката разместить специализированный наждак, как у профессиональных скейтбордистов, для максимального сцепления подошвы обуви с поверхностью при любых погодных условиях.
Выпустив партию самокатов базовой модели, на заводе сразу приступили к ее усовершенствованию. К примеру, базовая не имеет переднего тормоза и подвесок, но конструкторы уже рассматривают варианты установки как барабанного тормоза, так и дискового — для большего удобства эксплуатации изделия. Разработано несколько вариантов передней подвески эластомерного типа, которые, в отличие от традиционных телескопических, не имеют трущихся элементов. «Сейчас наши подвески проходят тесты и мы работаем над параметрами узла и его дизайном, хотим унифицировать конструкцию, чтобы была возможность выбирать комплектацию или менять ее в процессе эксплуатации, не прибегая к сложным операциям и высоким затратам», — говорит Владислав Сысоев.
В базовой модели нет и складного механизма, который актуален для индивидуального использования и перевозок самоката в багажнике автомобиля или в общественном транспорте. Складной механизм разрабатывается и тоже будет защищен от разбалтывания в процессе эксплуатации.
Трудная дорога к импортозамещению
Самокаты завода «Протон» производятся на территории РФ и соответствуют статусу импортозамещающих, но при этом завод не раскрывает соотношение импортных и отечественных компонентов в изделиях. Это, скорее всего, объясняется тем, что доля отечественных узлов и материалов в их изделии относительно невелика. Не случайно в России вообще мало производителей самокатов. По данным таможенной компании «СБ Карго», ряд отечественных брендов самокатов, таких как Eltreco, Elbike, Novatrack, производят свой товар в Китае или Южной Корее, им известен лишь один отечественный производитель, который делает самокаты в России и даже экспортирует их, — это бренд Reactive.
Как рассказал владелец Reactive ИП Иван Барташов, он еще в 2016 году получил патент на изобретение и поставил на рынок линейку электросамокатов, не без основания считая себя первым производителем самокатов в стране. Объемы его бизнеса скромны: первую партию в 150 штук он продавал целых два года, а в этом году выпустил еще 100 штук. Но зато досконально изучил тему. «В 2015 году я подарил сестре один из лучших электросамокатов на рынке, модель Razor E300, но он был тяжелый, развивал небольшую скорость, имел малый запас хода, — рассказывает Иван. — И тогда пришла идея сделать самокат российского производства, я хотел выпустить такую модель, которая удовлетворяла бы моим представлениям о хорошем самокате». К проекту он привлек конструктора, который разработал опытный образец: легкость конструкции дал авиационный сплав алюминия, из которого сделали складывающуюся раму, а скорость обеспечил самостоятельно выполненный из компонентов LG аккумуляторный блок. После доработки модели заказ на изготовление рам разместили на одном из московских заводов, а сборку и предпродажную подготовку осуществляли в своем небольшом цехе силами двух мастеров. Разработка электросамоката обошлась в 200 тыс. рублей, а изготовление первой партии — в 6,5 млн.
Сейчас цены на сырье и комплектующие уже другие, но соотношение в готовом изделии импортных и отечественных компонентов не изменилось — 60% к 40%, а в стоимостном выражении этот разрыв еще выше — 80% к 20%. «В самокате наша конструкция, аккумулятор сделан самостоятельно, но из западных компонентов, преобразователь тока, тросы и провода отечественные, а мотор, колеса, покрышки, элементы управления — китайские», — поясняет Барташов.
На первый взгляд, зеленоградской продукции с большой долей иностранных комплектующих непросто найти покупателя на переполненном рынке. «Еще несколько лет назад рынок самокатов был свободен, два-три производителя, а сейчас их сотни, причем у таких известных брендов, как Xiaomi, Kugoo, есть неплохие модели, и учитывая, что они их производят десятками тысяч, конкурировать по цене очень сложно, в категории 20–30 тысяч рублей вообще бесполезно, только если делать сильно премиальный продукт», — полагает Иван Барташов, продукция которого продается по цене от 28 тыс. до 64 тыс. рублей.
Завод «Протон» продает свои самокаты по 75 тыс. рублей, то есть находится у нижней планки премиального ценового сегмента, объем которого оценивается в 10% рынка. Какие у него есть возможности для маневра? Несмотря на то что спрос в целом ориентирован на самокаты стоимостью до 50 тыс. рублей, со стороны шеринговых компаний есть интерес к более дорогим моделям — к примеру, цена популярных в прокате Ninebot Max Pro и Ninebot Pro достигает тысячи долларов. Правда, по запасу хода (до 40 км) самокат «Протона» сопоставим с более дешевыми моделями — по цене 50 тыс. рублей, зато он значительно превосходит их по легкости — весит всего 22 кг против 28–50 кг у аналогов, а также выдерживает максимальную загрузку до 220 кг, что характерно для сугубо премиальных моделей стоимостью от 130 тыс. руб.
В то же время в «Протоне» заверили, что цену самоката еще будут корректировать в сторону понижения и с этой целью уже подготовили план снижения себестоимости производства, правда, подробности не раскрыли. А Иван Барташов предположил, на чем можно дополнительно сэкономить: мотор и колеса заказывать не в Китае, а на одном заводе в Казани — этот вариант он просчитывал для себя, только вот выгода есть при партии в тысячу штук, как раз такой, на которую нацелены зеленоградцы.
Фото: предоставлено пресс-службой завода «Протон»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl