«Протон» выпустил оригинальную модель электросамокатов

ЭкспертHi-Tech

Самокат повышенной надежности

Зеленоградский производитель электроники «Протон» выпустил оригинальную модель электросамокатов, чтобы войти в быстро растущий рынок кикшеринга

Виктория Безуглова

Цельная и сварная конструкция, полностью спрятанные провода и трос, быстросъемная батарея и большие колеса — главные отличия самоката завода «Протон»

Доставщик пиццы или продуктов едет по городу на электровелосипеде — эта картинка уже всем знакома, а вот доставщик на электросамокате с прикрученным к нему коробом для товаров — на такую историю существует пока лишь запрос со стороны многочисленных сервисов по доставке еды. Производители электросамокатов думают, как реализовать это и другие пожелания потенциальных клиентов, свидетельствующие о том, что в ближайшие несколько лет рынок будет активно развиваться. Хотя он и так в последнее время всех удивляет: за год продажи электросамокатов в России выросли более чем в три раза, и сегодня только в кикшеринге — сервисе по предоставлению самокатов в краткосрочную аренду — задействовано более 90 тыс. штук, а всего в стране за первое полугодие 2021 года было продано около 335 тыс. штук. Объем рынка оценивается в 10 млрд рублей.

Спрос на самокаты в России на 99% удовлетворяется за счет импорта — прежде всего многочисленных брендов из Китая, а также с большим отрывом следующих за ними марок из Голландии, Германии, Испании, Таиланда и Кореи. И вот на этот плотный рынок, где по запросу в онлайне «купить самокат» сразу попадаешь на сайты маститых дилеров с широким предложением по ассортименту и ценам, решила выйти отечественная компания с полувековой историей, некогда известная как экспериментальный завод «Протон» Московского института электронной техники, а ныне — АО «Завод “Протон”».

Вложив в разработку нового продукта 20 млн рублей, компания на своих производственных площадях в ОЭЗ «Технополис Москва» в Зеленограде уже выпустила 330 электросамокатов, план следующего года — сделать тысячу штук. «Мы уже продали семьдесят самокатов для сервисов кикшеринга, они сдаются в прокат в Череповце, Сочи, ОреховоЗуеве, — рассказывает менеджер по проектам завода “Протон” Владислав Сысоев. — Покупают разными партиями, от десяти до сорока изделий, но мы хотели бы выйти на продажи от ста самокатов за раз и для этого наращиваем производство, создаем современный участок с цехами определенного цикла».

Разработано две модели самокатов — для кикшеринга и для продажи частным лицам. Пока все изделия реализуются под заказ, но в планах компании — открыть собственный магазин электротранспорта. Здесь уверены, что их продукция займет свою нишу на рынке, поскольку по техническим характеристикам она сопоставима с лучшими образцами известных брендов, в том числе Xiaomi, Kugoo, Ninebot, Neoline.

Завод «Протон» создан в 1972 году в Зеленограде. Специализируется на разработке и производстве полного цикла радиоэлектронной и микроэлектронной аппаратуры. Основные активы: производство площадью более 10 тыс. кв. м, станция технических испытаний. Выручка — 1,4 млрд рублей. Число сотрудников — 181 человек.

Всё для удобства клиента

Идея выпустить электросамокат принадлежит заместителю гендиректора «Протона» Виталию Сухову, а команда конструкторов, занявшись ее практическим воплощением, решила создать модель повышенной надежности, с дополнительными удобствами для пользователей и облегченным техническим обслуживанием. «Была поставлена задача сделать конструкцию с минимальным количеством разъемных соединений, так как многие серийные самокаты из-за большого количества соединений быстро разбалтываются, что делает их некомфортными и даже опасными в эксплуатации. Мы также хотели максимально скрыть все коммуникации — проводку, тормозные тросы, включая сопряжение рама—вилка», — рассказывают на заводе.

Вилку сделали неразборной — цельной и сварной, полностью спрятали провода и трос, что важно в антивандальных целях для использования самоката в кикшеринге. Рама тоже сварная, без болтовых соединений. Компоновку проводки и оборудования системы осуществили так, чтобы максимально сократить время сборки и разборки самоката, замену любого элемента системы — это снижает затраты на сервис. В отличие от большинства аналогов с колесами в 8–10 дюймов установили колеса в 14 дюймов, что облегчает управление самокатом, особенно для неопытных пользователей. Аккумуляторная батарея тоже быстросъемная, что сокращает время простоя и позволяет держать меньшее количество единиц техники на одной площадке. Подумали и о том, чтобы на платформе самоката разместить специализированный наждак, как у профессиональных скейтбордистов, для максимального сцепления подошвы обуви с поверхностью при любых погодных условиях.

Выпустив партию самокатов базовой модели, на заводе сразу приступили к ее усовершенствованию. К примеру, базовая не имеет переднего тормоза и подвесок, но конструкторы уже рассматривают варианты установки как барабанного тормоза, так и дискового — для большего удобства эксплуатации изделия. Разработано несколько вариантов передней подвески эластомерного типа, которые, в отличие от традиционных телескопических, не имеют трущихся элементов. «Сейчас наши подвески проходят тесты и мы работаем над параметрами узла и его дизайном, хотим унифицировать конструкцию, чтобы была возможность выбирать комплектацию или менять ее в процессе эксплуатации, не прибегая к сложным операциям и высоким затратам», — говорит Владислав Сысоев.

В базовой модели нет и складного механизма, который актуален для индивидуального использования и перевозок самоката в багажнике автомобиля или в общественном транспорте. Складной механизм разрабатывается и тоже будет защищен от разбалтывания в процессе эксплуатации.

Трудная дорога к импортозамещению

Самокаты завода «Протон» производятся на территории РФ и соответствуют статусу импортозамещающих, но при этом завод не раскрывает соотношение импортных и отечественных компонентов в изделиях. Это, скорее всего, объясняется тем, что доля отечественных узлов и материалов в их изделии относительно невелика. Не случайно в России вообще мало производителей самокатов. По данным таможенной компании «СБ Карго», ряд отечественных брендов самокатов, таких как Eltreco, Elbike, Novatrack, производят свой товар в Китае или Южной Корее, им известен лишь один отечественный производитель, который делает самокаты в России и даже экспортирует их, — это бренд Reactive.

Как рассказал владелец Reactive ИП Иван Барташов, он еще в 2016 году получил патент на изобретение и поставил на рынок линейку электросамокатов, не без основания считая себя первым производителем самокатов в стране. Объемы его бизнеса скромны: первую партию в 150 штук он продавал целых два года, а в этом году выпустил еще 100 штук. Но зато досконально изучил тему. «В 2015 году я подарил сестре один из лучших электросамокатов на рынке, модель Razor E300, но он был тяжелый, развивал небольшую скорость, имел малый запас хода, — рассказывает Иван. — И тогда пришла идея сделать самокат российского производства, я хотел выпустить такую модель, которая удовлетворяла бы моим представлениям о хорошем самокате». К проекту он привлек конструктора, который разработал опытный образец: легкость конструкции дал авиационный сплав алюминия, из которого сделали складывающуюся раму, а скорость обеспечил самостоятельно выполненный из компонентов LG аккумуляторный блок. После доработки модели заказ на изготовление рам разместили на одном из московских заводов, а сборку и предпродажную подготовку осуществляли в своем небольшом цехе силами двух мастеров. Разработка электросамоката обошлась в 200 тыс. рублей, а изготовление первой партии — в 6,5 млн.

Сейчас цены на сырье и комплектующие уже другие, но соотношение в готовом изделии импортных и отечественных компонентов не изменилось — 60% к 40%, а в стоимостном выражении этот разрыв еще выше — 80% к 20%. «В самокате наша конструкция, аккумулятор сделан самостоятельно, но из западных компонентов, преобразователь тока, тросы и провода отечественные, а мотор, колеса, покрышки, элементы управления — китайские», — поясняет Барташов.

На первый взгляд, зеленоградской продукции с большой долей иностранных комплектующих непросто найти покупателя на переполненном рынке. «Еще несколько лет назад рынок самокатов был свободен, два-три производителя, а сейчас их сотни, причем у таких известных брендов, как Xiaomi, Kugoo, есть неплохие модели, и учитывая, что они их производят десятками тысяч, конкурировать по цене очень сложно, в категории 20–30 тысяч рублей вообще бесполезно, только если делать сильно премиальный продукт», — полагает Иван Барташов, продукция которого продается по цене от 28 тыс. до 64 тыс. рублей.

Завод «Протон» продает свои самокаты по 75 тыс. рублей, то есть находится у нижней планки премиального ценового сегмента, объем которого оценивается в 10% рынка. Какие у него есть возможности для маневра? Несмотря на то что спрос в целом ориентирован на самокаты стоимостью до 50 тыс. рублей, со стороны шеринговых компаний есть интерес к более дорогим моделям — к примеру, цена популярных в прокате Ninebot Max Pro и Ninebot Pro достигает тысячи долларов. Правда, по запасу хода (до 40 км) самокат «Протона» сопоставим с более дешевыми моделями — по цене 50 тыс. рублей, зато он значительно превосходит их по легкости — весит всего 22 кг против 28–50 кг у аналогов, а также выдерживает максимальную загрузку до 220 кг, что характерно для сугубо премиальных моделей стоимостью от 130 тыс. руб.

В то же время в «Протоне» заверили, что цену самоката еще будут корректировать в сторону понижения и с этой целью уже подготовили план снижения себестоимости производства, правда, подробности не раскрыли. А Иван Барташов предположил, на чем можно дополнительно сэкономить: мотор и колеса заказывать не в Китае, а на одном заводе в Казани — этот вариант он просчитывал для себя, только вот выгода есть при партии в тысячу штук, как раз такой, на которую нацелены зеленоградцы.

Фото: предоставлено пресс-службой завода «Протон»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«В школах должно возникать как можно больше правильных конфликтов» «В школах должно возникать как можно больше правильных конфликтов»

Детей нужно обучать разрешению конфликтов, а педагогов — умению уступать

Эксперт
О чем не расскажут риэлторы: безопасно ли жить там, где кто-то умер? О чем не расскажут риэлторы: безопасно ли жить там, где кто-то умер?

Стоит ли избегать квартир, в которых произошла смерть?

Psychologies
Глобальный сдвиг или глубочайший кризис: каким будет 2021 год Глобальный сдвиг или глубочайший кризис: каким будет 2021 год

Список главных трендов года

РБК
Когда тревога невыносима: наши детские травмы и первые правила самопомощи Когда тревога невыносима: наши детские травмы и первые правила самопомощи

Не все травмы можно излечить даже с самым профессиональным психотерапевтом

Psychologies
Дорогое наследство Дорогое наследство

Почему держать на своем счету американские бумаги — худшее из возможных решений

Forbes
Стыд и спам Стыд и спам

История спама — от банки посредственной ветчины до многомиллионных махинаций

GQ
Виртуальная девушка поможет стать долгожителем Виртуальная девушка поможет стать долгожителем

Создатели приложения Otri хотят победить неправильное питание

Эксперт
Квартира на максималках: 6 cоветов по выбору квартиры мечты Квартира на максималках: 6 cоветов по выбору квартиры мечты

6 советов, которые помогут не прогадать с выбором квартиры

Maxim
Список надежды Список надежды

Forbes представляет третий российский рейтинг молодых и перспективных до 30 лет

Forbes
Из бухгалтера в визажиста: как я изменила свою судьбу Из бухгалтера в визажиста: как я изменила свою судьбу

Как часто, идя на поводу у страхов, мы занимаемся нелюбимыми делами

Psychologies
Моя дорогая Моя дорогая

Может ли современная женщина выстроить стабильные здоровые отношения с деньгами?

Cosmopolitan
Юлия Пересильд улетела в космос для съемок. Рассказываем о фильме и показываем ее фото. Без скафандра Юлия Пересильд улетела в космос для съемок. Рассказываем о фильме и показываем ее фото. Без скафандра

Фотографии главной героини еще не снятого, но уже нашумевшего фильма «Вызов»

Maxim
От первого в СССР магазина с западными стандартами до устаревшего ТЦ: история универмага «Москва» От первого в СССР магазина с западными стандартами до устаревшего ТЦ: история универмага «Москва»

История универмага «Москва»

VC.RU
«Кто тебя победил никто»: история упущенных возможностей «Кто тебя победил никто»: история упущенных возможностей

Фильм Любови Аркус об Алле Демидовой — поток времени сквозь экран

Эксперт
Как решать проблемы креативно Как решать проблемы креативно

Рассказываем, как решать проблемы креативно  на примере наших любимых киногероев

GQ
5 сериалов, которые помогут перенести новый локдаун 5 сериалов, которые помогут перенести новый локдаун

Несколько сериалов, остановиться смотреть которые практически невозможно.

GQ
Главред «Новой газеты» Дмитрий Муратов получил Нобелевскую премию мира. Кажется, это понравилось не всем Главред «Новой газеты» Дмитрий Муратов получил Нобелевскую премию мира. Кажется, это понравилось не всем

Дмитрия Муратова и Марию Ресса наградили за «усилия по защите свободы слова»

СНОБ
«Мама бросила меня. Но я все еще жду ее»: история отвергнутой дочери «Мама бросила меня. Но я все еще жду ее»: история отвергнутой дочери

Юлии тридцать лет, но она до сих пор ищет маму, которой она совсем не нужна

Psychologies
Теснота нестихового ряда Теснота нестихового ряда

Игорь Гулин о поэзии Сергея Кулле

Weekend
Культовые игры, которые запускаются даже на слабых системах Культовые игры, которые запускаются даже на слабых системах

Вспоминаем лучшие тайтлы, в которые не стыдно сыграть даже спустя 15 лет

Maxim
Скульптура, состоящая из ассоциаций Скульптура, состоящая из ассоциаций

Скульптура на набережной: что москвичи узнали об искусстве и о самих себе

Наука
Сезонные напасти Сезонные напасти

Как защитить себя и своих близких от обострения хронических заболеваний осенью?

Добрые советы
«Леша, ничего личного!» Дикие истории покупателей новых машин в России «Леша, ничего личного!» Дикие истории покупателей новых машин в России

От бешеных накруток до импульсивных покупок и попыток заработать на дефиците

РБК
В сперме не было ни одного сперматозоида: как я перенесла неудачную попытку ЭКО В сперме не было ни одного сперматозоида: как я перенесла неудачную попытку ЭКО

Беременность не всегда наступает быстро

Cosmopolitan
Марина Казанкова: Марина Казанкова:

Интервью с актрисой Мариной Казанковой

Караван историй
Строит магазины без окон, чтобы люди теряли счёт времени и думали о покупках: как IKEA заставляет тратить больше Строит магазины без окон, чтобы люди теряли счёт времени и думали о покупках: как IKEA заставляет тратить больше

Большая часть продаж IKEA приходится на незапланированные покупки посетителей

VC.RU
Анастасия Вертинская: Анастасия Вертинская:

Анастасия Вертинская вспоминает свое детство и рассказывает о родителях

Караван историй
9 недавних стихийных бедствий, вызванных изменением климата 9 недавних стихийных бедствий, вызванных изменением климата

Самых масштабные катастрофы, вызванные глобальным потеплением

Популярная механика
Лесные дали Лесные дали

Лучший шеф-повар России снимает шляпу перед грибами

Tatler
5 корейских сериалов для тех, кто уже посмотрел «Игру в кальмара» 5 корейских сериалов для тех, кто уже посмотрел «Игру в кальмара»

Что еще заслуживает внимания, если работу Хван Дон-хека вы уже видели

GQ
Открыть в приложении