«Протон» выпустил оригинальную модель электросамокатов

ЭкспертHi-Tech

Самокат повышенной надежности

Зеленоградский производитель электроники «Протон» выпустил оригинальную модель электросамокатов, чтобы войти в быстро растущий рынок кикшеринга

Виктория Безуглова

Цельная и сварная конструкция, полностью спрятанные провода и трос, быстросъемная батарея и большие колеса — главные отличия самоката завода «Протон»

Доставщик пиццы или продуктов едет по городу на электровелосипеде — эта картинка уже всем знакома, а вот доставщик на электросамокате с прикрученным к нему коробом для товаров — на такую историю существует пока лишь запрос со стороны многочисленных сервисов по доставке еды. Производители электросамокатов думают, как реализовать это и другие пожелания потенциальных клиентов, свидетельствующие о том, что в ближайшие несколько лет рынок будет активно развиваться. Хотя он и так в последнее время всех удивляет: за год продажи электросамокатов в России выросли более чем в три раза, и сегодня только в кикшеринге — сервисе по предоставлению самокатов в краткосрочную аренду — задействовано более 90 тыс. штук, а всего в стране за первое полугодие 2021 года было продано около 335 тыс. штук. Объем рынка оценивается в 10 млрд рублей.

Спрос на самокаты в России на 99% удовлетворяется за счет импорта — прежде всего многочисленных брендов из Китая, а также с большим отрывом следующих за ними марок из Голландии, Германии, Испании, Таиланда и Кореи. И вот на этот плотный рынок, где по запросу в онлайне «купить самокат» сразу попадаешь на сайты маститых дилеров с широким предложением по ассортименту и ценам, решила выйти отечественная компания с полувековой историей, некогда известная как экспериментальный завод «Протон» Московского института электронной техники, а ныне — АО «Завод “Протон”».

Вложив в разработку нового продукта 20 млн рублей, компания на своих производственных площадях в ОЭЗ «Технополис Москва» в Зеленограде уже выпустила 330 электросамокатов, план следующего года — сделать тысячу штук. «Мы уже продали семьдесят самокатов для сервисов кикшеринга, они сдаются в прокат в Череповце, Сочи, ОреховоЗуеве, — рассказывает менеджер по проектам завода “Протон” Владислав Сысоев. — Покупают разными партиями, от десяти до сорока изделий, но мы хотели бы выйти на продажи от ста самокатов за раз и для этого наращиваем производство, создаем современный участок с цехами определенного цикла».

Разработано две модели самокатов — для кикшеринга и для продажи частным лицам. Пока все изделия реализуются под заказ, но в планах компании — открыть собственный магазин электротранспорта. Здесь уверены, что их продукция займет свою нишу на рынке, поскольку по техническим характеристикам она сопоставима с лучшими образцами известных брендов, в том числе Xiaomi, Kugoo, Ninebot, Neoline.

Завод «Протон» создан в 1972 году в Зеленограде. Специализируется на разработке и производстве полного цикла радиоэлектронной и микроэлектронной аппаратуры. Основные активы: производство площадью более 10 тыс. кв. м, станция технических испытаний. Выручка — 1,4 млрд рублей. Число сотрудников — 181 человек.

Всё для удобства клиента

Идея выпустить электросамокат принадлежит заместителю гендиректора «Протона» Виталию Сухову, а команда конструкторов, занявшись ее практическим воплощением, решила создать модель повышенной надежности, с дополнительными удобствами для пользователей и облегченным техническим обслуживанием. «Была поставлена задача сделать конструкцию с минимальным количеством разъемных соединений, так как многие серийные самокаты из-за большого количества соединений быстро разбалтываются, что делает их некомфортными и даже опасными в эксплуатации. Мы также хотели максимально скрыть все коммуникации — проводку, тормозные тросы, включая сопряжение рама—вилка», — рассказывают на заводе.

Вилку сделали неразборной — цельной и сварной, полностью спрятали провода и трос, что важно в антивандальных целях для использования самоката в кикшеринге. Рама тоже сварная, без болтовых соединений. Компоновку проводки и оборудования системы осуществили так, чтобы максимально сократить время сборки и разборки самоката, замену любого элемента системы — это снижает затраты на сервис. В отличие от большинства аналогов с колесами в 8–10 дюймов установили колеса в 14 дюймов, что облегчает управление самокатом, особенно для неопытных пользователей. Аккумуляторная батарея тоже быстросъемная, что сокращает время простоя и позволяет держать меньшее количество единиц техники на одной площадке. Подумали и о том, чтобы на платформе самоката разместить специализированный наждак, как у профессиональных скейтбордистов, для максимального сцепления подошвы обуви с поверхностью при любых погодных условиях.

Выпустив партию самокатов базовой модели, на заводе сразу приступили к ее усовершенствованию. К примеру, базовая не имеет переднего тормоза и подвесок, но конструкторы уже рассматривают варианты установки как барабанного тормоза, так и дискового — для большего удобства эксплуатации изделия. Разработано несколько вариантов передней подвески эластомерного типа, которые, в отличие от традиционных телескопических, не имеют трущихся элементов. «Сейчас наши подвески проходят тесты и мы работаем над параметрами узла и его дизайном, хотим унифицировать конструкцию, чтобы была возможность выбирать комплектацию или менять ее в процессе эксплуатации, не прибегая к сложным операциям и высоким затратам», — говорит Владислав Сысоев.

В базовой модели нет и складного механизма, который актуален для индивидуального использования и перевозок самоката в багажнике автомобиля или в общественном транспорте. Складной механизм разрабатывается и тоже будет защищен от разбалтывания в процессе эксплуатации.

Трудная дорога к импортозамещению

Самокаты завода «Протон» производятся на территории РФ и соответствуют статусу импортозамещающих, но при этом завод не раскрывает соотношение импортных и отечественных компонентов в изделиях. Это, скорее всего, объясняется тем, что доля отечественных узлов и материалов в их изделии относительно невелика. Не случайно в России вообще мало производителей самокатов. По данным таможенной компании «СБ Карго», ряд отечественных брендов самокатов, таких как Eltreco, Elbike, Novatrack, производят свой товар в Китае или Южной Корее, им известен лишь один отечественный производитель, который делает самокаты в России и даже экспортирует их, — это бренд Reactive.

Как рассказал владелец Reactive ИП Иван Барташов, он еще в 2016 году получил патент на изобретение и поставил на рынок линейку электросамокатов, не без основания считая себя первым производителем самокатов в стране. Объемы его бизнеса скромны: первую партию в 150 штук он продавал целых два года, а в этом году выпустил еще 100 штук. Но зато досконально изучил тему. «В 2015 году я подарил сестре один из лучших электросамокатов на рынке, модель Razor E300, но он был тяжелый, развивал небольшую скорость, имел малый запас хода, — рассказывает Иван. — И тогда пришла идея сделать самокат российского производства, я хотел выпустить такую модель, которая удовлетворяла бы моим представлениям о хорошем самокате». К проекту он привлек конструктора, который разработал опытный образец: легкость конструкции дал авиационный сплав алюминия, из которого сделали складывающуюся раму, а скорость обеспечил самостоятельно выполненный из компонентов LG аккумуляторный блок. После доработки модели заказ на изготовление рам разместили на одном из московских заводов, а сборку и предпродажную подготовку осуществляли в своем небольшом цехе силами двух мастеров. Разработка электросамоката обошлась в 200 тыс. рублей, а изготовление первой партии — в 6,5 млн.

Сейчас цены на сырье и комплектующие уже другие, но соотношение в готовом изделии импортных и отечественных компонентов не изменилось — 60% к 40%, а в стоимостном выражении этот разрыв еще выше — 80% к 20%. «В самокате наша конструкция, аккумулятор сделан самостоятельно, но из западных компонентов, преобразователь тока, тросы и провода отечественные, а мотор, колеса, покрышки, элементы управления — китайские», — поясняет Барташов.

На первый взгляд, зеленоградской продукции с большой долей иностранных комплектующих непросто найти покупателя на переполненном рынке. «Еще несколько лет назад рынок самокатов был свободен, два-три производителя, а сейчас их сотни, причем у таких известных брендов, как Xiaomi, Kugoo, есть неплохие модели, и учитывая, что они их производят десятками тысяч, конкурировать по цене очень сложно, в категории 20–30 тысяч рублей вообще бесполезно, только если делать сильно премиальный продукт», — полагает Иван Барташов, продукция которого продается по цене от 28 тыс. до 64 тыс. рублей.

Завод «Протон» продает свои самокаты по 75 тыс. рублей, то есть находится у нижней планки премиального ценового сегмента, объем которого оценивается в 10% рынка. Какие у него есть возможности для маневра? Несмотря на то что спрос в целом ориентирован на самокаты стоимостью до 50 тыс. рублей, со стороны шеринговых компаний есть интерес к более дорогим моделям — к примеру, цена популярных в прокате Ninebot Max Pro и Ninebot Pro достигает тысячи долларов. Правда, по запасу хода (до 40 км) самокат «Протона» сопоставим с более дешевыми моделями — по цене 50 тыс. рублей, зато он значительно превосходит их по легкости — весит всего 22 кг против 28–50 кг у аналогов, а также выдерживает максимальную загрузку до 220 кг, что характерно для сугубо премиальных моделей стоимостью от 130 тыс. руб.

В то же время в «Протоне» заверили, что цену самоката еще будут корректировать в сторону понижения и с этой целью уже подготовили план снижения себестоимости производства, правда, подробности не раскрыли. А Иван Барташов предположил, на чем можно дополнительно сэкономить: мотор и колеса заказывать не в Китае, а на одном заводе в Казани — этот вариант он просчитывал для себя, только вот выгода есть при партии в тысячу штук, как раз такой, на которую нацелены зеленоградцы.

Фото: предоставлено пресс-службой завода «Протон»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Глобальный сдвиг или глубочайший кризис: каким будет 2021 год Глобальный сдвиг или глубочайший кризис: каким будет 2021 год

Список главных трендов года

РБК
Ошибка 0xc0000005 при запуске игры или приложения: как ее исправить Ошибка 0xc0000005 при запуске игры или приложения: как ее исправить

Ошибка 0xc0000005: почему она возникает и как её исправить?

CHIP
Кризис перепроизводства контента: тексты, аудио, видео Кризис перепроизводства контента: тексты, аудио, видео

Почему контента так много и как к этому привыкнуть?

Эксперт
Водородный разворот: ближайшее будущее нового топлива Водородный разворот: ближайшее будущее нового топлива

Как устроена водородная энергетика и чем «водоробус» лучше электробуса

Популярная механика
«Движовый» регион для самого молодого губернатора «Движовый» регион для самого молодого губернатора

Как Калининградская область и Антон Алиханов понравились друг другу

Эксперт
Куртка для героя: за что Жан-Поль Бельмондо любил французский бренд Chapal Куртка для героя: за что Жан-Поль Бельмондо любил французский бренд Chapal

За что летные куртки Chapal так любил Жан-Поль Бельмондо и так ценят гонщики

Forbes
Мозговой шторм Мозговой шторм

Что такое когнитивный диссонанс?

Maxim
Лучшие хорроры 2021 года Лучшие хорроры 2021 года

Список самых любопытных хорроров года 2021 года

Esquire
Не жалея ни женщин, ни детей Не жалея ни женщин, ни детей

Процесс по делу об айнзацгруппах в Нюрнберге

Дилетант
Как меняются отношения после рождения ребенка Как меняются отношения после рождения ребенка

Как победить кризис в отношениях после рождения ребенка?

Лиза
Рафинированные углеводы нарушили память старых крыс Рафинированные углеводы нарушили память старых крыс

Диета с рафинированными углеводами нарушили память старых крыс

N+1
«В лесу много подводных камней» «В лесу много подводных камней»

Можно ли добиться углеродной нейтральности отказом от угля и высадкой деревьев?

РБК
Обложки трудной судьбы Обложки трудной судьбы

Кого и чем оскорбляли, унижали и растлевали разные обложки, постеры и афиши

Weekend
Новый главный Новый главный

Самый большой, сложный и мощный космический телескоп в истории

Популярная механика
Частный детектив разоблачила 150 измен и учит распознавать признаки неверности Частный детектив разоблачила 150 измен и учит распознавать признаки неверности

Частный детектив рассказывает о своей работе и о признаках супружеской измены

Psychologies
Можно помедленнее? Можно помедленнее?

Slow sex («медленный секс»). Точно стоит попробовать, если есть время и силы

Cosmopolitan
Запарили всех Запарили всех

Как выбросы парниковых газов нарушают права человека

РБК
Может ли работодатель сэкономить на налогах за счет ДМС. Объясняет юрист Может ли работодатель сэкономить на налогах за счет ДМС. Объясняет юрист

ДМС — это социальная нагрузка организаций, влекущая небыструю выгоду

Inc.
Какие ваши годы Какие ваши годы

Какие факторы определяют отношение к возрасту

Grazia
Следуй за ним: чем заканчиваются попытки быть «женственной» Следуй за ним: чем заканчиваются попытки быть «женственной»

Почему попытки «следовать за мужем» не дают результата

Cosmopolitan
«Обязательный завтрак, вредный кофе и опасный фастфуд. Почему  почти все, что нам рассказывали о еде, неправда» «Обязательный завтрак, вредный кофе и опасный фастфуд. Почему  почти все, что нам рассказывали о еде, неправда»

Насколько популярные утверждения о еде иногда далеки от правды

N+1
Самая известная советская эскортница: как сложилась судьба «Интердевочки» Самая известная советская эскортница: как сложилась судьба «Интердевочки»

Елена Яковлева с детства знала, что станет актрисой

Cosmopolitan
Модернизация легенды Модернизация легенды

ВССМ «Винторез» и АСМ «Вал»

Популярная механика
«Давай сделаем селфи»: 15 признаков, что он в тебя влюбился «Давай сделаем селфи»: 15 признаков, что он в тебя влюбился

Как понять, что ты действительно очень много для него значишь!

Cosmopolitan
И это красиво: знаменитости, женившиеся на девушках с физическими недостатками И это красиво: знаменитости, женившиеся на девушках с физическими недостатками

Любви покорно многое и неважны никакие предрассудки

Cosmopolitan
Девять шагов региона к реальной декарбонизации Девять шагов региона к реальной декарбонизации

Как российским регионам подготовиться к углеродному регулированию?

Эксперт
Цифровизация как неизбежность Цифровизация как неизбежность

Какие digital-решения использует агросектор

Агроинвестор
«Усатая» княгиня. Отрывок из книги о предпринимательницах XVIII века «Усатая» княгиня. Отрывок из книги о предпринимательницах XVIII века

Представительницы, которым удалось построить и «удержать» бизнес в XVIII веке

СНОБ
Физики не нашли нарушений CPT-симметрии в распадах ортопозитрония Физики не нашли нарушений CPT-симметрии в распадах ортопозитрония

Выполнение CPT-симметрии в процессах трехфотонного распада ортопозитрония

N+1
Сетевому архитектору из Мичигана долго не проводили интернет — тогда он создал свой оператор связи и подключил соседей Сетевому архитектору из Мичигана долго не проводили интернет — тогда он создал свой оператор связи и подключил соседей

Как Джаред Мауч сам себе подключил высокоскоростной интернет

VC.RU
Открыть в приложении