Как формируется Трансарктический транспортный коридор

ЭкспертБизнес

Маршрут упирается в лёд

Как формируется Трансарктический транспортный коридор

Текст: Анастасия Львова

Россия трансформирует проект Севморпути в Трансарктический транспортный коридор. Предполагается, что его маршрут расширится на западе до порта Санкт-Петербург и на восток — до Владивостока. Правительству и «Росатому» поручено актуализировать прогнозы грузопотока, сформулировать финансово-экономическую модель судоходства, определиться с тарификацией, построить флот, расширить портовые мощности, обеспечить спутниковую связь в Арктике и многое другое. К проекту СМП уже подключились Китай и Белоруссия. Но все эти планы придется реализовывать в условиях дефицита финансирования, отметили участники прошедшего в Совете федерации совещания по теме развития СМП.

Севморпуть расширяется вглубь и вширь

План развития Севморпути состоит из пяти ключевых элементов: формирование грузовой базы, создание транспортной инфраструктуры, строительство ледокольного флота, обеспечение безопасности судоходства и создание современной системы связи и управления судоходством в Арктике.

Сейчас к акватории СМП относятся шесть портов: Певек, Тикси, Хатанга, Диксон, Дудинка и Сабетта. По итогам поездки в Мурманск в этом году президент России Владимир Путин поручил актуализировать стратегию развития Арктической зоны страны и сделать эти планы масштабнее: сформировать Трансарктический транспортный коридор. СМП должен стать ключевым участком этого коридора, который пройдет от Санкт-Петербурга через Мурманск до Владивостока.

В 2024 году грузопоток по Севморпути составил 37,9 млн тонн, превысив прошлогодний рекордный результат на 1,6 млн тонн. Основной вклад в прирост объемов внес НОВАТЭК (24,3 млн тонн), сообщал ранее спецпредставитель «Росатома» по Арктике Владимир Панов. К 2030 году грузопоток по СМП должен вырасти как минимум до 109 млн тонн (это целевой показатель федерального проекта «Большой СМП»). Однако, как следует из майских поручений президента, этот показатель грузопотока должен быть актуализирован (вероятно, в сторону увеличения).

Мероприятия арктического проекта

Стратегия развития Арктической зоны до 2035 года была утверждена правительством в 2022 году, напомнил на прошедшем 26 мая совещании в Совфеде директор департамента развития Арктической зоны и реализации инфраструктурных проектов Минвостокразвития Илья Чернов. «В Архангельске уже строится глубоководный район порта с пропускной способностью 25 млн тонн (в год. — «Эксперт») совместно с китайской контейнерной судоходной линией NewNew Shipping Line. В Мурманске планируется построить многофункциональный перегрузочный комплекс с партнерами из Республики Беларусь. Это говорит о том, что Севморпуть становится интересен нашим международным партнерам», — заявил Чернов на совещании. Однако NewNew Shipping Line пока только анонсировала инвестиции в порты, размер вложений не назывался.

Ситуация с флотом

Для вывоза грузов по СМП Россия ведет беспрецедентное по темпам строительство атомных ледоколов, отметил замдиректора департамента развития СМП и Арктики «Росатома» Дмитрий Добровский. Сейчас в составе флота восемь ледоколов (из них четыре — нового проекта 22220). Четвертый новый ледокол — «Якутия» — вошел в состав флота в марте этого года. Заложены еще три ледокола («Чукотка» и «Ленинград» проекта 22220, а также атомный головной ледокол «Россия» проекта «Лидер»). В ноябре будет заложен атомоход «Сталинград», ранее сообщал глава «Росатома» Алексей Лихачев. Кроме того, госкорпорации нужно не позднее 2026 года принять решение о начале строительства восьмого ледокола.

Совместно с правительством «Росатом» также должен сформировать программу строительства судов арктического грузового флота на отечественных или зарубежных верфях (до 1 августа), а также обеспечить начиная с этого года создание отечественного дноуглубительного флота (предложения также ожидаются до августа). Полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев еще в прошлом году говорил, что российские верфи способны построить к 2030 году лишь 16 грузовых судов, пригодных для эксплуатации в Арктике, из необходимых 70. «Росатом» оценивал потребности во флоте еще выше — в 116 судов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Арена на двоих Арена на двоих

Как исторически складывались отношения России и США

Эксперт
Нижний Новгород: без лишних слов Нижний Новгород: без лишних слов

Нижний Новгород – место, где «заезженные эпитеты» имеют право на жизнь

Вокруг света
Андрей Бершадский: «У профессионального управляющего нет хрустального шара» Андрей Бершадский: «У профессионального управляющего нет хрустального шара»

Гендиректор УК «Первая» — о ситуации на российском фондовом рынке

РБК
Самый секретный агент Самый секретный агент

Из чего сделан мир Джеймса Бонда Яна Флеминга

Weekend
Ефремовы Ефремовы

Чета Ефремовых: от основателя «Современника» до звёзд сегодняшнего дня

Караван историй
Июньская метель снежноцвета Июньская метель снежноцвета

Снежноцветы считаются красивейшими деревьями, и с этим трудно не согласиться

Наука и жизнь
Даниил Шульгин Даниил Шульгин

Шуля (Даниил Шульгин) — кофаундер панк-бренда Stenosis

Собака.ru
Золото Владивостока Золото Владивостока

Владивосток: город, где каждая сопка — готовый кадр для открытки

Отдых в России
«Дневник невидимки»: история необычной старшеклассницы с обычными проблемами «Дневник невидимки»: история необычной старшеклассницы с обычными проблемами

Отрывок из «Дневника невидимки» — романа о том, как оставаться собой

Forbes
Когда медицина перестает быть бумажной: как Москва лечит людей и спасает деревья Когда медицина перестает быть бумажной: как Москва лечит людей и спасает деревья

Как электронная медицина спасает сотни деревьев?

Правила жизни
С усилием, но без насилия (над собой) С усилием, но без насилия (над собой)

10 «наивных вопросов» про потенциал человека

Psychologies
Буддийские и даосские храмы Китая оказались убежищами для вековых деревьев Буддийские и даосские храмы Китая оказались убежищами для вековых деревьев

На территории буддийских и даосских храмов Китая сохранились вековые деревья

N+1
От семейной игры до всемирного бума: как падел стал популярным видом спорта От семейной игры до всемирного бума: как падел стал популярным видом спорта

Падел: за что эту игру так полюбили и как она меняет спортивный ландшафт?

Forbes
Как добавление специй может помочь сократить потребление пищи Как добавление специй может помочь сократить потребление пищи

Хотите сократить потребление калорий, не чувствуя себя обделенным?

ТехИнсайдер
Мы получаем 47 заказов каждую секунду Мы получаем 47 заказов каждую секунду

Почему платформенная экономика становится новой формой экономических отношений

Эксперт
Жизнь – игра Жизнь – игра

Галантный век: как дух эпохи отражается в нескольких предметах

Вокруг света
«Астероиды: рожденные пламенем» «Астероиды: рожденные пламенем»

Как ученые научились анализировать состав астероидов

N+1
Дорого и сложно: что тормозит внедрение ИИ в медицину Дорого и сложно: что тормозит внедрение ИИ в медицину

Почему внедрение инноваций в медицине происходит так медленно?

Forbes
Омнимодальность — главный тренд в сфере ИИ Омнимодальность — главный тренд в сфере ИИ

Как формируется новая культура потребления

Эксперт
Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы

О чем писали в журнале «Наука и жизнь» в годы Великой Отечественной войны?

Наука и жизнь
Ключи от города Ключи от города

Мы даем несколько «точек входа» в Лиссабон, которые помогут понять его

Seasons of life
«Все неправда!» Тайная причина, почему ни один мотоцикл не ездит быстрее 300 км/ч «Все неправда!» Тайная причина, почему ни один мотоцикл не ездит быстрее 300 км/ч

Почему у мотоциклов есть ограничения по скорости?

ТехИнсайдер
Attaque De Panique Attaque De Panique

О том, как на арт-сцене Петербурга появился коллектив-феномен

Собака.ru
Ежи от болезней и средневековый фастфуд: странные пищевые привычки времен Средневековья Ежи от болезней и средневековый фастфуд: странные пищевые привычки времен Средневековья

Страдающие ежи и Средневековье: что ели люди в эпоху рыцарей?

ТехИнсайдер
Летчик, моряк, трудоголик и муж. Жизнь принца Филиппа — в фактах и фотографиях Летчик, моряк, трудоголик и муж. Жизнь принца Филиппа — в фактах и фотографиях

История жизни одного из самых трудолюбивых членов британской монаршей семьи

Правила жизни
Очередь как новая валюта: почему миллионеры стоят за бургерами по три часа Очередь как новая валюта: почему миллионеры стоят за бургерами по три часа

Почему очереди за дефицитным товаром вновь стали актуальны?

Inc.
Вечный дозор: феномен Тимура Бекмамбетова в 10 его фильмах Вечный дозор: феномен Тимура Бекмамбетова в 10 его фильмах

10 проектов, которые расскажут о пути Тимура Бекмамбетова в кино

Правила жизни
Креативность: врождённый дар или умение? Креативность: врождённый дар или умение?

Можно ли стать креативным или нужно им родиться?

Здоровье
Вот почему люди стали использовать огонь — и приготовление пищи тут не при чем Вот почему люди стали использовать огонь — и приготовление пищи тут не при чем

Исследование, перечеркнувшее привычную картину: зачем люди приручили огонь

Inc.
Советский Дэн Сяопин? Советский Дэн Сяопин?

Именно Андропов смог нарисовать траекторию экономических реформ. Так ли это?

Дилетант
Открыть в приложении