«В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это»
Легко ли миллениалу делать кофейный бизнес в России

Стать хозяином кофейни — идея, распространенная среди начинающих предпринимателей. Однако чисто теоретически легким этот бизнес быть не может — слишком высока конкуренция. Она должна ощутимо давить на бизнес, даже в Москве, возможности для роста огромны. В нашем интервью с Георгием Харебашвили и Евгением Шотом, сравнительно молодыми игроками этого рынка, мы обсудили проблемы и перспективы этого сектора, а также то, с чем сталкивается человек, решившийся открыть собственный, пусть даже маленький бизнес.
Дружба дружбой, а денежки врозь
— Гоша, давай начнем с твоих проектов. У тебя их два: кофейня «Путь» и производство сухих замен сиропа My Sweet Dust. Что появилось раньше?
— Производство появилось первым. Кофейня появилась чуть больше года назад, а производству уже больше четырех лет. По меркам бизнеса это тоже немного совсем. Я пришел к этому не один, а вместе со своим партнером Настей, которая уже миллион лет в кофейной индустрии.
До этого мы вместе работали, и как-то на открытии одного заведения стали обсуждать, что делают другие в сфере создания замен сухих сиропов. И поняли, что такое производство можем сделать и мы. Сам продукт — сухой сироп — нам нравился, он решал очень много проблем кофеен. Да и не только кофеен, но и баров и ресторанов. Но нам не нравилось, как его делают другие, начиная с разработки продукта и заканчивая продажей и ведением клиента после продажи.
И мы решили, что надо попробовать сделать самим. От идеи до запуска, когда мы начали принимать первые заказы, у нас прошло порядка полугода. Но сначала мы нашли человека, который был готов вложиться деньгами, а от нас нужны были руки, мозги, идеи. По сути, это был абсолютный стартап. У нас не было опыта ведения бизнеса, поэтому начинали по чуть-чуть, потихонечку, без больших вложений. А кофейня родилась чисто случайно. Уже намного позже.
— Ты сказал, что это был для вас первый опыт открытия бизнеса. Насколько сложно в принципе в России, в Москве в частности, стать успешным представителем МСП? С какими трудностями на старте ты столкнулся и сталкиваешься, возможно, до сих пор?
— Интересный вопрос. С трудностями ты будешь сталкиваться всегда. Мне кажется, если ты открываешь что-то свое, начинаешь работать на себя, то ты должен быть готов к постоянным сложностям. В принципе, жизнь довольно сложная штука. Она всегда тебе что-то интересное подкидывает. Вначале, конечно, когда ты только-только запускаешься и еще ничего не знаешь — куда бежать, что делать, — тебе все страшно. И даже если вы в команде, вам всем будем страшно. Ошибки были, их сейчас даже сложно перечислить. И это были ошибки стратегического характера, когда ты не знаешь, как выработать какую-либо стратегию. Но это не было что-то критичное, потому что, как показала практика, по большей части все, что мы делаем, работает.
Плюс когда заходишь на рынок, будучи новичком, тебе сложно. Даже если тебя в индустрии знают как человека, тебя не знают как поставщика. И к тебе в этом лице еще нет доверия. И даже друзья, знакомые, муж и коллеги по цеху не спешат у тебя заказывать, потому что не знают, какой ты производитель и поставщик, насколько у тебя качественный продукт, насколько он у тебя стабилен, сможешь ли ты отрабатывать их запросы. И в этом была самая большая сложность. Плюс надо стремиться выработать систему, которая будет в итоге масштабируема и эффективна. Чтобы у тебя не тратилось очень много времени на рабочие процессы. Это было самое сложное, и, в принципе, наверное, частично это и остается.