Я в кризисе
Некоторые психологически продвинутые родители любое плохое поведение ребенка списывают на кризис, а некоторые не замечают очевидного: за буйством и капризами прячется переход на новую ступень развития. Вот они, очень важные этапы развития ребенка: год, три года и семь лет.
Зачем он испортился?
«Что за дети нынче, право, никакой на них управы», – помните такую строчку из «Бременских музыкантов»? Этими словами отлично описывается основная проблема, которую отмечают родители, о каком бы нормативном возрастном кризисе ни шла речь: ребенок резко меняется, становится «трудным» и совершенно невыносимым, все уже налаженные механизмы взаимоотношений с ним словно дают сбой.
На самом деле возрастные кризисы начинаются не вдруг, изменения накапливаются постепенно, просто замечаем мы их, когда они достигают некой критической массы. Периодически в родительских сообществах всплывает идея, что воспитывать детей надо правильно, тогда никаких кризисов не будет. Увы, хочется нам того или нет, но возрастные кризисы – непреложный закон развития. Разные жизненные обстоятельства могут их задержать, но отменить их невозможно.
Кризис – это период и способ перехода ребенка от одной ступеньки развития к другой. Представьте себе, вы впервые сели на велосипед. Наверное, есть счастливчики, которые почти сразу сели и поехали, для многих же овладение велосипедом – не самая простая задача: тело вдруг становится каким-то неудобным, не слушается так, как раньше, ты падаешь, встаешь, отряхиваешься и справляешься с разнообразными чувствами. И это всего лишь велосипед! Ребенок же, проходя через кризис, пытается не просто овладеть каким-то навыком, а буквально заново выстроить себя и свои отношения с окружающим миром. Согласитесь, грандиозная задача. Но и награды нешуточные.
Психологи выделяют кризис новорожденности, кризис первого года жизни, кризис трех лет и кризис семи лет. Указанные возрастные границы – не четкая точка отсчета (кроме кризиса новорожденности, который идет от момента появления ребенка на свет). Дети разные, кризис может начаться раньше или позже, а характер его протекания будет зависеть не только от условий воспитания и развития, но и от врожденного темперамента ребенка. Поэтому удобнее ориентироваться не на возраст, а на некоторые признаки.
Кризис 1 года
ЧТО ПРОИСХОДИТ: Малыш догадался, что он отдельная от мамы личность, и это его одновременно пугает и радует. Новый навык – ходьба – открывает для него большие и захватывающие возможности. Теперь он пытается на прогулке убежать от мамы, дома – достать запрещенные предметы, открыть шкафы и ящики, потрогать все, что было вне доступа раньше, – в общем, значительно расширить свою территорию влияния. Вместе с освоением новых движений и возможностей появилось и много новых эмоций: сделать хочется многое, но пока мало что получается, да еще и взрослые почти не понимают, что хочет «сказать» ребенок, так что крика и слез внезапно стало гораздо больше. Мама, конечно, должна быть рядом – хотя и это желание ребенка довольно противоречиво: одинаково сильно хочется и поддержки, и самостоятельности.
КАК ПОМОЧЬ? Позвольте ребенку осваивать новые пространства, даже если вам его стремление кажется преждевременным и приносящим только волнение. Просто обезопасьте его по возможности: уберите острые и хрупкие предметы, закройте замками шкафы и ящики, выделив малышу те, которые он может открывать. Да, многие вещи не предназначены для игр – но ребенка они интересуют больше всего, так что пойдите ему навстречу, сократив количество запретов. Не пресейкате попытки самостоятельности, просто предупредите: «Мама рядом, если будет нужно – я помогу».
Объясняйте и проговаривайте свои действия – чем больше разговоров, тем лучше будет развиваться речь у ребенка, а ощущение диалога с мамой сделает его увереннее. Будьте спокойны и последовательны, а если запрещаете что-то, не ограничивайтесь простым «нет», а сразу предлагайте альтернативу: книжку рвать нельзя, зато вот этот журнал – можно. При капризах эффективнее переключать внимание ребенка – смотри, какая птичка! – а не ругать его или призывать успокоиться.
Кризис трех лет
ЧТО ПРОИСХОДИТ: «Ой, да у нас непрекращающийся кризис трех лет», – иногда жалуются родители, характеризуя ребенка как капризного, несговорчивого, упрямого и грубого. Здесь очень важно отделить кризис от других проявлений, особенностей характера или воспитания.
Основной признак того, что мы имеем дело именно с этим кризисом, – негативизм. Его нужно отличать от упрямства. Цель упрямства – получить желаемое или, наоборот, не делать того, что не хочется. Цель негативизма – сделать не так, как сказал взрослый. Часто это выглядит крайне противоречиво: «Пойдем гулять, смотри какое солнышко на улице». – «Не хочу, не пойду!!!» – «Ты хочешь побыть дома?» – «Ааа, не хочу дома!!!» И так по десятку раз за день. Причем сам ребенок переживает не меньше, чем обескураженный его метаниями взрослый.
В процессе отделения от мамы малыш пробует установить с ней новые отношения: теперь он уверен, что может сам принимать решения, и хочет, чтобы его права признавали. А еще ребенок «замечает» других детей: теперь на детской площадке малыши могут играть вместе, и это, конечно, невозможно без конфликтов.
КАК ПОМОЧЬ? Сохраняйте спокойствие: ваша задача сейчас – не добиться полного послушания, а научить ребенка справляться с импульсивностью и предоставить поддержку. Чтобы снизить накал, попробуйте в одной трети ситуаций соглашаться с ним, даже если это выглядит как «идти на поводу», подчеркивая это: «Давай сделаем так, как ты хочешь». В одной трети – настаивать на своем, и еще в одной – предлагать «ты мне – я тебе», например: «Ты убираешь игрушки, а я читаю тебе еще одну сказку». Самое время освоить и волшебную формулу «давай меняться» – учите ребенка не отнимать игрушки у других, а предлагать обмен. Обращаясь к ребенку, попробуйте пользоваться не указаниями, а вопросами с вариантами ответа: не «Пора уходить с площадки», а «Ты хочешь погулять еще пять минут или зайти в магазин?» Предлагайте выбор – каким способом это будет сделано, в какое время. Предоставьте ребенку свое пространство – комнату или уголок, подчеркивайте эту принадлежность, спрашивайте разрешения, прежде чем взять его вещь.