«В детстве не наигрался»
Так обычно говорят о взрослом, который продолжает вести себя как ребенок. Что это, просто фигура речи? Или в этом есть правда жизни? В какие игры можно или, наоборот, не стоит играть детям, чтобы не пожинать вредные плоды в будущем? Объясняют эксперты
«Мой муж, которому сейчас 32 года, каждый день приходит с работы и садится за компьютер «пострелять, побегать с топориками, — рассказывает 27-летняя Ирина. — Я сначала переживала: странно, что взрослый мужчина играет с друзьями в Сети. А потом подумала — ну а что такого, может, нужно человеку разрядиться. Если это не влияет на отношения, меня это не волнует». Не волнуется — пока что — и Инесса, чей 14-летний сын, бросая школьный рюкзак у порога, несется к компьютеру. «Конечно, я слежу, чтобы не упустить момент, когда его перестанет интересовать что-либо, кроме игр. Но сейчас его внимания хватает на все — и на учебу, и на друзей, и на компьютерные игры».
С помощью игры мы решаем определенные задачи. На каждом этапе взросления они разные. И если был сбой и мы что-то недорешали вовремя, то наверстываем, будучи уже далеко не детьми. Поэтому ребенок должен наиграться до 7 лет, причем сделать это правильно. Какие же задачи дети решают на разных этапах своего развития?
Принимать правила
«Считается, что к 7 годам ребенок должен научиться играть по правилам. Именно в этом возрасте дети становятся школьниками, а школа — это система жестких правил. С момента рождения психика человека постоянно усложняется. И если поначалу ребенок пытается манипулировать игрушками, брать в руки погремушки, то с года до двух с половиной лет он увлечен стереотипными играми», — говорит Татьяна Пуйда. Именно в этот момент дети могут подолгу «переливать из пустого в порожнее»: они играют водой, пересыпают песок или муку из одной посуды в другую. Многие родители недооценивают важность этого процесса. Им больно видеть, что дитя бессмысленно проводит время. Но это не так. Дети учатся играть самостоятельно, ими движет желание познавать мир, занимать себя. Им важен не результат, а процесс.
Важно, чтобы родители соблюдали баланс: в любом возрасте давали ребенку пространство и время для самостоятельных игр
«Лет семь назад ко мне приходило на прием много родителей с похожими проблемами, и это не случайно, — вспоминает Татьяна Пуйда. — Лет 12-15 назад было модно раннее развитие, когда ребенка постоянно чем-то занимали, ему не давали возможности самостоятельной игры — той самой, когда он часами может переливать воду из тазика в кувшин и обратно, получая огромное удовольствие от процесса».
«Ранних» детей чуть ли не с рождения учили работать на результат — если что-то делать, то непременно с какой-то целью: складывать кубики, читать слова и так далее. У таких детей в будущем могут возникать различные сложности, начиная с постоянной зависимости от хорошей оценки со стороны, заканчивая сложностями в формировании эмпатии. Вследствие этого не развивается сочувствие и сопереживание к другим людям, что может привести к неспособности устанавливать отношения. Такие дети обладают энциклопедическими знаниями, но их эмоциональная сфера остается на уровне трехлетнего ребенка — в этом возрасте ребенок только начинает осознавать свои эмоции и эмоционально отделяется от матери.