Как складывалась карьера личного адвоката Дональда Трампа Майкла Коэна

ForbesБизнес

«Питбуль» Трампа и русская мафия: как разбогател личный юрист президента США

Forbes проследил, как складывалась карьера личного адвоката Дональда Трампа Майкла Коэна, чья биография похожа на криминальную сагу с участием советских эмигрантов в Америке

Дмитрий Яковенко

«Я вцеплюсь вам в глотку и не отпущу, пока не закончу» — такие незавидные перспективы в 2011 году Майкл Коэн, личный адвокат Дональда Трампа, рисовал всем, кто вздумает перейти дорогу его клиенту. Коэн, прозванный за жесткость и преданность Трампу «Питбулем», познакомился с будущим президентом США еще в 2001 году. Он купил несколько апартаментов в Trump World Tower и вскоре стал активно инвестировать и в другую недвижимость, которую возводила Trump Organization.

«Он инвестирует в мою недвижимость, потому что любит делать деньги — и делает», — рассказывал о своем адвокате Трамп в 2007 году. Трудно придумать более подходящую характеристику для человека, рискующего оказаться в центре одного из крупнейших коррупционных скандалов в Америке последних лет, в который могут быть вовлечены крупнейшие американские компании, российский миллиардер Виктор Вексельберг и одна порнозвезда. Forbes проследил, как складывалась биография Майкла Коэна, на чем он построил свое состояние и что помогло ему войти в ближний круг Дональда Трампа.

Таксист с Брайтон-Бич

Майкл Коэн родился в 1966 году в семье хирурга, бежавшего из захваченной нацистами Польши в США. Детство Коэн провел на Лонг-Айленде в окружении советских эмигрантов, что определило его карьеру и круг общения на всю дальнейшую жизнь. Атмосфера, в которой рос Коэн, была весьма специфической. Например, его дядя Мортон Левин владел бруклинским клубом El Caribe, в котором в 1970-1980-х «заседал» Евсей Агрон, неофициально считавшийся главарем первой русской мафии в Америке. Агрона застрелили в 1985 году — Коэну тогда было 19 лет. Впрочем, ему, как писал в своей книге «Трамп/Россия. Исчерпывающая история» журналист Сет Хеттен (в 2004 году он получил известность, когда нашел и опубликовал серию фотографий, на которых американские военные издеваются над военнопленными в Ираке), принадлежала доля в El Caribe, от которой Коэн отказался, когда Трампа избрали президентом США.

Майкл Коэн
Фото: Майкл Коэн / Фото Seth Wenig / AP / TASS

Сам Коэн в одном из интервью рассказывал, что еще в юности научился говорить по-русски — помогли частые визиты на Брайтон-Бич, облюбованный советскими эмигрантами. Здесь юный Коэн гостил у своей подруги Лауры Шустерман, на которой женился в начале 1990-х. Тогда же Коэн начал заниматься юридической практикой. Сделать выбор в пользу юриспруденции, как Коэн рассказывал в одном из интервью, ему помогла бабушка, пригрозившая в противном случае лишить внука наследства. «Нет у вас никаких денег», — огрызнулся тогда Коэн, за что схлопотал оплеуху.

Впрочем, свои первые большие деньги Коэн заработал на инвестициях в нью-йоркское такси. В этот бизнес он попал благодаря тестю Фиме Шустерману, который еще в середине 1970-х эмигрировал из Украины в США, какое-то время работал таксистом в Нью-Йорке, а потом создал несколько фирм такси. Методы ведения бизнеса не всегда отличались чистоплотностью. В 1993 году у Налоговой службы США (IRA) появились претензии к Фиме Шустерману и его партнерам. Бизнесмены оказались замешаны в схеме фальсификации налоговых деклараций нью-йоркских служб такси. Шустерман полностью признал вину.

В 1997 году таксомоторным бизнесом начал заниматься и Коэн. Он зарегистрировал несколько фирм, через которые начал скупать (в том числе у собственного тестя) так называемые медальоны — специальные знаки, устанавливаемые на капоты автомобилей. Для желтых американских такси медальоны — аналог лицензии. Их могут приобретать как сами таксисты (аналог персональной лицензии), так и таксомоторные компании, владеющие автомобильным парком. Долгое время медальоны были не только необходимым условием для работы в индустрии такси, но и хорошим вложением. Год от года они росли в цене — инвестиции в них сейчас сравнивают с бумом на рынке американской недвижимости. Медальоны покупали на заемные средства, закладывали их снова и покупали новые. По такой же схеме работал и Коэн.

В 2003 году под управлением Коэна было 200 машин — эту информацию он раскрыл, когда попытался избраться от Республиканской партии в Городской совет Нью-Йорка, но потерпел неудачу. В таксомоторном бизнесе у Коэна был партнер — Саймон Гарбер, одессит, в конце 1970-х перебравшийся в США. Еще в конце 1980-х Гарбер, начинавший с частного извоза, контролировал парк более чем из 200 такси в Нью-Йорке. А в 1992 году на отдыхе в Монако он познакомился с российским сенатором Владимиром Слуцкером. Как писало издание Chicago Tribune, Слуцкер убедил Гарбера заняться таксомоторным бизнесом в России. Вместе с партнерами и под личным кураторством Юрия Лужкова Гарбер создал компанию «Московское такси», в парке которой к кризису 1998 года было около 2500 машин.

После кризиса Гарбер продал компанию и начал строить новый таксомоторный бизнес в Чикаго. К лету 2003 года под его управлением было 300 машин, в 2012 году его компании Chicago Carriage Cab и Royal 3 CCC Chicago Taxi Association стали крупнейшими в городе и управляли таксопарком из 831 автомобиля.

Фото Mario Tama / Getty Images / Фото Mario Tama / Getty Images

Когда именно началось сотрудничество Гарбера с Коэном и как распределялись в нем роли, неизвестно. Сам Коэн утверждал, что Гарбер был его партнером еще в 1999 году — в компании Manhattan Maintenance. А издание Forward.com предполагает, что сотрудничество могло не ограничиваться американским рынком. Якобы в 2008 году на одной из вечеринок Коэн хвастался, что основной доход ему приносят инвестиции в российские таксомоторные компании. В 2006 году Коэн перешел на работу к Трампу и отошел от управления таксомоторным бизнесом. Как писало издание Buzzfeed, компания Гарбера Yellow Cab SLSJET начала ежемесячно выплачивать Коэну $69 000 за использование 30 принадлежавших ему медальонов такси. В 2012 году эта сумма, как сообщало издание Washington Post, выросла до $90 000. Тогда же Гарбер обвинил Коэна в том, что тот самолично перезаключил контракты с Yellow Cab SLSJET, увеличив выплаты. Партнерство развалилось.

Примечательно, что и юридическая практика, которой с середины 1990-х занимался Коэн, была напрямую связана с автомобилями. Как сам он рассказал Rolling Stone, в 1996-2006 годах 90% дел, которые он вел, заключалось в подаче исков к страховым компаниям от жертв автомобильных аварий: по закону штата Нью-Йорк пострадавшие в ДТП могли претендовать на компенсацию до $50 000. Как пишет Rolling Stone, щедрые компенсации породили целую индустрию постановочных аварий. Издание приводит пример крупнейшей в истории аферы, обошедшейся американским страховщикам в $257 млн и прозванной Operation BORIS (акроним от Big Organized Russian Insurance Scam). Среди ее организаторов были русскоговорящие американцы, в нее вовлечены сотни клиник, выдававших жертвам мнимых аварий фальшивые медицинские справки и направления на дорогостоящее лечение. По такой же схеме работала клиника Life Quality Medical, чей совладелец Жанна Каневская была обвинена в страховом мошенничестве в 2005 году. Юридические консультации клинике оказывал Майкл Коэн. Как выяснило Rolling Stone, в организации подставных аварий были в 2000-е обвинены некоторые его клиенты. Впрочем, самому Коэну никогда не предъявляли обвинений по делам о страховом мошенничестве.

«Решала» для миллиардера

Город Санни-Айлс-Бич на берегу Атлантического океана во Флориде называют Маленькой Москвой: настолько его любят русские. Они начали съезжаться сюда в начале 2000-х, когда город захлестнул строительный бум. В стороне от него, разумеется, не остался Дональд Трамп, построивший вместе с партнерами в Санни-Айлс-Бич семь небоскребов. По данным Reuters, недвижимость в них почти на $100 млн скупили как минимум 63 человека с российскими паспортами — в том числе топ-менеджеры «Газпрома». Сет Хеттен в книге «Трамп/Россия. Исчерпывающая история» пишет, что для многих из них инвестиции в небоскребы Трампа были частью схем по отмыванию денег. «Гений Трампа — злой или добрый — состоял в том, что он превратил криминальные русские деньги из эпизодического источника дохода в центральную часть своего бизнес-плана», — безапелляционно утверждает на страницах книги Хеттена бывший американский прокурор, а теперь адвокат Кеннет Маккаллиона. Forbes в 2016 году нашел среди обитателей домов Трампа в Санни-Айлс-Бич немало выходцев из России, в том числе нескольких лидеров оргпреступности и аферистов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как сериал «Ничего не говори» рассказывает о конфликте в Северной Ирландии Как сериал «Ничего не говори» рассказывает о конфликте в Северной Ирландии

«Ничего не говори»: трагедия Джин МакКонвилл и теракт в Северной Ирландии

Forbes
Как футболки сборной Нигерии стали фэшн феноменом Как футболки сборной Нигерии стали фэшн феноменом

Форма сборной Нигерии по футболу обсуждается повсюду и стремительно продается

GQ
Бренд или не бренд: при поиске работы треть соискателей не доверяют франшизам Бренд или не бренд: при поиске работы треть соискателей не доверяют франшизам

Почему соискатели не готовы рассматривать вакансии в компаниях-франчайзи?

Forbes
Вспомнить всех Вспомнить всех

Как растиражированный образ неизвестного солдата вернулся домой

Огонёк
Быть отцом: как в мире развивается тренд на осознанное отцовство Быть отцом: как в мире развивается тренд на осознанное отцовство

Что такое осознанное отцовство и почему в России развивается эта концепция

Правила жизни
Фотосессия в парке: лайфхаки от fashion-фотографа Олега Зотова Фотосессия в парке: лайфхаки от fashion-фотографа Олега Зотова

Наступило лето, а значит, самое время для фотосессий на фоне ярких цветов

Cosmopolitan
12 фактов о сериале «Место встречи изменить нельзя» 12 фактов о сериале «Место встречи изменить нельзя»

Читай смело — мы не раскроем, кто оказался убийцей!

Maxim
Солнечный друг: нужны ли солнцезащитные средства в городе Солнечный друг: нужны ли солнцезащитные средства в городе

Когда и какие солнцезащитные меры принимать

Esquire
Три способа провести выходные с пользой для здоровья Три способа провести выходные с пользой для здоровья

ЗОЖ не только для тех, кто помешался на петрушке и токсинах

Esquire
Привычки, которые мешают женщинам быть лидерами Привычки, которые мешают женщинам быть лидерами

Какие установки нас ограничивают?

Psychologies
Потратил Потратил

С Егора Крида и его друга требуют в суде полмиллиона рублей.

StarHit
Комментаторы «Матч ТВ» Михаил Моссаковский и Денис Казанский: «Дзюба заслужил место в основе» Комментаторы «Матч ТВ» Михаил Моссаковский и Денис Казанский: «Дзюба заслужил место в основе»

Комментаторы поделились своим мнением, кто станет главной звездой матча

Maxim
Аудиокниги: от кризиса к росту Аудиокниги: от кризиса к росту

За последний год рынок аудиокниг вырос на сто процентов

Эксперт
Вяленое мясо в домашних условиях: 5 простых шагов, и вы в раю Вяленое мясо в домашних условиях: 5 простых шагов, и вы в раю

Максимально вкусная закуска при затрате минимума усилий

Playboy
Как научиться водить машину? Полезные советы, чтобы стать «малышом на драйве» Как научиться водить машину? Полезные советы, чтобы стать «малышом на драйве»

Как освоить навыки профессионального водилы?

Playboy
5 ресторанов, где можно познакомиться с иностранцами 5 ресторанов, где можно познакомиться с иностранцами

Выбирать ресторан или национальность своего футбольного парня – тебе!

Cosmopolitan
Промывание мозгов: Как изменить психику с помощью обычной воды Промывание мозгов: Как изменить психику с помощью обычной воды

Временно изменить некоторые свойства психики можно с помощью воды

Популярная механика
Комиссар и «Абракадабра» Комиссар и «Абракадабра»

Почему важно находить новых Модильяни

Русский репортер
Василий Уткин вернулся в эфир! Ты ждал этого много лет! Василий Уткин вернулся в эфир! Ты ждал этого много лет!

Василий Уткин вернулся в федеральный эфир

Maxim
Режиссер Александр Девриндт:Я манипулирую зрителями, чтобы показать реальную жизнь Режиссер Александр Девриндт:Я манипулирую зрителями, чтобы показать реальную жизнь

В Москве пройдут сразу две премьеры от Александра Девриндта

СНОБ
Солнце заходить не собирается Солнце заходить не собирается

Суровые красоты Кольского полуострова

АвтоМир
Короткое. Долгое. Вечное Короткое. Долгое. Вечное

От А до Я: словарь жизни и творчества Киры Муратовой

Русский репортер
«Горжусь, что я узбек»: правила бизнеса Алишера Усманова «Горжусь, что я узбек»: правила бизнеса Алишера Усманова

Совладелец «Мегафона» и Mail.ru о своей национальности, совести, филантропии

Forbes
Летние новые музыкальные фестивали: выбор Бориса Барабанова Летние новые музыкальные фестивали: выбор Бориса Барабанова

Фестивали, на которые стоит поехать этим летом — пора планировать отпуск!

Esquire
Тест и обзор Huawei P20: как iPhone X, только на Android Тест и обзор Huawei P20: как iPhone X, только на Android

Недорогая альтернатива P20 Pro

CHIP
Все краски Туниса Все краски Туниса

Путешествие по Тунису напоминает слайд-шоу в старинном диапроекторе

Лиза
В ответе за цех В ответе за цех

Ев­ге­ний Са­вин по­мо­га­ет сори­ен­ти­ро­вать­ся в ре­а­ли­ях фут­бо­ла

Glamour
Как устроен вантовый мост? Как устроен вантовый мост?

Из всех гигантских сооружений вантовые мосты, пожалуй, больше всех радуют глаз

Популярная механика
Ford Explorer: дело выгодное Ford Explorer: дело выгодное

Пятое поколение Explorer изменило традициям модели

АвтоМир
Music.Football 2018: Pendulum DJ set Music.Football 2018: Pendulum DJ set

Суперзвезды будут аккомпанировать самым значимым футбольным баталиям

Maxim
Открыть в приложении