"История одного назначения": фильм Дуни Смирновой, который нельзя пропустить
На "Кинотавре" показали новый фильм Дуни Смирновой о том, как Лев Толстой защищал в суде военного писаря Василия Шабунина, приговоренного к расстрелу за пощечину командиру. В фильме снялись Евгений Харитонов, Ирина Горбачева, Анна Михалкова и другие.
Но на протяжении всего последнего дня "Кинотавра" побеждала “История одного назначения” Авдотьи Смирновой. Утром 10 июня ее наградили члены Гильдии кинокритиков, а днем ей достался приз зрительских симпатий от гостей фестиваля. Кажется, все идет к победе и у профессионального жюри. Однако в каком-то смысле “История одного назначения” — это русские “Три билборда на границе Эббинга, Миссури”, которым тоже везло с призами от зрителей (в Торонто) и киноведов (по всей Америке), но в итоге не повезло на “Оскаре”. Так что на “Кинотавре” все еще остается интрига. Но уже очевидно, что костюмная драма “История одного назначения” — самый злободневный из 22 полнометражных и 29 короткометражных фильмов фестиваля.
Подлинная суть названия картины Дуни Смирновой стала понятна еще до показа, когда режиссер со сцены обратилась к судьям, которым предстоит вынести приговор Кириллу Серебренникову. Предназначение ленты — напомнить о том, что милосердие может быть выше правосудия, и сложно представить другого русского писателя, который столь же успешно справился бы с адвокатурой этой идеи. Но Лев Толстой (на диво убедительный Евгений Харитонов) — не главный герой фильма; более того, в описанный период он еще даже не кажется моральным авторитетом — скорее таким же несовершенным человеком, как и все мы. Просвещенный поручик Григорий Колокольцев (блестящий дебютант Алексей Смирнов), полфильма выдающий себя за главного героя, тоже в какой-то момент отходит на второй план. А на первом появляется маленький человек — полковой писарь Шабунин (выпускник ВТУ им. Щепкина Филипп Гуревич), которого вот-вот казнят, но не за систематическое проявление малодушия (писарь помогает офицерам воровать), а за разовую вспышку достоинства и благородства.
Сюжет такой: устав прожигать жизнь в столице и напоследок напоив слона в цирке шампанским (отчего тот издох; первая за фильм метафора отношений между просветителями и народом в России), юный поручик Колокольцев решает спрятаться от отца-генерала в Тульской губернии. По пути к новой воинской части он встречает Льва Толстого, заканчивающего работу над “Войной и миром”. Прибыв в полк, Колокольцев пытается открыть школу для солдат и что-то сделать с бессмысленной муштрой. Офицеры над его потугами смеются, а мудрый Толстой их и не останавливает, и не поощряет. Он и сам в разгаре реформ: развивает в Ясной Поляне крестьянскую школу; покупает свиней в Японии, а удобрение — в Латинской Америке.