Створка с Николой
Хочу рассказать об очень интересном предмете — створке складня «Николай Можайский со сценами жития» в четырнадцати клеймах.
Иконы святого Николая, или Николы, были очень распространены в России. А житийные иконы Николы, где в картинках рассказывается обо всех чудесах и подвигах святителя, были самыми распространёнными среди всех житийных икон.
Створка, о которой пойдёт речь, — правая часть двустворчатого складня. На левой створке был изображён «Акафист Богоматери». Но, когда наследники делили имущество, доставшееся от стариков, складень разобрали и «Никола» остался в Невьянске, а «Акафист Богоматери» уехал в Ялуторовск.
Очень жаль, что створка всего одна. Сконструирована она была так, что потеряться не могла. Складень можно было только разобрать.
На самом деле такие вещи происходили не только при разделе имущества. Когда-то, много лет назад, пожилой старообрядец показал мне створку от складня, к уголкам которого был привязан длинный сыромятный ремешок (створка древняя и потемневшая, и не помню уже, что на ней было), и сказал, что этой иконой благословили его отца, когда он уходил на Первую мировую. А вторую створку взял брат отца, который с войны не вернулся. Я спросил, почему ремешок. А он говорит: «Отец рассказывал, когда доводилось подниматься в атаку, на грудь вешал». Я запомнил эту историю, но никаких подтверждений никогда этому не слышал.
И вдруг совершенно случайно читаю книгу «Дроздовцы в огне. Картины Гражданской войны 1918–20 годов» (Мюнхен, 1948 год). Автор — боевой офицер, белый генерал Антон Васильевич Туркул. Интересные и бесхитростные воспоминания. И вижу: «…Сибиряки, чалдоны, крепкий народ. Я помню, как эти остроглазые и гордые бородачи ходили в атаку с иконами поверх шинели, а иконы большие, почерневшие, дедовские».