Чернобыльское досье КГБ
Украинская власть, какую бы фамилию ни носил президент страны, в несколько приёмов за последние годы рассекретила огромный массив документов КГБ, относящихся к чернобыльской катастрофе. Пролистаем избранные страницы этого досье.
До аварии
Ошибается тот, кто ищет причины аварии, случившейся 26 апреля 1986 года, то ли в человеческом факторе, то ли в техногенном. Всё намного сложнее и глубже. Читая донесения чекистов разного уровня, приходишь к выводу, что будущая катастрофа была заложена уже в самом решении о строительстве ЧАЭС.
Так, подтвердились догадки относительно того, что станция была возведена с серьёзными нарушениями технического регламента. Ещё 2 апреля 1973 года, за 13 лет до аварии, начальник Управления КГБ по Киевской области в докладной записке первому секретарю Киевского обкома КП Украины Цыбулько В. М. перечисляет множество недостатков при строительстве ЧАЭС. Ну и, конечно, куда без этого, сообщает о воровстве материалов со стройплощадки — общей беде советских строек.
А вот весьма объёмная докладная записка на имя начальника Управления КГБ СССР по Киеву и Киевской области от его чернобыльского подчинённого. От агентуры и доверенных лиц, пишет он, поступают данные о том, что руководители строительством идут на грубейшие нарушения технологических норм, «думая только о том, как быстрее сдать объекты, не заботясь… о возможных трагических последствиях».
Здесь же речь идёт об ошибках в покрытии машинного зала, что вполне могло стать причиной того, что его крыша была пробита обломками активной зоны реактора во время аварии 1986 года. Много сказано в записке и про плохую гидроизоляцию энергоблоков.
В 1984 году КГБ констатировал, что 3-й и 4-й блоки ЧАЭС имели серьёзные конструктивные недостатки, из-за которых частично начали разрушаться перекрытия блоков. И вывод: «Конструктивные недостатки реактора, а также отдельные нарушения правил его эксплуатации могут стать причинами серьёзных аварий».
Авария
В одной из первых секретных сводок после взрыва 26 апреля работники КГБ сообщают ЦК КПСС о том, что произошло на атомной электростанции, об эвакуации жителей Припяти и госпитализации пожарных. И сразу же поиски виновных: «Оперативно-следственной группой КГБ УССР... проверяется версия о возможном диверсионном умысле, — сказано в сообщении. — Осуществляются мероприятия по недопущению распространения панических слухов и тенденциозной информации».
При этом сами чекисты понимают всю серьёзность ситуации. Население Припяти, докладывают они в высшие партийные органы, практически полностью эвакуировано (свыше 44,5 тысяч человек). «В городе осталось более 5 тыс. человек для проведения неотложных работ. Для сопровождения эвакуированных и обеспечения порядка задействовано 1500 работников милиции, в районы размещения направлены оперативные группы сотрудников УКГБ по г. Киеву и Киевской области и УВД. Проводятся работы по локализации очага с использованием вертолётов».
И далее: «27 апреля получены данные о проявлении беспокойства некоторых жителей отдельных районов Житомирской и Черниговской областей в связи с распространением, как они полагают, радиации на территорию указанных областей. В Черниговской области из числа прибывших из г. Припяти госпитализированы 29 чел. с признаками возможного радиационного облучения».